01.04.2014
В настоящее время современное российское общество столкнулось с кризисом человека в человеке. Агрессивность поведения, тенденции к закрытому образу жизни, неумение общаться - ряд закономерных причин, повлекших за собой возникновение социально-нравственного кризиса в обществе.
Несмотря на стремление родителей и педагогов создавать условия для становления эмоциональной отзывчивости и способности к сопереживанию, у современного ребенка могут проявляться жестокость и безразличие. В данной статье рассматривается проблема формирования способности сопереживать другим людям (взрослым, сверстникам), сюжетно-ролевая игра определена как педагогическое средство, необходимое для того, чтобы дети старшего дошкольного возраста были способными к сопереживанию. Цель исследования: формирование способности сопереживать другим людям у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования:
1) анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2) изучение уровня развития способности старшего дошкольника сопереживать другим людям (взрослым и сверстникам);
3) составление методических рекомендаций для родителей и педагогов по формированию способности сопереживать.
Мы предполагаем, что сюжетно-ролевые игры являются эффективным педагогическим средством формирования способности сопереживать другим людям у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что Развитие эмоциональной сферы дошкольника и на этой основе воспитание детских чувств является первостепенной задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума (А.В. Запорожец). Впервые динамику протекания эмпатийного процесса в дошкольном детстве определил А.В. Запорожец, которую можно представить в виде формулы: от сопереживания к сочувствию и к реальному содействию.
В дошкольном возрасте сопереживание является одним из главных механизмов воспитания чувств, основой нравственного поведения ребенка. Это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. А.Д. Кошелева указывает на то, что при удовлетворении | потребности в собственном благополучии проявляется сопереживание, а при удовлетворении потребности в благополучии другого - сочувствие. Многие исследователи (В.П. Юсупов, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации, определяемый наличием у ребенка сопереживания, сочувствия и содействия, которые способствуют общению детей в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты! отношений с другими людьми.
На эмоциональную основу игры обращали внимание многие исследователи, подчеркивая, что основной смысл игры заключается в разнообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе происходят преобразования аффективных замыслов, сложившихся » жизненном опыте дошкольника. А.Н. Леонтьев рассматривал игру как эмоционально-действенное освоение мира, что имеет большое значение для организаций практической работы в дошкольном образовательном учреждении. В игре проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны ребенку, а в сюжетно-ролевой игре эмоции программируются в ролях посредством сочинения и проигрывания игрового сюжета, соблюдения игровых правил. Таким образом, на этапе анализа теоретической литературы мы получили подтверждение нашему гипотетическому предположению о том, что организация сюжетно-ролевой игры может являться педагогическим средством формирования способности сопереживать другим людям у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: С. Шалагина, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева), Научный руководитель -канд. пед. наук, доцент Т.В. Пуртова По материалам сайта "научные статьи,публикации" http://greyish.ru".
← Назад
|