Пермская филармония, запустившая в этом сезоне цикл «Парад юбилеев: великие имена, великие даты», сумела добиться того, чтобы каждый его новый концерт удивлял зрителя. Февральский концерт этого проекта удивлял вдвойне. На сцене Органного зала мы увидели оркестр, играющий без дирижера: камерный оркестр «Лозанская камерата», впервые приехавший в Пермь, – уникальный коллектив, состоящий сплошь из звездных имен. Неудивительно, что еще в начале сезона приезд «виртуозов Швейцарии» получил статус одного из самых ожидаемых событий года.
Ансамбль «Камерата Лозанны» объединил избранных молодых музыкантов – победителей крупнейших международных конкурсов. Руководит этим звездным составом знаменитый французский скрипач Пьер Амойял. Именно благодаря его артистической известности «Камерата Лозанны» прославилась во всем мире. Однако сам Амойял перед концертом в Перми категорически отрицал, что «Камерата» – ансамбль «одного лидера»:
– Это совсем особый оркестр, который состоит из лучших молодых музыкантов мира, приезжающих учиться в Лозанну. В составе оркестра, в котором, к слову, каждый год происходят небольшие изменения, представители всех стран мира – от России до Австралии и Канады. Для музыкантов, представляющих разные страны и разные культуры, играть в оркестре, являющемся национальной гордостью Швейцарии, – великий шанс. Поэтому к нам попадают только лучшие из лучших. Например, ваш соотечественник Андрей Баранов, лауреат многих международных конкурсов, может вырасти поистине в мировую величину.
Действительно, в оркестре, который обходится без дирижера, о каком-либо лидерстве говорить сложно. «В оркестре, по сути, дирижер полностью определяет звучание, – пояснил Андрей Баранов. – А у нас каждый из двенадцати участников вносит много персонального. Играть без дирижера – совершенно иной опыт, чем играть в традиционном музыкальном коллективе. Это требует от каждого музыканта полной самоотдачи: он должен досконально знать свою партию, чувствовать партнера, внимательно слушать коллектив. То есть каждый день, на репетициях, на концертах, должно происходить не только музыкальное, но и большое человеческое взаимодействие».
Для вечера, посвященного гению П. Чайковского и Ф. Мендельсона, коллектив выбрал три произведения, которые давно присутствовали в репертуаре, но никогда не исполнялись вместе. Открывающий вечер очень редко исполняемый «Концерт для скрипки с оркестром» Дж. Тартини с виртуозным соло Амойяла продемонстрировал, за что художественный руководитель «Камераты» назван музыкальной критикой одним из ведущих скрипачей своего поколения. Затем впервые в Перми прозвучал струнный октет ми-бемоль мажор Мендельсона. А 170-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского «Камерата Лозанны» посвятила его секстет «Воспоминание о Флоренции» для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей ор. 70, ре минор, в четырех частях, который тоже прозвучал впервые. Секстет в творческом наследии Чайковского принадлежит к той примечательной группе сочинений, связанных с местами, которые как-то особенно вошли в его жизнь и были ему сердечно дороги. Одно из таких мест – Флоренция, где Чайковский неоднократно бывал, где он с интересом знакомился с красотами итальянских памятников и пейзажей, где ему очень хорошо работалось.
Но не только музыка влекла публику в Органный зал в этот вечер, но и уникальная возможность своими глазами увидеть скрипки Страдивари и других легендарных мастеров. Все музыканты «Камераты» играют на инструментах Гварнери и Амати, а скрипка Амойяла – золотого периода «Коханьский Страдивариус» – сделана легендарным маэстро в 1717 году. Редкое европейское издание, посвященное культуре, не написало ее историю. Когда-то скрипка принадлежала Николаю II, но когда разразилась революция, она была вывезена в Европу и продана непрофессиональному скрипачу-любителю, у которого и хранилась в течение 50 лет. Фактически для широкой публики это творение Страдивари было потеряно. И только спустя полвека скрипка вернулась на сцену – благодаря Пьеру Амойялу, который ее выкупил, отдав не только все свои сбережения, но еще и взяв несколько банковских займов.
Но на этом приключения инструмента не закончились: в 1987 году он был похищен у Амойяла прямо перед отелем, но чудесным образом найден через несколько лет.
Видимо, после этой детективной истории Амойял в длительные туры скрипку не берёт. В России «Лозанская камерата» сыграла лишь в столицах – Москве и Санкт-Петербурге, а также в Тюмени и Перми.
Уже в марте пермяков ждут сразу три встречи в рамках масштабного проекта «Парад юбилеев: великие имена, великие даты». Свою дань уважения великим – Баху, Шопену и Шуману – отдадут лучший пианист Великобритании Фредерик Кемпф, а также солисты Пермской краевой филармонии и артисты города.
1 марта концерт «Он сердце оставил Варшаве…» будет посвящен 200-летию со дня рождения Ф. Шопена,
21 марта программа «Святой Себастьян» – 325-летию со дня рождения И. С. Баха.
29 марта на сцену Органного зала впервые выйдет «новый Ван Клиберн» – Фредерик Кемпф. Он даст единственный концерт и предложит свое прочтение гениальных произведений Баха, Шопена и Шумана.
Наталья Смольковская.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.