Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
29.03.2010
Абонемент «Органисты России»: смелые эксперименты с органом

Филармонический абонемент «Органисты России» в этом году логически развивает идею IV Международного органного фестиваля, посвященного 325-летнему юбилею Иоганна Себастьяна Баха: в каждом концерте цикла непременно звучит музыка великого композитора. И тем не менее все три прошедших концерта абонемента были резко контрастны – и в этом опять же заслуга Пермской филармонии, чьи смелые эксперименты с органом постоянно дают пищу для размышлений публике и коллегам.


Открытие абонемента в ноябре получилось по-настоящему революционным: на сцене зрители увидели сразу два органа – исполин немецкой фирмы «ГЛАТТЕР-ГЁТЦ ОРГЕЛЬБАУ» и передвижной орган-позитив.
Однако при внимательном изучении вопроса можно понять, что такой шаг был сделан филармонией не спонтанно. Ему предшествовала работа в рамках проекта «Органные дуэты» – цикла летних концертов, который привлек пермяков возможностью впервые услышать на органе игру в четыре руки, а также оценить новых исполнителей и узнать новые композиторские имена.
Для участия в необычном концерте-открытии филармония пригласила двух представителей известной еще с начала прошлого века династии Майкапаров, Александра и Викентия, которые представили концептуальную программу «Вершина фуги». Ее апофеозом стали зеркальные фуги из цикла «Искусство фуги»: если первую из них представить в виде вытянутой в длину ленты, то вторая образуется в отражении зеркала, приставленного к этой ленте сверху или снизу.
Но если Майкапары весь вечер посвятили баховским фугам, то для следующего гостя филармонии, лауреата международных конкурсов Константина Волостнова, Бах был лишь частью огромной мозаики под названием «Шедевры мировой органной музыки». Его более темпераментная и виртуозная, нежели концептуальная программа включала произведения ярчайших композиторов трех столетий и «заканчивалась» в начале XX века. Но поклонники Константина ждали от него сюрпризов: еще в прошлом сезоне он покорил пермскую публику именно полярностью своей музыки, выбрав для исполнения как классическую, так и сверхсовременную, написанную в 2008 году.
Примечательно, что пригласить одного из самых ярких, наиболее одаренных российских органистов молодого поколения Пермской филармонии удалось сразу после его двух громких побед на родине Баха – в Германии, после которых Волостнов вошел в число наиболее востребованных органистов.
В марте Органный зал посетил еще один известный пермякам органист, на этот раз старшего поколения, – заслуженный артист Украины Михаил Чичерин, чье имя на афишах за много лет стало неотъемлемой частью культурной жизни города Сумы. Из своих пятидесяти он более тридцати лет служит Его величеству Органу и за это время успел «познакомиться» с сотнями инструментов со всего мира. Но пермский орган стал для него одним из самых запоминающихся и любимых. Чтобы раскрыть все возможности инструмента, Михаил Чичерин играл разноплановые по тематике произведения – и лирические, и торжественные.
– Я люблю программы, в которых перемешивались бы различные стили и эпохи. Открываю концерт всегда Бахом: не представляю, как в органной музыке возможно вообще обойтись без его произведений. К счастью, и у публики имя Баха в первую очередь ассоциируется с органом – и это справедливо. Однако иногда приходится себя ограничивать. Органная музыка непростая: она одновременно привлекает людей, но в то же время может быть сложна для восприятия, особенно если говорить о публике постсоветских стран, где не существует многовековой традиции органной музыки.
Когда я составляю программу, то учитываю уровень подготовки слушателя. Если я играю в Санкт-Петербурге и Перми – это одно, а если я играю в Сумской консерватории, то программа будет гораздо проще, чтобы не отпугнуть неподготовленную публику сложными произведениями. В Перми очень неравнодушная публика: как говорят органисты, ее «чувствуешь спиной» – и во время концерта, и после него, когда зрители подходят к тебе пообщаться, поделиться своими очень точными наблюдениями. С другой стороны, я понимаю, что дело тут в очень грамотной политике, которую в плане органной музыки проводит Пермская филармония, – Органный фестиваль и другие проекты.
Например, сегодня были неожиданные произведения – Колыбельная, Ламентация и Соната ре минор А. Гильмана. Я его включил в программу сегодняшнего вечера, потому что знал – возможности великолепного пермского органа это позволяют. Красочные романтические произведения на таком органе просто не могут не прозвучать! Во многих других городах программу приходится оставлять в рамках одной эпохи – например барокко, потому что для других нет нужных красок, регистров. Но ваш инструмент я очень хорошо запомнил по предыдущим концертам – это универсал, на котором можно играть все: музыку любых эпох и стилей.
Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.