Метрополитен Петербурга уникален и неповторим, как и весь город-музей, которым, по сути, является и вся северная столица.
Основным транспортным узлом Санкт-Петербурга является метрополитен, который был открыт в 1955 году. Всего через 11 лет после страшной блокады, унесшей огромное количество человеческих жизней, началось претворение в жизнь этого грандиозного проекта. Петербургское метро уникально тем, что оно в мире является самым глубоким. На глубине более 50 метров располагаются 57 станций, а станция Адмиралтейская – на уровне 86 метров.
Метро Петербурга состоит из 5 линий, тем не менее, все они полностью охватывают город, и любой горожанин или гость северной столицы сможет быстро и легко добраться до любой из 64 станций. Семь станций петербургского метрополитена являются пересадочными, а 11 соединяются с вокзалами, что также благотворно влияет на инфраструктуру города. По уровню своей загруженности Петербургский метрополитен занимает 15 место в мире.
Проектирование метрополитена началось еще до войны, а в начале 1941 года была создана специальная дирекция строительства, которая к апрелю 1941 года осуществила закладку 34 шахтных стволов (во время войны их пришлось затопить). Строительство метро развернулось во всю мощь в сентябре 1947 года, а 7 октября 1955, за месяц до открытия был запущен обкаточный электропоезд Ленинградского метрополитена.
Первая линия (Кировско-Выборгская ) в 1958 году была продлена, а в 1961 году была открыта вторая, Московско-Петроградская. Немного позже, в 1967 году открыта была Невско-Василеостровская линия. В 1985 году состоялось открытие Правобережной линии, четвертой по счету. Совсем недавно в декабре 2008 года заработала новая, Фрунзенско- Приморская линия.
Самой длинной является Кировско-Выборгская линия. Она протянулась на 29,65 км и имеет в своем составе 19 станций. Самой короткой (11,21км.) на сегодняшний день является Правобережная линия. На ней расположены 8 станций, а время поездки составляет всего 19 минут.
60 станций Петербургского метрополитена являются станциями глубокого заложения, три станции – мелкого, а 4 – это наземные. Фрунзенско-Приморская и Правобережная – это станции глубокого заложения.
В 1997 году была построена первая в мире пересадочная двухъярусная односводчатая станция метро Спортивная.
В Петербургском метро использованы впервые в мире горизонтальные лифты или станции закрытого типа. Этих станций всего 10 и они уникальны тем, что больше не сооружаются, следовательно, кроме Петербурга нигде не встречаются.