Представление легендарного цирка Труцци стало первым цирковым представлением, которое увидели пермяки. С тех пор и до сего дня в Пермь приезжали и приезжают самые талантливые и любимые публикой мастера цирка. В стенах Пермского государственного цирка, открытого 8 августа 1970 года, за сорок лет повидали всех – от Никулина до Запашного, от Карандаша до Кио. Воспоминания о них бережно хранятся в Музее цирка.
Первый сезон открывал аттракцион Ивана Рубана, недавно получившего звание народного артиста СССР. Он показал пермякам большую смешанную труппу зверей, но особым успехом пользовались два медведя, которые в качестве ассистентов «прислуживали» артисту: выносили и уносили с манежа реквизит, причем выполняли это с таким серьезным видом, что публика каждый раз взрывалась громом аплодисментов.
Шутка – дело серьезное
Всегда особой любовью зрителей пользовались клоуны. Согласитесь, хороший клоун – настоящее украшение программы. В Перми выступили все лучшие клоуны страны: Карандаш, Куклачев, Михаил Шуйдин, Евгений Майхровский и, конечно, непревзойденный Юрий Никулин.
Великий клоун Михаил Николаевич Румянцев, этот маленький человек в смешном зеленом костюме и черной шляпе, крайне не любил, когда кто-то вспоминал его фамилию. «Румянцев – это для домоуправления!» – сердился артист. И на афишах просил печатать только одно слово – Карандаш.
Была у него только одна слабость – иногда любил выпить. Руководство боролось с его пагубной привычкой: клоуну запрещали пить, случалось – садили артиста под «домашний арест», закрыв его в гримерной. Но в узкую щель под дверью друзья-почитатели ему все равно коньячку просунут – хотя бы и в блюдце!
Все сердечно любили Карандаша – и сотрудники цирка, и зрители. Он платил взаимностью – никогда не позволял своей слабости подставить под угрозу номер на манеже. Но однажды все-таки дал сбой: именно в Пермском цирке. Здесь вспоминают: по сюжету номера ему нужно было влезть на постамент, чтобы изобразить скульптуру. А он подходит к нему – и за кулисами все понимают, что он не может этого сделать! Тут на манеж выскочили парни-униформисты и так ловко и непринужденно подставили ему свои спины, что зрители ничего и не поняли. Карандаш забрался на пьедестал и закончил номер.
Юрия Никулина вспоминают в Перми тоже часто – он был очень добрым и открытым человеком, никогда не болел «звездной болезнью». Зато очень любил рассказывать анекдоты – еще с юношеских пор, когда он страшно стеснялся выступать на людях. Но начав рассказывать любимые анекдоты, понял – не так уж это и страшно… Из той его страсти родилась даже целая телепередача – клуб «Белый попугай». Хотя, как правило, в жизни клоуны – серьезные, иногда даже грустные люди. Читалась эта тихая грусть и в глазах у Никулина.
Секреты мира магии
В Перми, как и везде, под манежем имеются потайные люки – для особых трюков. Чаще других артистов цирка ими пользуются, разумеется, фокусники. Самый знаменитый фокусник, Игорь Кио, конечно, выступал и на манеже Пермского цирка. Причем на гастроли в Пермь он привез свой собственный пол, которым покрывался манеж. Для программы Кио в бетонном полу Пермского цирка пришлось сделать еще один вырез – специально для номера «Рояль».
Любители цирка до сих пор помнят этот трюк: под чарующую музыку иллюзионист одну за другой отпиливал ножки рояля, но инструмент не падал – продолжал парить в воздухе. А секрет заключался в том, что рояль поддерживался невидимой опорой – еще одной ножкой, которая при помощи лебедки поднималась из специального люка. Благодаря особому материалу и освещению она была невидима для зрителей.
Люки помогали артистам переходить под манежем и неожиданно появляться в другом месте, заставляя зрителей удивляться все больше и больше.
Как в кино
За 40 лет в Пермском цирке, как и в жизни любого человека, случались разные забавные и печальные истории. Но больше всего сотрудники цирка испугались, когда из цирка… пропала тигрица. При перевозке животных машина сделала крутой поворот, и одна из клеток упала на землю со сломанным засовом. В несколько прыжков тигрица по имени Зинка оказалось на другой стороне улицы и скрылась во дворах. В погоню бросился прежде всего дрессировщик, Алексей Константиновский, нашедший беглянку аж на чердаке одного из домов – туда она забралась от страха. После скорого и благополучного возвращения Зинки в цирке смеялись долго: ведь Алексей – сын известной дрессировщицы Маргариты Назаровой, от которой тоже убегали тигры: правда, не в жизни, а в кино – в фильме «Полосатый рейс».
Ирина Макарова, при содействии музея цирка. Фото из архива музея.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.