19.11.2012
Скрытые сокровища Венгрии и Чехии: Крестьянское народное искусство
Венгрия и Чехия – две Европейских страны, пользующихся наибольшей популярностью у российских туристов. Эдакое массовое «паломничество» в Прагу за вкусным пивом и в Будапешт за шедеврами модерна стало для нас привычным и понятным. Но есть в этих странах и менее явные достопримечательности и шедевры, стоящие внимания путешественника — это произведения народного традиционного искусства. Если вы отправляетесь на отдых в Венгрии, не поленитесь заглянуть, в менее растиражированные места, небольшие городки, этнографические музеи, или просто обратите внимание на черты традиционных интерьеров ресторанов и кафе в Будапеште — даже в этих мелочах можно заметить черты аутентичного венгерского понимания красоты, стремления к гармонии с природой и самими собой.
Крестьянские коллективы, деревни, которые создали местные стили народного искусства, принадлежат к многослойному, сложному по своему составу обществу. В этом обществе в то же самое время разные слои жили на разный манер, по-своему осуществляя свои художественные стремления. Это положение отличает народное искусство как от гомогенного искусства племенных обществ родового строя и древних царств и империй, так и от «высокого» европейского искусства. Народное искусство не существует «в одиночку», над ним всегда имеется иного рода, «высокое», искусство того же самого общества. Между городским, придворным искусством и искусством крестьянским происходил непрерывный взаимообмен. В этом процессе самое важное, пожалуй, даже не переход некоторых мотивов и композиционных принципов. Скорее заслуживает внимания то, что народное искусство находилось в постоянном конфликте с хорошо знакомыми крестьянам формами художественного выражения других слоев. Оно либо стремилось подражать им, либо сознательно противопоставляло им себя. Это поведение определенным образом свидетельствовало об осознании крестьянскими творцами народного искусства своего общественного положения.
За последние десятилетия положение крестьян в обществе и общественное сознание крестьянства претерпели существенные изменения. Очевидно, что эти перемены отразились и в тех модификациях народного искусства, которые позволяют различать его стилистические эпохи. Поколения крестьян с изменчивыми положением и стремлениями создали изменчивое по стилю и характеру народное искусство. Рассматривая с этих позиций, учитывая различия в общественно-экономическом положении и стремлениях слоев, несущих народное искусство, можно проанализировать и объяснить неоднородный характер народного искусства различных по своему устройству европейских обществ, который так отчетливо ощущается при изучении самих произведений, но с большим трудом поддается четкому описанию.
Понятие «народное искусство» может дифференцироваться различно, в зависимости от конкретного региона Европы, но в Венгрии главным носителем этой глубинной народной культуры были и остаются в первую очередь крестьяне, аграрное население. Такую же связь можно проследить в соседних Словении, Словакии и Чехии. Кстати, отправляясь в туры в Чехию, постарайтесь обратить внимание не только на знаменитые шедевры замковой готической архитектуры, а и не те немногие, подчас незаметные черты истинно народного, традиционного искусства, которые еще можно видеть в этой стране, особенно в ее сельских районах.
Многочисленные техники и предметы классического народного искусства сохранились и культивируются и после распада крестьянского уклада жизни, но уже не для крестьян как потребителей.
Особенно в общем пласте народного искусства Венгрии стоит выделить расписные плафоны церквей и церковную утварь XVII—XIX веков, которые свидетельствуют о художественных стремлениях крестьянского искусства более ранней эпохи. Многочисленными примерами, ознакомиться с которыми вы можете, посетив в рамках туров в Будапешт Этнографических музей города, можно воссоздать тот мир бытовой утвари, простых сосудов и инструментов, который раньше часто оттеснялся на задний план нарядными праздничными предметами. На этих примерах можно увидеть, во-первых, простые благородные практические формы, являющиеся основной ценностью крестьянского формотворчества, во-вторых, почувствовать те преобразовательные процессы, которые поднимали тот или иной предмет до символа, делали его форму такой отработанной, такой изысканной и хрупкой, что предмет, почти полностью покидая практическую сферу, переходил в благородную группу репрезентативных красивых вещей.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.