Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
11.02.2010
С творчеством по жизни

Пермский музыкальный колледж отмечает свое 85-летие


Гала-концерт в новом формате «Классика-ON-LINE», состоявшийся в конце ноября в Органном зале в филармоническом абонементе «Студенческий», продолжила череда творческих встреч в родных стенах на каждом из восьми отделений.
Итоговая точка, она же кульминация – праздничный педсовет, который пройдет 4 февраля. С высокими гостями, грамотами и всеми другими атрибутами торжества.
В буклетах, подготовленных к долгожданному событию, – страницы истории учебного заведения, традиции, направления и формы деятельности по разным специальностям, информация о преподавателях и выпускниках.
Но все это – лишь концентрация фактов, цифр и имен, за которой – собственно творчество. Не только в искусстве, культуре, образовании. Творчество – в каждом дне и часе жизни всех, чья судьба каким-то образом соприкасалась с этим удивительным учебным заведением…

 

Художественный продукт
Сегодня – не лучшее время для выбора профессии в сфере академической музыки. Престиж ее заметно упал, во многом это следствие низкой оплаты творческого труда. В обществе – приоритеты иные. А потому многие из юных талантов, которые могли бы стать студентами музыкального колледжа, по настоянию родителей выбирают другие виды деятельности.
К славе и некоторому достатку в искусстве, говорят, пробиваются единицы: солисты театров, дирижеры, кто-то из артистов оркестровых и хоровых коллективов, кто-то из композиторов, искусствоведов, продюсеров, чиновников высокого ранга.
В масштабе России и разных стран мира, правда, имена знаменитых выпускников Пермского музыкального колледжа исчисляются уже десятками. Это те, кто создает славу отечественного искусства, кем гордятся, о ком рассказывают нынешним студентам.
Абсолютное большинство, а это уже сотни выпускников, служат музыкальному искусству и образованию здесь, в Перми и городах края. Собственно, они и формируют культурную среду, в которой развиваются академическая музыка, фольклор, джаз. Они растят слушательскую аудиторию для дня сегодняшнего и будущего. Развивают научную мысль и журналистику. Возглавляют общественные организации и ведут за собой музыкантов-любителей. Занимаются просветительством. Активно участвуют в создании того, что сегодня принято называть «художественным продуктом»: сочиняют, аранжируют, поют, играют на родных инструментах, дирижируют.
Многие наряду с исполнительством преподают, становятся певчими в храмах. Работают с детскими коллективами, проводят массовые праздники. Кто-то, поменяв основную сферу деятельности, все же выделяет время для педагогики. А иногда искусство остается лишь радостью души. Дни наполнены другими заботами: бухгалтерскими документами, аудитом, риэлтерством, турфирмами, модельными агентствами, да мало ли чем еще. Таковы реалии. Однако и в этой новой жизни они, выпускники Пермского музыкального колледжа, не просто любят музыку и театр. Они создают вокруг себя ауру интеллигентности, образованности и творчества, прекрасно понимая, что умению работать, логически мыслить, инициировать идеи, вести за собой людей их научили в юности. Там, где было «начало начал»…
Дом из истории
Старые фотографии сюжетно близки современным. Несмотря на черно-белые тона, старомодные наряды и прически, здесь все то же: рояль, скрипка, баян, пение. Исключение составляют, пожалуй, лишь кадры физкультурных праздников с традиционными «пирамидами», вызывающими сейчас улыбки.
Профессия и тогда, в 20-е и 30-е годы прошлого века, складывалась из упражнений, уроков, репетиций, экзаменов, концертов. Из нот и книг. И еще, конечно, – из общения.
Здесь, как в любом творческом учебном заведении, успехи возникают из взаимопонимания. Или, как говорят сегодня, из «педагогики сотворчества». И личность учителя становится определяющим фактором профессионального развития ученика.
В Пермском музыкальном колледже едва ли не каждый преподаватель или концертмейстер – легенда. И партитуры их судеб наполняются жизненными и творческими линиями выпускников. Письма, звонки, встречи, потребность в совете, сопереживание общей радости – так было всегда. И ощущение второго дома – оно тоже из той, давней истории… В старую Мотовилиху, где в 24-м году в районе площади Восстания открылся музыкально-педагогический техникум, учащиеся нередко из центра шли пешком. Дежурные топили печи, и под треск поленьев в классах звучала музыка. С первых лет приоритетными были хоровое и сольное пение, струнно-смычковые инструменты, фортепиано. Чуть позже – русские народные инструменты.
В годы войны занятия продолжались в квартирах преподавателей. Отголосками лихолетья были вернувшиеся с фронта с ранениями педагоги и ученики, а также организация обучения тех, кто потерял зрение.
Ключ к инновациям
Техникум, позже училище, теперь колледж – лишь варианты названий учебного заведения. Этапы развития связаны с открытием новых специальностей уже в новом здании.
История Пермского музыкального колледжа четко делится на две, теперь уже не равные по продолжительности, части. Первая – в далекой Мотовилихе, с 24-го по 60-й год. Вторая, уже почти полвека, – в центре Перми, на улице Большевистской, в старинном особняке, бывшем Екатерино-Петровском училище.
Переезд в новое здание совпал с мощным ростом числа учащихся, а значит, и преподавателей. Тогда множество семей потянулись к музыке. И в Перми, и в области одна за другой открывались детские музыкальные школы. Затем – и музыкальные училища: сначала в Березниках, потом в Чайковском. Музыкально-педагогическое училище в Перми, ПГИИК и факультет музыки в педагогическом университете. Везде уже тогда работали выпускники Пермского музыкального колледжа.
В 60-е и 80-е годы в учебном заведении существовали и вечернее, и заочное отделения. Количество учащихся в общей сложности доходило до шестисот. Увеличились по составу все творческие коллективы: хор, камерный оркестр, оркестр русских народных инструментов. В 94-м году открылось отделение «Музыкальное искусство эстрады». Возникли новые специальности: в 61-м году – отделение теории музыки, еще в 70-м стало самостоятельным отделение духовых инструментов. Появились новые специализации: фольклор, мировая художественная культура, информатика.
Студенты и преподаватели все активнее и масштабнее заявляли о себе в музыкальном пространстве города и края. Они участвовали в спектаклях и симфонических концертах на сцене театра оперы и балета, в массовых праздниках, например в марш-парадах духовых оркестров, масленичных гуляньях. Пели в рамках Хоровых ассамблей памяти  

А. Городцова и фестивалей духовных композиций «Свет музыки – Храм». Становились лауреатами краевых фестивалей детского и юношеского творчества, победителями всероссийских и международных конкурсов, обладателями президентских стипендий и премий. Участие в международных фестивалях в Европе органично сочеталось с гастрольными поездками по городам и селам края на теплоходе «Василий Каменский».
Рубеж тысячелетий потребовал креатива и инноваций. Так появились интеграционные проекты, основанные на синтезе искусств, на объединении усилий с другими творческими учебными заведениями. Естественными стали мультимедийные технологии в образовательном процессе, идеи дистанционного обучения талантливых детей из далеких уголков края, региональные аспекты учебной деятельности. Студентов Пермского музыкального колледжа все чаще стали приглашать в филармонические программы в Органном зале, а также выступать в Доме Дягилева, Краевой универсальной библиотеке им. Горького и в других местах.
Научно-практические конференции, мастер-классы, конкурсы, олимпиады, творческие кружки, встречи с выпускниками – все работало и работает на воспитание, на результативность.
Удивительно ли, что как минимум треть выпускников здесь – отличники. Что им рады в лучших консерваториях страны. Статистика свидетельствует: после аспирантуры в Москве или Санкт-Петербурге в Пермь бывшие студенты музыкального колледжа возвращаются редко. Позитивный взгляд на явление однозначно радует: они служат искусству на «звездных виражах». Ими стоит гордиться….

СПРАВКА
Структура образовательного учреждения:

Отделение фортепиано
Отделение оркестровых струнных инструментов
Отделение оркестровых духовых инструментов
Отделение народных инструментов
Отделение «Вокальное искусство»
Отделение хорового дирижирования
Отделение теории музыки
Отделение «Музыкальное искусство эстрады»
Педагогическое отделение

СПРАВКА
Пермский музыкальный колледж в цифрах и фактах (без педагогического отделения, вошедшего в состав образовательного учреждения с сентября 2009 г.)
Количество студентов – 230
Количество преподавателей и концертмейстеров – 90
Заслуженные артисты РФ – 2
Заслуженные работники культуры РФ – 15
Знаком «За достижения в культуре РФ» награждены 16 человек
4 студента – обладатели стипендий Президента РФ
Более 130 лауреатов конкурсов различного уровня, в том числе 10 – международного и 12 – всероссийского

P.S.
Каждый год летом сюда, в Пермский музыкальный колледж, приходят 15-летние. Сдают экзамены, волнуются. (Кстати, самые большие конкурсы – на отделения «Вокальное искусство» и «Музыкальное искусство эстрады»). Становятся студентами. И начинается творчество – на всю оставшуюся жизнь.

 Галина Баталина, фото предоставлено ПМК.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.