Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
29.03.2010
Танцор XXI века – это думающий танцор

28 марта на главной 
сцене Пермского городского дворца культуры им. А.Г. Солдатова – праздник: танцевальный коллектив Дворца культуры «Непоседы» празднует свое 15-летие необычно и с размахом. Вместо традиционного отчетного концерта со стандартными номерами он решил устроить полноценный творческий вечер, вспомнить лучшие постановки прошлого и удивить масштабами творческих проектов будущего. В программе с говорящим названием «Переходный возраст…» ребята пригласили своих друзей из театра «Орфей».
В мечтах – проект первого в городе музыкального театра, который вполне может стать новым городским брендом.


В год своего нынешнего юбилея «Непоседы» – это не просто ансамбль, способный соперничать с иными профессиональными коллективами города, который два раза в год ставит сольные проекты: спектакли, концертные программы.
Это настоящая большая семья, где главное – взаимопонимание и взаимовыручка. Дети в коллективе проводят время не только на репетициях и концертах, но и на отдыхе: посещают вместе театры, концерты, выставки, творческие вечера, совершают совместные походы на каток и природу. Потому-то и выпускники не забывают родной коллектив, поддерживают связь и после окончания учебы.
В разное время с коллективом сотрудничали замечательные люди, которых очень ждут во Дворце культуры в этот вечер. ДК Солдатова приглашает на праздничный концерт творческие коллективы, предприятия и организации города. И конечно, родителей и выпускников «Непосед», которые теперь уже студенты или даже выпускники вузов. Кстати, ребята разных возрастов смогут пообщаться друг с другом и после концерта – для них запланировано продолжение вечера в неформальной обстановке.

Любить искусство в себе, а не себя в искусстве
Любой танец – это не просто движение, а философия, уверены в этих стенах. Отсюда – постоянное желание чего-то нового, постоянный творческий поиск. Да, в ДК Солдатова много детских коллективов, но «Непоседы» имеют собственное лицо, которое ни с кем не перепутаешь. К тому моменту, когда возник кружок, во Дворце культуры уже существовали коллектив народного танца «Юность» и коллектив классического танца «Фуэте». Существовало вокально-хореографическое направление «Капельки» и «Киндер-сюрприз». Эстрадный танец осваивали только «Непоседы». С 2004 года ансамбль носит звание образцового коллектива. Сегодня здесь занимаются самыми актуальными направлениями современного танца, который условно можно называть «эстрадным»: это и модерн, и джаз, и уличные танцы (хип-хоп), и детская хореография. Каждый год в программе обучения появляются новые направления и стили, педагоги осваивают новые формы работы, а на сцене можно увидеть эксперименты. Так, несколько лет назад в студии задумались о хип-хопе, а теперь уже два года она выпускает большие группы.
В этом заслуга прежде всего увлеченных своим делом педагогов и руководителя. «Непоседы» были созданы Ириной Викторовной Антонюк, которая до сих пор поддерживает коллектив с выездами на конкурсы, приходит на все концерты, помогает выпускникам коллектива с поиском работы. Сегодня штат преподавателей молодой и тоже очень «непоседливый». Это Надежда Николаевна Повышева, Екатерина Валерьевна Софина, Дарья Сергеевна Кравченко, Геннадий Зурабович Шарвашидзе, а также начинающий педагог-репетитор Дарья Константиновна Мякина, которая готовится к поступлению в вуз на хореографическое отделение. Все преподаватели неоднократно были награждены дипломами за балетмейстерскую работу и оформление хореографических номеров. Все педагоги регулярно ездят на мастер-классы – «если преподаватель не учится, не самосовершенствуется, дети тоже танцевать и развиваться не будут!». И руководство ДК им. Солдатова это прекрасно понимает и отправляет своих молодых педагогов на учебу в разные города.
С 2005 года руководит «Непоседами» Елена Александровна Зайцева, чья молодость и инициативность – главный «мотор» ансамбля. С самого начала Елена не хотела работать в обычном самодеятельном коллективе, пусть даже с высоким уровнем подготовки:
– Я сразу была уверена, что мы сможем заниматься большими проектами: полноценными спектаклями и концертами, придумывать праздники и другие театрализованные формы. Это было моей мечтой, которая постепенно сбывается. В 2006 году мы подготовили наш первый спектакль «Алиска в Расчудесии», который могли увидеть не только пермяки, но и москвичи. Он настолько понравился и зрителю, и самим ребятам, что перерос рамки одного спектакля и превратился в фестиваль «Алиса», который проводится на базе лицея №10 (огромное спасибо другу нашего коллектива Алексею Ивановичу Пупыреву). С тех пор в репертуаре появляются все новые театрализованные хореографические постановки. Готовим интересные праздничные выступления – например, программу, посвященную Хэллоуину. В конце февраля мы провели турнир по уличным танцам, который, надеюсь, станет традиционным и будет проходить каждые полгода, а может быть, и чаще. Уже пять лет подряд мы участвуем в проведении новогодних елок в Пермском государственном театре кукол: выступаем, помогаем в подготовке и проведении представлений. Там ребята учатся работать со взрослыми. Уже традиционным стал концерт 1 июня для школьников района. Раз в два года проходит обряд посвящения в «Непоседы»… И это только самые крупные наши мероприятия.
– Но в то же время, судя по обилию призовых мест в биографии коллектива, и о выездах на конкурсы и фестивали вы не забываете?
– Да, у нас есть отдельные номера, и мы часто, не менее трех раз в год, выезжаем с ними на различные конкурсы. Но все же я думаю, что для нас это не главное. Конкурсы – лишь необходимая (притом очень интересная для ребенка) часть обучения.
Ребята, находясь в другом городе, очень сближаются: помогают друг другу, будят друг друга по утрам, делятся эмоциями, переживаниями... Ссорятся, мирятся – но они понимают, как важно быть вместе, как важно уметь общаться и дружить. В поездках ребята гораздо быстрее учатся, потому что процесс обучения идет постоянно: каждый день, каждый час, каждую минуту. И дисциплина гораздо жестче во время поездок, потому что правила распространяются на жизнь вне репетиций и выступлений. Так, запрещен фаст-фуд, чипсы, газировка. Даже я, сама мама, могу не успеть научить своего ребенка элементарным вещам, потому что нам кажется, что ребенок это знает, а на самом деле – нет!
Кроме педагогов с группой на конкурсы выезжают и родители некоторых ребят – это Марина Владимировна Дробизова, Ольга Витальевна Кузнецова, Олег Фаатович Габидуллин, семьи Баталовых, Шуренковых и другие. Мы им очень благодарны за их помощь и самоотверженность. Откликаются и родители ребят, которые только в этом году пришли в «Непоседы». Это очень радует, потому что сегодня отзывчивость и взаимовыручка не так часто встречаются. Хочется пожелать, чтобы не только дети, но и их родители были «непоседами», чтобы житейские сложности не задавили ребенка, который живет в душе каждого из нас!
– С какого возраста ребята начинают ездить на такие «гастроли»?
– На второй-третий год обучения надо обязательно брать детей на самые разные конкурсы, чтобы они могли почувствовать эту неповторимую атмосферу. Словом, осознали, для чего они занимаются танцами. И после поездки, как правило, некоторые уходят: ребенок сознательно делает выбор – оставаться в коллективе или нет.
– Но ребенок выступает на сцене, видит публику и в своем родном городе…
– Огромную, если не определяющую роль в успешном выступлении на любом конкурсе играет подготовка. Время перед конкурсом – это напряженные репетиции, поздние возвращения домой, постоянные попытки сделать каждый раз что-то лучше. Именно в это время ребенок для себя решает, готов ли он отдавать себя коллективу. Или ему достаточно просто приходить пару раз в неделю на занятия, получать знания и уходить, напрочь забывая о танцах на несколько дней. В последнем случае ему нужно пробовать себя в другом коллективе, потому что настоящего творчества без взаимной отдачи не бывает. Старание и упорство, блеск в глазах и улыбки на лицах – все это непременно должен видеть педагог. Иначе его энергетике будет нечем «подпитываться».
– Все родители это понимают?
– К сожалению, далеко не всегда. Танец – это труд, а не просто физкультура для здоровья. У «Непосед» есть свой уровень, ниже которого падать нельзя. Наоборот, он должен все время подниматься! Развитие и в жизни, и в танце – основное. А для этого надо очень много работать. На максимуме.
Остаются на многие годы те ребята, которые готовы отдавать себя танцу, коллективу, зрителю. Которые хотят показать, чем они отличаются от других: сверстникам, родителям, руководителю или, что особенно важно, себе самому. Намного ценнее, когда ты танцуешь не для кого-то, а для себя. Но к этому приходят не сразу, до этого многих танцы привлекают просто потому, что это модно и можно похвастаться перед друзьями. Но только в том момент, когда танцор начинает танцевать для себя, рождается неповторимый танец. «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве» – мы постоянно напоминаем эти слова Станиславского своим ребятам.

Не копировать, но создавать
Сколько всего сейчас «непосед» в составе коллектива, как происходит их обучение?
– Сегодня существуют две младших подготовительных, средняя и старшая группы, а также две группы ансамбля (это состав, который участвует во всех поездках) и две группы мальчиков. Всего – 150 человек.
Самые маленькие приходят к нам в пять лет и начинают заниматься два раза в неделю по часу. В программу подготовительной группы входят корригирующая гимнастика, ритмика, основы станка.
С семи лет детки приходят к нам уже три раза в неделю – это группы ансамбля, программа которых рассчитана на пять лет и в которых начинается обучение основам джаза. Но парни с девяти лет переходят в отдельную группу, где изучают популярные уличные направления – хип-хоп и элементы брейка.
Старшие группы занимаются четыре раза в неделю, постепенно выходя на модерн, контактные импровизации, сontemporary. Но среди них также есть ребята настолько влюбленные в танец, что готовы заниматься каждый день. И у них есть такая возможность: для них создан специальный факультатив – отдушина не только для детей, но и преподавателей.
Когда существующая база уже позволяет перейти к импровизациям, ребята переходят к этюдным работам. Сами могут что-то начать сочинять – или, по крайней мере, попытаться это сделать. Мне в первую очередь очень бы хотелось, чтобы у каждого из наших танцоров прежде всего преобладала умственная работа и только потом – физическая. То есть развивалось творческое мышление. Танцор XXI века – это думающий, мыслящий танцор, который обязан понимать свое тело и уметь им управлять, а не копировать то, что делают другие.
– Можно ли записаться в коллектив во время этих этапов?
– В «Непоседы» можно попасть в любом возрасте. Конечно, необходима хореографическая подготовка. И с обязательным условием: предупреждать бывших руководителей заранее. На отборе скрупулезно оцениваем координацию, базовую подготовку. И предупреждаем: из десяти новичков в дальнейшем в коллективе остаются один-два. Но те, кого не пугает количество уроков и темп концертной деятельности, становятся частью нашего мобильного коллектива.
– Ваши ученики рассматривают коллектив как этап подготовки к дальнейшему профессиональному обучению?
– По статусу мы самодеятельный коллектив, но некоторые после обучения в «Непоседах» поступают в институт, колледж культуры или хореографическое училище. Самодеятельный – не значит несерьезный. Например, из нашего нынешнего выпуска (восьмой-десятый класс) пять человек планируют продолжить свое обучение. Для самодеятельного коллектива это очень большой показатель.
– В этот юбилейный год вы воссоздаете свой первый спектакль «Алиска в Расчудесии» и готовите несколько новых. Почему вы уделяете столь много времени и сил таким театрализованным формам, все-таки не типичным для ансамблей современного танца?
– Создавать спектакль – ни на что не похожее занятие, вызывающее бурю восторга. Первый спектакль, музыкальную сказку «Алиска в Расчудесии», мы делали сами – подбирали музыку, думали над сценками, озвучивали (спектакль был со словами в записи). Дети играли роль в течение 50-минутного спектакля! Но спектаклем увлеклись не только наши ребята, но и зрители. Если раньше отчетные концерты проходили раз в год и собирали в основном родителей и друзей, то «Алиску» мы дали за три года десять раз, и на каждый спектакль собирался полный зал – приходили целые классы из разных школ. Каждая мизансцена была поставлена в виде игры, за что нас потом выделили на «Синей птице», где давно не видели подобных спектаклей.
Спектакли «Чудеса под крышей», «Сами с усами» – вели сами ребята. И это у них здорово получилось. Но если от старых традиционных ведущих мы отказались, то новых, необычных явлений с каждым разом становится все больше. Мы стараемся на наших концертах задействовать самые разные молодежные направления. Например, на Хэллоуин мы пригласили мастеров боди-арта, модельное агентство, музыкантов и вокалистов, а также участников из федерации паркура. Все это делается для того, чтобы на наших концертах было интересно не только ребенку пяти-десяти лет, но также одиннадцатикласснику и взрослому человеку.
Да и сами вчерашние «непоседы» выросли и стали прекрасными танцорами – и для них уже нужно что-то большее, чем детские спектакли. С другой стороны, все наши педагоги – люди предельно творческие, и им тоже нужна такая площадка, где можно было бы воплотить в жизнь все свои идеи. Закономерно, что в какой-то момент родилась идея создать музыкальный театр, на сцене которого переплетались бы разные жанры, ставились мюзиклы и оперетты. Удивительно, что в Перми, городе с богатой театральной культурой и историей, его до сих пор не существовало! «Проба пера» состоится уже в этом году, совместно с театром «Орфей». В планах – культовый бродвейский мюзикл «Вестсайдская история», спектакль «Пьяный корабль» по А. Рембо и другие спектакли.

ЦИТАТА:
«Ребенку необходимо понимать, что он кому-то нужен. А в «Непоседах» каждый ребенок очень важен и нужен. Например, если у меня в группе на занятии нет одного человека, я сразу начинаю нервничать и выяснять: что случилось, почему нет целого человека, важного человека?!»

Основные призы и победы:
2003 год – диплом в номинации «Хореография» на X Российском конкурсе-фестивале детского художественного творчества «Жар-птица», г. Иваново;
2004, 2004, 2008 годы – диплом лауреата I степени на 1-м, 2-м и 3-м Областном фестивале-конкурсе «Голубая волна», г. Геленджик;
в 2004, 2007, 2009 годах Елена Зайцева была награждена на IV областном конкурсе хореографических постановок малых форм для детей «Провинция» специальными призами; за исполнительское мастерство награждены Гущина Анастасия, Ипатова Елена;
2007 год – на III Всероссийском фестивале-конкурсе детского творчества Москва-Пермь-Транзит «Роза ветров-2007» коллектив стал дипломантом II степени в номинации «Современный танец»;
лето 2007 года – заграничный тур Франция – Чехия – Польша;
2008 – лауреатство II и III степени на конкурсе «Золотая Пальмира», Санкт-Петербург;
2008 год – диплом I степени на театральном конкурсе «Синяя птица»;
2009 год – поездка в Анапу на 3 конкурса – «Синеокая Анапа», «Радуга Дружбы», «Берега надежды».

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.