Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
11.02.2010
Пермские диалоги: духовность в центре дискуссий

Расы, нации и религии все больше перемешиваются. Процесс этот начался давно и вспять уже не повернет. Поэтому поиск общего языка для людей разных культур давно уже перешел из разряда эмпирических исследований в практическую плоскость. В Пермском государственном институте искусства и культуры рискнули подискутировать на эту острую и масштабную тему – в конце ноября здесь состоялся международный научный симпозиум-диалог под названием «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России», в котором приняли участие представители науки, богословия из Перми и зарубежья.


Научные диалоги составляют эффективную форму научного поиска и осмысления полученных истин. Но помимо столь важного академического назначения те встречи авторитетных ученых, где затрагиваются насущные вопросы, вносят большую лепту в гармонизацию общественного сознания, которое в последнее время погрузилось в мировоззренческую сумятицу, утратив многие свои прежние идеалы и социальные ориентации.
Одним из откликов на эту потребность и стал диалог светских и религиозных ученых, названный ПГИИК «Духовность, достоинство и свобода человека в современной России (философско-этические, религиозные и культурологические аспекты)».
Различные аспекты духовной культуры стали предметом обсуждения на организованных в Перми с 2002 по 2007 год четырех федеральных и международных конференциях, в которых наряду с культурологами, философами и религиоведами со своей стороны также приняли участие и богословы. Уже первые встречи светских и религиозных ученых обнаружили взаимный интерес к дискуссиям о духовности и со временем сняли начальную настороженность сторон. Пятая встреча между ними оказалась наиболее плодотворной – в первую очередь благодаря более полной реализации опыта теоретического и методологического осмысления диалога культур.
То, что именно ПГИИК, организовав этот симпозиум, предоставил площадку для диалога культур, неудивительно: как хорошо известно нашим читателям, в Пермском крае под эгидой института и его ректора Е.А. Малянова, начиная с 2003 года, ведёт большую подвижническую деятельность Пермская региональная общественная организация «Русское национально-культурное общество», которая одной из своих задач видит проведение различных мероприятий социокультурной направленности.
Открывая встречу, Евгений Анатольевич рассказал о целях и задачах предстоящего мероприятия: «Для нас всех очевидно, что вопросы из сферы материального производства, достатка и благополучия достаточно интенсивно сплачивают в целом мировое сообщество, чего нельзя наблюдать в вопросах, которые касаются культуры и духовности. Обсудить эту тему и призван данный симпозиум. Главная задача мероприятия – организовать плодотворный диалог между светскими и религиозными учеными, в котором важно умение и готовность выслушивать аргументы друг друга, чтобы обеспечить эффективное сотрудничество в области наиболее актуальных философских, культурологических, этических и религиоведческих проблем». В своем докладе ректор подчеркнул: «Становление толерантности, как известно, наталкивается на многие препятствия. В том числе – на косность обыденного сознания, податливого к предрассудкам, ксенофобии и мировоззренческой нетерпимости. Воинствующая нетерпимость равно свойственна фанатикам как от религии, так и от атеизма».
К открытию симпозиума-диалога свой пленарный доклад о диалоге культур представил директор Института философии РАН академик А.А. Гусейнов. На пленарном заседании выступили: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин, Уполномоченный по правам человека в Пермском крае профессор Т.И. Марголина и профессор Жан-Франсуа Тири (Лувен, Бельгия). Все дни работы симпозиума особое внимание было уделено теме тесного сотрудничества органов власти с религиозными конфессиями по укреплению социальной стабильности региона.
Очень точно по своей атмосфере и эмоциональной окрашенности к симпозиуму-диалогу ученых и богосло­вов пришелся концерт «Современные православные духовные песнопения» Академического хора Пермского института искусства и культуры под руководством профессора Л.А. Кузьминой, который прошел в Органном зале Пермской краевой филармонии.
Но основная оживленная дискуссия началась, конечно, на «круглых столах» и секциях, где каждый имел возможность обсудить теорию и практику проблем духовной культуры. Так, на «круглом столе» по теме «Достоинство и свобода в системе духовных и культурных ценностей» внимание аудитории обратил на себя теолог и публицист из Великобритании доктор Адриан Пабст, затронувший в своем выступлении проблемы постсекулярного общества. Эта тема горячо обсуждается сегодня как в среде профессионалов, так и в среде публики, далекой от гуманитарной учености.
Второй день работы симпозиума проходил по тематическим секциям «Теоретические проблемы духовной культуры», «Социальная стабильность и духовное возрождение Российского общества» и «Формирование духовной культуры». Предметом оживленных дискуссий здесь стали следующие доклады и выступления: «Свобода совести и социальная стабильность» (профессор М.И. Одинцов); «Дефиниции духовности» (профессор С.В. Поросенков); «Духовность и духовная культура» (профессор В.С. Глаголев); «Милосердие в духовной культуре» (доцент Е.М. Березина); «Христианский патриотизм в духовной культуре» (доцент Н.А. Гоголин); «Насилие как крайнее зло в христианском понимании» (архимандрит профессор Платон Игумнов); «Формирование светской духовности студенчества» (профессор Е.А. Малянов); «Религия в формировании духовной культуры» (доцент А.В. Жохов); «Религиоведческие знания в формировании духовной культуры личности» (профессор М.Г. Писманик).
К мероприятию был подготовлен и издан сборник докладов и тезисов.
Симптоматично, отмечают первый проректор ПГИИК Елена Михайловна Березина и профессор кафедры культурологии Матвей Григорьевич Писманик, что в последнее время наблюдается все возрастающее внимание к таким диалогам в российском обществе. Ведь ныне едва ли не две трети граждан относят себя к верующим, но, по данным исследований, в большинстве своем почти не улавливают различий и сходства светского и религиозного мировоззрений. Правда, этот феномен характерен и для заметной части неверующих. Но особенно важно иное. Как та, так и другая сторона обычно не осознает того обстоятельства, что реально объединяющие их гражданские позиции и общечеловеческие нравственные ценности (милосердие, любовь, доброта, миролюбие и др.) намного важней конфессиональных и иных второстепенных различий в их мировосприятии. Такое отчетливое осознание особенно цементирует единение сограждан, но в то же время требует проникновения в глубинные парадигмы и критерии миропонимания, что никак не доступно для поверхностного, склонного к стереотипам и предрассудкам обыденного обзора.
По этой причине обе стороны нуждаются в компетентном содействии для явственного мировоззренческого и ценностного самоопределения. Прояснению ценностей и постижению весьма трудных для самоидентификации вопросов миропонимания серьезно препятствует выше отмеченная сумятица общественного сознания. Сумятицу приумножает обилие дезориентирующей информации, поступающей по каналам СМИ и Интернета. Особенно же сбивает обывателя с толку миссионерское нашествие десятков конкурирующих между собой конфессий и мистических школ, где каждый рекламирует свое, единственно верное исповедание. Тем временем, как показывают наблюдения, в обыденном сознании умножаются негативные стереотипы и предрассудки, исподволь назревают пререкания между верующими и неверующими по волнующим гуманитарным аспектам миропонимания. Плачевны итоги таких споров.
Диалог, снимающий стереотипы и снижающий разногласия, способен напрямую транслироваться в сознание интеллигенции, а через него – адекватно резонировать в массовое сознание, способствуя его гармонизации. Но такой диалог не возникает сам по себе там, где стороны разделяют корпоративные барьеры и для такого диалога полностью отсутствуют какие-либо традиции. Субъективные трудности для проведения диалогов теперь даже обострились, потому что чаще наталкиваются на противостояние конфессий и воинствующую нетерпимость некоторых верующих и нерелигиозных сограждан.
Неприкасаемость святынь и убеждений – первейшее требование диалога светских и религиозных ученых. Он не должен ориентироваться на переубеждение сторон, подражать диспутам и проповедям, сбиваться на апологии и обличения. Недопустимо, в частности, выносить на диалог обсуждение догматов и канонов вероучений. Темой диалогов могут и должны быть лишь те жизненно важные темы, где крайне необходимо и реально возможно сближение сторон. Правда, непроизвольно в ходе диалогов подчас всплывают те или иные ценностно окрашенные и потому эмоционально насыщенные общие вопросы мировоззрения. Все это понуждает организаторов и участников диалога к особенно деликатному соблюдению такта и интеллигентной толерантности: ведь диалог – это дискуссия на равных, к чему способны лишь весьма терпимые лица. Но таковые сегодня пока нечасты как среди светских, так и среди религиозных граждан.
Опыт диалогов обнажил особые методологические и психологические трудности дискуссий между носителями разных мировоззрений. Различны, а то и противоположны у сторон их исходные парадигмы и принципы. Неодинаковы подходы и к интерпретации истин. Ход дискуссий нередко наталкивается на расхождение смыслов используемых понятий. Стороны осознают эти сложности, нередко уже заведомо полагают диалоги бессмысленными. Здесь очень многое зависит от авторитетного инициатора, организатора и ведущего диалога. В обширном составе светских гуманитариев и в богословской среде ему обычно удается найти и убедить людей толерантных и склонных к диалогу. Как правило, это свободные от предубеждений интеллигентные лица, у которых профессиональная добросовестность и пытливость пробуждает внутреннюю потребность к интеллектуальным контактам с коллегами из «другого лагеря».
Опыт диалогов светских гуманитариев и богословов пока не столь обширен, он нуждается в дальнейшем осмыслении и обогащении. Но уже сегодня эти диалоги явственно демонстрируют свой ценный гражданственный и просвещенческий потенциал. Очевидна их полезность для общества и отечественных религий. По общему мнению организаторов и участников диалога, очередной пермский симпозиум удался, поскольку продолжил и укрепил уже сложившуюся на минувших встречах атмосферу взаимной доброжелательности и, главное, заметно сблизил у обеих сторон понимание актуальных проблем духовности, чем стимулировал готовность светских ученых и богословов к дальнейшему сотрудничеству во имя духовного возрождения Отечества.
Участники научного форума также обсудили задачи повышения эффективности образования и духовного воспитания подрастающего поколения. В ходе симпозиума вновь подтвердилась старая истина – если люди принимают установку «мира и культуры», они всегда смогут договориться.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.