28 марта на главной
сцене Пермского городского дворца культуры им. А.Г. Солдатова – праздник: танцевальный коллектив Дворца культуры «Непоседы» празднует свое 15-летие необычно и с размахом. Вместо традиционного отчетного концерта со стандартными номерами он решил устроить полноценный творческий вечер, вспомнить лучшие постановки прошлого и удивить масштабами творческих проектов будущего. В программе с говорящим названием «Переходный возраст…» ребята пригласили своих друзей из театра «Орфей».
В мечтах – проект первого в городе музыкального театра, который вполне может стать новым городским брендом.
В год своего нынешнего юбилея «Непоседы» – это не просто ансамбль, способный соперничать с иными профессиональными коллективами города, который два раза в год ставит сольные проекты: спектакли, концертные программы.
Это настоящая большая семья, где главное – взаимопонимание и взаимовыручка. Дети в коллективе проводят время не только на репетициях и концертах, но и на отдыхе: посещают вместе театры, концерты, выставки, творческие вечера, совершают совместные походы на каток и природу. Потому-то и выпускники не забывают родной коллектив, поддерживают связь и после окончания учебы.
В разное время с коллективом сотрудничали замечательные люди, которых очень ждут во Дворце культуры в этот вечер. ДК Солдатова приглашает на праздничный концерт творческие коллективы, предприятия и организации города. И конечно, родителей и выпускников «Непосед», которые теперь уже студенты или даже выпускники вузов. Кстати, ребята разных возрастов смогут пообщаться друг с другом и после концерта – для них запланировано продолжение вечера в неформальной обстановке.
Любить искусство в себе, а не себя в искусстве Любой танец – это не просто движение, а философия, уверены в этих стенах. Отсюда – постоянное желание чего-то нового, постоянный творческий поиск. Да, в ДК Солдатова много детских коллективов, но «Непоседы» имеют собственное лицо, которое ни с кем не перепутаешь. К тому моменту, когда возник кружок, во Дворце культуры уже существовали коллектив народного танца «Юность» и коллектив классического танца «Фуэте». Существовало вокально-хореографическое направление «Капельки» и «Киндер-сюрприз». Эстрадный танец осваивали только «Непоседы». С 2004 года ансамбль носит звание образцового коллектива. Сегодня здесь занимаются самыми актуальными направлениями современного танца, который условно можно называть «эстрадным»: это и модерн, и джаз, и уличные танцы (хип-хоп), и детская хореография. Каждый год в программе обучения появляются новые направления и стили, педагоги осваивают новые формы работы, а на сцене можно увидеть эксперименты. Так, несколько лет назад в студии задумались о хип-хопе, а теперь уже два года она выпускает большие группы.
В этом заслуга прежде всего увлеченных своим делом педагогов и руководителя. «Непоседы» были созданы Ириной Викторовной Антонюк, которая до сих пор поддерживает коллектив с выездами на конкурсы, приходит на все концерты, помогает выпускникам коллектива с поиском работы. Сегодня штат преподавателей молодой и тоже очень «непоседливый». Это Надежда Николаевна Повышева, Екатерина Валерьевна Софина, Дарья Сергеевна Кравченко, Геннадий Зурабович Шарвашидзе, а также начинающий педагог-репетитор Дарья Константиновна Мякина, которая готовится к поступлению в вуз на хореографическое отделение. Все преподаватели неоднократно были награждены дипломами за балетмейстерскую работу и оформление хореографических номеров. Все педагоги регулярно ездят на мастер-классы – «если преподаватель не учится, не самосовершенствуется, дети тоже танцевать и развиваться не будут!». И руководство ДК им. Солдатова это прекрасно понимает и отправляет своих молодых педагогов на учебу в разные города.
С 2005 года руководит «Непоседами» Елена Александровна Зайцева, чья молодость и инициативность – главный «мотор» ансамбля. С самого начала Елена не хотела работать в обычном самодеятельном коллективе, пусть даже с высоким уровнем подготовки:
– Я сразу была уверена, что мы сможем заниматься большими проектами: полноценными спектаклями и концертами, придумывать праздники и другие театрализованные формы. Это было моей мечтой, которая постепенно сбывается. В 2006 году мы подготовили наш первый спектакль «Алиска в Расчудесии», который могли увидеть не только пермяки, но и москвичи. Он настолько понравился и зрителю, и самим ребятам, что перерос рамки одного спектакля и превратился в фестиваль «Алиса», который проводится на базе лицея №10 (огромное спасибо другу нашего коллектива Алексею Ивановичу Пупыреву). С тех пор в репертуаре появляются все новые театрализованные хореографические постановки. Готовим интересные праздничные выступления – например, программу, посвященную Хэллоуину. В конце февраля мы провели турнир по уличным танцам, который, надеюсь, станет традиционным и будет проходить каждые полгода, а может быть, и чаще. Уже пять лет подряд мы участвуем в проведении новогодних елок в Пермском государственном театре кукол: выступаем, помогаем в подготовке и проведении представлений. Там ребята учатся работать со взрослыми. Уже традиционным стал концерт 1 июня для школьников района. Раз в два года проходит обряд посвящения в «Непоседы»… И это только самые крупные наши мероприятия. – Но в то же время, судя по обилию призовых мест в биографии коллектива, и о выездах на конкурсы и фестивали вы не забываете? – Да, у нас есть отдельные номера, и мы часто, не менее трех раз в год, выезжаем с ними на различные конкурсы. Но все же я думаю, что для нас это не главное. Конкурсы – лишь необходимая (притом очень интересная для ребенка) часть обучения.
Ребята, находясь в другом городе, очень сближаются: помогают друг другу, будят друг друга по утрам, делятся эмоциями, переживаниями... Ссорятся, мирятся – но они понимают, как важно быть вместе, как важно уметь общаться и дружить. В поездках ребята гораздо быстрее учатся, потому что процесс обучения идет постоянно: каждый день, каждый час, каждую минуту. И дисциплина гораздо жестче во время поездок, потому что правила распространяются на жизнь вне репетиций и выступлений. Так, запрещен фаст-фуд, чипсы, газировка. Даже я, сама мама, могу не успеть научить своего ребенка элементарным вещам, потому что нам кажется, что ребенок это знает, а на самом деле – нет!
Кроме педагогов с группой на конкурсы выезжают и родители некоторых ребят – это Марина Владимировна Дробизова, Ольга Витальевна Кузнецова, Олег Фаатович Габидуллин, семьи Баталовых, Шуренковых и другие. Мы им очень благодарны за их помощь и самоотверженность. Откликаются и родители ребят, которые только в этом году пришли в «Непоседы». Это очень радует, потому что сегодня отзывчивость и взаимовыручка не так часто встречаются. Хочется пожелать, чтобы не только дети, но и их родители были «непоседами», чтобы житейские сложности не задавили ребенка, который живет в душе каждого из нас! – С какого возраста ребята начинают ездить на такие «гастроли»? – На второй-третий год обучения надо обязательно брать детей на самые разные конкурсы, чтобы они могли почувствовать эту неповторимую атмосферу. Словом, осознали, для чего они занимаются танцами. И после поездки, как правило, некоторые уходят: ребенок сознательно делает выбор – оставаться в коллективе или нет. – Но ребенок выступает на сцене, видит публику и в своем родном городе… – Огромную, если не определяющую роль в успешном выступлении на любом конкурсе играет подготовка. Время перед конкурсом – это напряженные репетиции, поздние возвращения домой, постоянные попытки сделать каждый раз что-то лучше. Именно в это время ребенок для себя решает, готов ли он отдавать себя коллективу. Или ему достаточно просто приходить пару раз в неделю на занятия, получать знания и уходить, напрочь забывая о танцах на несколько дней. В последнем случае ему нужно пробовать себя в другом коллективе, потому что настоящего творчества без взаимной отдачи не бывает. Старание и упорство, блеск в глазах и улыбки на лицах – все это непременно должен видеть педагог. Иначе его энергетике будет нечем «подпитываться». – Все родители это понимают? – К сожалению, далеко не всегда. Танец – это труд, а не просто физкультура для здоровья. У «Непосед» есть свой уровень, ниже которого падать нельзя. Наоборот, он должен все время подниматься! Развитие и в жизни, и в танце – основное. А для этого надо очень много работать. На максимуме.
Остаются на многие годы те ребята, которые готовы отдавать себя танцу, коллективу, зрителю. Которые хотят показать, чем они отличаются от других: сверстникам, родителям, руководителю или, что особенно важно, себе самому. Намного ценнее, когда ты танцуешь не для кого-то, а для себя. Но к этому приходят не сразу, до этого многих танцы привлекают просто потому, что это модно и можно похвастаться перед друзьями. Но только в том момент, когда танцор начинает танцевать для себя, рождается неповторимый танец. «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве» – мы постоянно напоминаем эти слова Станиславского своим ребятам.
Не копировать, но создавать – Сколько всего сейчас «непосед» в составе коллектива, как происходит их обучение? – Сегодня существуют две младших подготовительных, средняя и старшая группы, а также две группы ансамбля (это состав, который участвует во всех поездках) и две группы мальчиков. Всего – 150 человек.
Самые маленькие приходят к нам в пять лет и начинают заниматься два раза в неделю по часу. В программу подготовительной группы входят корригирующая гимнастика, ритмика, основы станка.
С семи лет детки приходят к нам уже три раза в неделю – это группы ансамбля, программа которых рассчитана на пять лет и в которых начинается обучение основам джаза. Но парни с девяти лет переходят в отдельную группу, где изучают популярные уличные направления – хип-хоп и элементы брейка.
Старшие группы занимаются четыре раза в неделю, постепенно выходя на модерн, контактные импровизации, сontemporary. Но среди них также есть ребята настолько влюбленные в танец, что готовы заниматься каждый день. И у них есть такая возможность: для них создан специальный факультатив – отдушина не только для детей, но и преподавателей.
Когда существующая база уже позволяет перейти к импровизациям, ребята переходят к этюдным работам. Сами могут что-то начать сочинять – или, по крайней мере, попытаться это сделать. Мне в первую очередь очень бы хотелось, чтобы у каждого из наших танцоров прежде всего преобладала умственная работа и только потом – физическая. То есть развивалось творческое мышление. Танцор XXI века – это думающий, мыслящий танцор, который обязан понимать свое тело и уметь им управлять, а не копировать то, что делают другие. – Можно ли записаться в коллектив во время этих этапов? – В «Непоседы» можно попасть в любом возрасте. Конечно, необходима хореографическая подготовка. И с обязательным условием: предупреждать бывших руководителей заранее. На отборе скрупулезно оцениваем координацию, базовую подготовку. И предупреждаем: из десяти новичков в дальнейшем в коллективе остаются один-два. Но те, кого не пугает количество уроков и темп концертной деятельности, становятся частью нашего мобильного коллектива. – Ваши ученики рассматривают коллектив как этап подготовки к дальнейшему профессиональному обучению? – По статусу мы самодеятельный коллектив, но некоторые после обучения в «Непоседах» поступают в институт, колледж культуры или хореографическое училище. Самодеятельный – не значит несерьезный. Например, из нашего нынешнего выпуска (восьмой-десятый класс) пять человек планируют продолжить свое обучение. Для самодеятельного коллектива это очень большой показатель. – В этот юбилейный год вы воссоздаете свой первый спектакль «Алиска в Расчудесии» и готовите несколько новых. Почему вы уделяете столь много времени и сил таким театрализованным формам, все-таки не типичным для ансамблей современного танца? – Создавать спектакль – ни на что не похожее занятие, вызывающее бурю восторга. Первый спектакль, музыкальную сказку «Алиска в Расчудесии», мы делали сами – подбирали музыку, думали над сценками, озвучивали (спектакль был со словами в записи). Дети играли роль в течение 50-минутного спектакля! Но спектаклем увлеклись не только наши ребята, но и зрители. Если раньше отчетные концерты проходили раз в год и собирали в основном родителей и друзей, то «Алиску» мы дали за три года десять раз, и на каждый спектакль собирался полный зал – приходили целые классы из разных школ. Каждая мизансцена была поставлена в виде игры, за что нас потом выделили на «Синей птице», где давно не видели подобных спектаклей.
Спектакли «Чудеса под крышей», «Сами с усами» – вели сами ребята. И это у них здорово получилось. Но если от старых традиционных ведущих мы отказались, то новых, необычных явлений с каждым разом становится все больше. Мы стараемся на наших концертах задействовать самые разные молодежные направления. Например, на Хэллоуин мы пригласили мастеров боди-арта, модельное агентство, музыкантов и вокалистов, а также участников из федерации паркура. Все это делается для того, чтобы на наших концертах было интересно не только ребенку пяти-десяти лет, но также одиннадцатикласснику и взрослому человеку.
Да и сами вчерашние «непоседы» выросли и стали прекрасными танцорами – и для них уже нужно что-то большее, чем детские спектакли. С другой стороны, все наши педагоги – люди предельно творческие, и им тоже нужна такая площадка, где можно было бы воплотить в жизнь все свои идеи. Закономерно, что в какой-то момент родилась идея создать музыкальный театр, на сцене которого переплетались бы разные жанры, ставились мюзиклы и оперетты. Удивительно, что в Перми, городе с богатой театральной культурой и историей, его до сих пор не существовало! «Проба пера» состоится уже в этом году, совместно с театром «Орфей». В планах – культовый бродвейский мюзикл «Вестсайдская история», спектакль «Пьяный корабль» по А. Рембо и другие спектакли.
ЦИТАТА:
«Ребенку необходимо понимать, что он кому-то нужен. А в «Непоседах» каждый ребенок очень важен и нужен. Например, если у меня в группе на занятии нет одного человека, я сразу начинаю нервничать и выяснять: что случилось, почему нет целого человека, важного человека?!»
Основные призы и победы:
2003 год – диплом в номинации «Хореография» на X Российском конкурсе-фестивале детского художественного творчества «Жар-птица», г. Иваново;
2004, 2004, 2008 годы – диплом лауреата I степени на 1-м, 2-м и 3-м Областном фестивале-конкурсе «Голубая волна», г. Геленджик;
в 2004, 2007, 2009 годах Елена Зайцева была награждена на IV областном конкурсе хореографических постановок малых форм для детей «Провинция» специальными призами; за исполнительское мастерство награждены Гущина Анастасия, Ипатова Елена;
2007 год – на III Всероссийском фестивале-конкурсе детского творчества Москва-Пермь-Транзит «Роза ветров-2007» коллектив стал дипломантом II степени в номинации «Современный танец»;
лето 2007 года – заграничный тур Франция – Чехия – Польша;
2008 – лауреатство II и III степени на конкурсе «Золотая Пальмира», Санкт-Петербург;
2008 год – диплом I степени на театральном конкурсе «Синяя птица»;
2009 год – поездка в Анапу на 3 конкурса – «Синеокая Анапа», «Радуга Дружбы», «Берега надежды».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.