Александр Петров – один из самых известных российских мультипликаторов, в 2000-м первым из российских художников кино получивший «Оскар», победитель крупнейших мировых кинофестивалей. Его произведения называют «ожившей живописью», сам он называет свои работы фильмами. Убедиться в правдивости и первого, и второго утверждения можно в пермской галерее, где 22 января состоялось открытие выставки «Моя любовь».
Впрочем, «Мою любовь» выставкой в традиционном понимании можно назвать с натяжкой. Скорое это эксперимент, лаборатория, попытка показать зрителю, из какого материала сделаны фильмы. Отличительная черта выставки в новой подаче экспозиции и в том, что мы можем увидеть «кухню» художника от момента зарождения идеи фильма до его реального воплощения в жизнь. Представить в наглядных образах все этапы создания мультфильма, от набросков, карандашных рисунков до готового кадра, который в случае с Петровым, опирающимся на традиции русской художественной культуры конца XIX – начала XX века, превращается в настоящую картину.
Тем, кто попал на открытие выставки Александра Петрова (или пришел на следующий день на специальный открытый для всех желающих мастер-класс в галерею), повезло вдвойне – у них была уникальная возможность познакомиться с творческим процессом изнутри. Дело в том, что Петров – создатель собственной методики рисования. Свои произведения он создает в технике «ожившей живописи» — рисует масляными красками на ярусах стёкол, просвеченных особым способом снизу так, чтобы в кадре возникал воздух. Творит исключительно пальцами. Правда, как признался Александр Константинович на открытии выставки, ничего специально он не выдумывал: «просто однажды я понял, что так работать значительно быстрее, кистью я бы работал гораздо медленнее». За кисть художнику все-таки иногда приходится браться – для прорисовки мелких деталей, например, лиц на крупных планах. Тем не менее, несмотря на всю «быстроту» подобного метода, за день режиссёр успевает сделать 15-20 рисунков, поэтому на создание 10 минут экранного времени у Петрова уходит год.
Удивительно, но до сих пор у мэтра ожившей анимации не было собственных выставок. Выставлялись только отдельные работы. «Виновата» в этом знаменитая методика: каждый свой кадр живописец рисует на стекле, а переходя к следующему, частично стирает с него предыдущий. Иногда, впрочем, часть рисунка остаётся, а часть меняется, и на его месте изображается новая фаза движения. Так и получалось, что от работ, над которыми художник трудился годами, в итоге практически ничего не оставалось. А от последней работы, «Моя любовь», осталось порядка трёхсот таких оргстёкол: «Когда я снимал «Мою любовь», то намеренно оставлял кое-какие вещи для будущего. Вне зависимости от того, состоится выставка или нет», – рассказал Александр Константинович. Так появилась выставка, которую увидят всего несколько городов России, – совсем скоро петров приступает к очередным съемкам.
«Мою любовь» художник делал три с половиной года — это его самый длинный фильм (кстати, тоже номинированный на «Оскар»). Как рассказал художник, когда он брался за работу, то не мог и представить, что она займет у него столько времени, но в итоге он настолько погрузился в материал, что не смог «пожертвовать» ничем из первоначально задуманного, в том числе и массовыми сценами, на которое ушло много времени и сил. Снятый по мотивам романа И. Шмелёва «История любовная», отмеченный наградами более чем двадцати российских и международных кинофорумов, фильм для самого художника неожиданно стал этапным.
По словам самого режиссёра, «речь идёт о первой пробуждающейся любви — детской, наивной, и решительной, и глупой, со всеми метаниями романтической души». Выбор именно этого романа для своей мультипликационной экранизации художник объясняет просто: «Я влюбился в этот роман. Не могу сказать, что это моя настольная книга, но читаю ее постоянно. Хэмингуэя, Достоевского (по ним были сняты предыдущие ленты Петрова) – уже нет, прошло. А Шмелева – до сих пор».
Впрочем, во всех картинах Петрова разворачиваются сюжеты великой классической литературы. В анимации режиссёр дебютировал лентой «Корова» по Андрею Платонову. Дальше последовали «Сон смешного человека» Достоевского и «Старик и море» Хемингуэя. Еще была фольклорная «Русалка».
Несмотря на славу, художник по-прежнему живёт и работает в родном Ярославле, где городские власти помогли ему организовать собственную студию («оскароносный» «Старик и море» был сделан в Канаде). По-прежнему, несмотря на учеников при студии, прорисовывает все сам, привлекая к работе только одного помощника и оператора. И по-прежнему рисует руками маслом по стеклу. Компьютер и прочие технологии его не манят: «В них нет жизни, нет красоты, нет правды. Когда ты делаешь руками, то вкладываешь в каждый кадр свою любовь или ненависть… Свои эмоции. Только так остается впечатление живой ткани».
СПРАВКА: Александр Петров – член Союза кинематографистов России, член международной ассоциации аниматоров АСИФА, член Американской киноакадемии, Александр Петров – единственный русский режиссёр, чьи работы четырежды попадали в число оскаровских номинантов: «Корова» (1990 г.), «Русалка» (1998 г.), «Старик и море» (2000 г.), «Моя любовь» (2008 г.). «Старик и море» – первый анимационный фильм, снятый для кинотеатров IMAX (формат, рассчитанный на очень большие экраны, 22x16 м). Все без исключения фильмы А. Петрова начиная с дебютного получили множество призов на различных престижных фестивалях.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.