В Пермском театре кукол показали шекспировского «Короля Лира» в постановке художественного руководителя театра Игоря Тернавского, который и сыграл главную роль. Еще до премьеры Тернавский подчеркивал, что красоты шекспировской поэзии для него – не главное. Его интересует сама история. История более чем важная в нынешние времена разрывов и вражды поколений.
Не каждый театр кукол рискнет поставить спектакль для взрослой публики. Для этого нужна определенная творческая смелость. Но если она находится, давно знакомое произведение может заиграть новыми красками: театр кукол как жанр гораздо многообразнее бытующего о нем представления и способен поставить перед публикой самые сложные проблемы человеческого бытия. Через куклу проще создать обобщенный типический образ героя, что поднимает спектакль на новый уровень осмысления.
К «Королю Лиру» в театре кукол подбирались долго, все же он стал первой за десять лет постановкой для взрослых. Почему именно «Король Лир»? Помимо очевидного мотива – любой серьезный постановщик хочет сделать Шекспира – есть еще один. Игорю Тернавскому уже пять лет назад пришла в голову мысль, что Лир, возомнив себя богом, пытается управлять окружающими, словно куклами, а значит, логично попробовать сделать спектакль, в котором Лир – живой актер, а остальные – куклы.
Но перестроиться с детского репертуара на взрослый не так-то просто. А «Король Лир» стал самой масштабной постановкой театра: в ней задействована практически вся труппа, на сцене появляются до двадцати человек. Труппа не только репетировала, но и погружалась в творчество Шекспира на лекциях профессора Бориса Проскурнина из Пермского государственного университета. Два года Аллой Гониодской (США) изготавливались огромные куклы – с человеческий рост, они передвигаются по сцене благодаря маленьким колесикам – и сложные передвижные декорации. Впрочем, игра стоила свеч: художественное оформление спектакля получилось настолько впечатляющим, что первые десять минут иной зритель может забыть о сюжете, завороженный красотой сценической «картинки».
Сценическую редакцию пьесы Шекспира сделала пермский драматург Ксения Гашева. Пятиактная трагедия сокращена, реплики шутов из других шекспировских пьес и фрагменты английских народных баллад вложены в уста Шута, абсолютно лирического персонажа, беззлобно смеющегося и попрекающего Лира на протяжении его мытарств. Шут, чем-то похожий на французского шансонье в клоунском костюме, который иногда проговаривает, а иногда пропевает всю правду о происходящем, стал, безусловно, одной из главных находок постановки.
Другая потрясающая находка – куклы, которые в спектакле появились отнюдь не для красоты. По задумке создателей, эти куклы – марионетки Короля Лира, до поры до времени он вертит ими как захочет. Однако потихоньку персонажи начинают выходить из-за их спины – сначала прикрываясь огромными карнавальными масками, затем отказываясь и от них, чтобы показать свою истинную сущность.
В интерпретации пермского театра этот «Король Лир» – не о Короле Лире. Речь идет не о разделе королевства, не о сводящей с ума потере власти и не о трагической ошибке старика, теряющего жизнь и разум по вине неблагодарных дочерей-злодеек. Он – о тех человеческих страстях, которые заставляют нас безжалостно терзать своих близких, не желая им, в сущности, никакого зла. Не случайно Игорь Тернавский не играет дряхлость (а ведь по сюжету Лиру должно быть семьдесят). Не в старости дело, а в природе взаимоотношений. И все же Лир — безусловно, центральный персонаж. И не только потому, что заглавный и чаще других появляется на сцене. Выпуклость образа, актерские изобретения и точные актерские интонации заставляют еще долго после финала вспоминать этот спектакль театра кукол.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Во время субботнего спектакля на сцене театра произошло возгорание, зрителей пришлось эвакуировать, а представление остановить. На следующий день театр уже работал в штатном режиме, все представления идут по расписанию. Единственный спектакль, который руководство театра решило все-таки отменить – воскресный «Король Лир». По мнению Игоря Тернавского, этот спектакль вообще – мистический.
– Наше происшествие доказало, что театр готов к тем внештатным ситуациям, от которых никто не застрахован. Если все нормально организовано и нет головотяпства, идиотизма и продажности, можно спокойно разобраться с ЧП. Коллектив всегда должен быть готов ко всяким неожиданностям и уметь профессионально и четко выполнить свой долг. Наш – готов.
Почему произошло возгорание, пока непонятно (хотя в прессе уже появились сообщения о коротком замыкании). При мне пожарные взяли на экспертизу тот агрегат, который создавал ветер, но отметили, что в нем замыкания не было. Вопреки слухам, никто не был эвакуирован и не выбегал на мороз: все оделись в гардеробе и отправились домой. В течение полутора минут люди были выведены – в зале широкие проходы, три основных выхода и два запасных, причем последними даже не воспользовались: несмотря на то, что был полный зал, хватило основных.
В такой ситуации нельзя было терять ни минуты, ни секунды, поэтому мы бросились на борьбу с огнем, а пожарных вызвали зрители. Ребята, в основном монтировщики, сработали быстро и четко. В основном тушили снизу, но один из монтировщиков взбежал наверх на мостик и «задавил» огонь сверху. Были использованы семь огнетушителей, еще принесли ведра с водой, которые не понадобились, потому что огонь был потушен в считанные минуты.
Уже после случившегося я вспомнил, как прямо перед первыми искрами король Лир на сцене кричал «Огня, огня»... Мистика.
Кстати, удивило, что минут через двадцать, когда я вышел к зрителям, некоторые просили продолжить спектакль. Но я все-таки решил не «злить» Лира. Говорят, есть несколько произведений, работа над которыми сопровождается всякой мистикой: «Король Лир», «Мастер и Маргарита» и «Пир во время чумы» Пушкина. О последних двух сказать не могу, а «Лир» действительно нас долго испытывает. Четыре месяца назад мне разбило голову упавшим металлическим троном. Словно предупредил: «Лира» делаешь, смотри...» Через некоторое время после этого нас постигло настоящее несчастье – умер мой хороший друг, режиссер «Золушки» Маркс Койфман...
Надеюсь, «Лиру» уже хватит. Мы с ним уже прошли огонь, воду и медные трубы – возгорание, двадцатиминутный ливень после срабатывания системы пожаротушения и вместе с тем – успех первых премьерных спектаклей. Думаю, «расплатились». Следующие спектакли состоятся: 22 января, как и и было запланировано, а 23 и 24 января – специально для тех, кто не досмотрел его в субботу и не попал на спектакль в воскресенье.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.