Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
28.12.2009
«Король Лир» в Театре кукол

В Пермском театре кукол показали шекспировского «Короля Лира» в постановке художественного руководителя театра Игоря Тернавского, который и сыграл главную роль. Еще до премьеры Тернавский подчеркивал, что красоты шекспировской поэзии для него – не главное. Его интересует сама история. История более чем важная в нынешние времена разрывов и вражды поколений.


Не каждый театр кукол рискнет поставить спектакль для взрослой публики. Для этого нужна определенная творческая смелость. Но если она находится, давно знакомое произведение может заиграть новыми красками: театр кукол как жанр гораздо многообразнее бытующего о нем представления и способен поставить перед публикой самые сложные проблемы человеческого бытия. Через куклу проще создать обобщенный типический образ героя, что поднимает спектакль на новый уровень осмысления.
К «Королю Лиру» в театре кукол подбирались долго, все же он стал первой за десять лет постановкой для взрослых. Почему именно «Король Лир»? Помимо очевидного мотива – любой серьезный постановщик хочет сделать Шекспира – есть еще один. Игорю Тернавскому уже пять лет назад пришла в голову мысль, что Лир, возомнив себя богом, пытается управлять окружающими, словно куклами, а значит, логично попробовать сделать спектакль, в котором Лир – живой актер, а остальные – куклы.
Но перестроиться с детского репертуара на взрослый не так-то просто. А «Король Лир» стал самой масштабной постановкой театра: в ней задействована практически вся труппа, на сцене появляются до двадцати человек. Труппа не только репетировала, но и погружалась в творчество Шекспира на лекциях профессора Бориса Проскурнина из Пермского государственного университета. Два года Аллой Гониодской (США) изготавливались огромные куклы – с человеческий рост, они передвигаются по сцене благодаря маленьким колесикам – и сложные передвижные декорации. Впрочем, игра стоила свеч: художественное оформление спектакля получилось настолько впечатляющим, что первые десять минут иной зритель может забыть о сюжете, завороженный красотой сценической «картинки».
Сценическую редакцию пьесы Шекспира сделала пермский драматург Ксения Гашева. Пятиактная трагедия сокращена, реплики шутов из других шекспировских пьес и фрагменты английских народных баллад вложены в уста Шута, абсолютно лирического персонажа, беззлобно смеющегося и попрекающего Лира на протяжении его мытарств. Шут, чем-то похожий на французского шансонье в клоунском костюме, который иногда проговаривает, а иногда пропевает всю правду о происходящем, стал, безусловно, одной из главных находок постановки.
Другая потрясающая находка – куклы, которые в спектакле появились отнюдь не для красоты. По задумке создателей, эти куклы – марионетки Короля Лира, до поры до времени он вертит ими как захочет. Однако потихоньку персонажи начинают выходить из-за их спины – сначала прикрываясь огромными карнавальными масками, затем отказываясь и от них, чтобы показать свою истинную сущность.
В интерпретации пермского театра этот «Король Лир» – не о Короле Лире. Речь идет не о разделе королевства, не о сводящей с ума потере власти и не о трагической ошибке старика, теряющего жизнь и разум по вине неблагодарных дочерей-злодеек. Он – о тех человеческих страстях, которые заставляют нас безжалостно терзать своих близких, не желая им, в сущности, никакого зла. Не случайно Игорь Тернавский не играет дряхлость (а ведь по сюжету Лиру должно быть семьдесят). Не в старости дело, а в природе взаимоотношений. И все же Лир — безусловно, центральный персонаж. И не только потому, что заглавный и чаще других появляется на сцене. Выпуклость образа, актерские изобретения и точные актерские интонации заставляют еще долго после финала вспоминать этот спектакль театра кукол.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Во время субботнего спектакля на сцене театра произошло возгорание, зрителей пришлось эвакуировать, а представление остановить. На следующий день театр уже работал в штатном режиме, все представления идут по расписанию. Единственный спектакль, который руководство театра решило все-таки отменить – воскресный «Король Лир». По мнению Игоря Тернавского, этот спектакль вообще – мистический.
– Наше происшествие доказало, что театр готов к тем внештатным ситуациям, от которых никто не застрахован. Если все нормально организовано и нет головотяпства, идиотизма и продажности, можно спокойно разобраться с ЧП. Коллектив всегда должен быть готов ко всяким неожиданностям и уметь профессионально и четко выполнить свой долг. Наш – готов.
Почему произошло возгорание, пока непонятно (хотя в прессе уже появились сообщения о коротком замыкании). При мне пожарные взяли на экспертизу тот агрегат, который создавал ветер, но отметили, что в нем замыкания не было. Вопреки слухам, никто не был эвакуирован и не выбегал на мороз: все оделись в гардеробе и отправились домой. В течение полутора минут люди были выведены – в зале широкие проходы, три основных выхода и два запасных, причем последними даже не воспользовались: несмотря на то, что был полный зал, хватило основных.
В такой ситуации нельзя было терять ни минуты, ни секунды, поэтому мы бросились на борьбу с огнем, а пожарных вызвали зрители. Ребята, в основном монтировщики, сработали быстро и четко. В основном тушили снизу, но один из монтировщиков взбежал наверх на мостик и «задавил» огонь сверху. Были использованы семь огнетушителей, еще принесли ведра с водой, которые не понадобились, потому что огонь был потушен в считанные минуты.
Уже после случившегося я вспомнил, как прямо перед первыми искрами король Лир на сцене кричал «Огня, огня»... Мистика.
Кстати, удивило, что минут через двадцать, когда я вышел к зрителям, некоторые просили продолжить спектакль. Но я все-таки решил не «злить» Лира. Говорят, есть несколько произведений, работа над которыми сопровождается всякой мистикой: «Король Лир», «Мастер и Маргарита» и «Пир во время чумы» Пушкина. О последних двух сказать не могу, а «Лир» действительно нас долго испытывает. Четыре месяца назад мне разбило голову упавшим металлическим троном. Словно предупредил: «Лира» делаешь, смотри...» Через некоторое время после этого нас постигло настоящее несчастье – умер мой хороший друг, режиссер «Золушки» Маркс Койфман...
Надеюсь, «Лиру» уже хватит. Мы с ним уже прошли огонь, воду и медные трубы – возгорание, двадцатиминутный ливень после срабатывания системы пожаротушения и вместе с тем – успех первых премьерных спектаклей. Думаю, «расплатились». Следующие спектакли состоятся: 22 января, как и и было запланировано, а 23 и 24 января – специально для тех, кто не досмотрел его в субботу и не попал на спектакль в воскресенье.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.