В Пермском государственном театре кукол – горячая пора: 19 и 27 ноября к зрителям вышли две премьеры – «Золушка» и «Король Лир». Сюжеты классические, современные и вечные одновременно. В редкое свободное мгновение спросим у режиссеров-постановщиков о самом главном.
Игорь Тернавский, художественный руководитель театра, постановщик и исполнитель главной роли:
– Почему вы выбрали для постановки эту сложнейшую трагедию? – Не потому, что «Король Лир» – знаменитая пьеса величайшего Шекспира. А потому что органично и адекватно осуществить постановку «Короля Лира» именно в нашем виде искусства. Через куклу можно очень хорошо передать соотношение человека и власти. Два героя, Король и Шут, – люди, а остальные – куклы. Королю кажется, что это он управляет государством, подданными, дочерьми. Очень важна динамика того, что происходит дальше. И событийная, и внутренняя. Кто же управляет на самом деле? Как в душе Лира вместе с трагическими событиями возрастает человеческое? Поэтому в решении спектакля для меня главное – соотношение человека и куклы. – Пьесы Шекспира бездонны, как сама жизнь. Как вы соотносите «Короля Лира» с современностью? – Я считаю содержание трагедии современным как никогда. Соотношение демократии и тоталитаризма наиболее остро и актуально. Борис Михайлович Проскурин, профессор нашего классического университета, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры (мы пригласили его прочитать несколько лекций о творчестве Шекспира для труппы), очень точно сказал, что главная мысль «Короля Лира» – глобальная и человеческая. И разлад в одном человеке с деспотическим умением не видеть других распространяется на весь мир, возрастая в градусах безумия.
И дело отнюдь не в популизме – английский король или современный правитель, а в том, кто точно понимает чаяния людей или чужой кровью оплачивает свои интересы. – Но ведь не только – человека и власти? – И в Лире необходимо проявить возрастание человеческого по мере возрастания трагических обстоятельств, приближения к гибели (она же – освобождение). Мне кажется, из всех великих актеров именно Михоэлс смог в полной мере осуществить эту задачу.
А теперь – вопросы Марксу Койфману, постановщику детского спектакля «Золушка».
– Какие мысли и чувства вы вкладываете в свой первый спектакль на нашей сцене? – Счастье простому человеку – это тема спектакля. Каждому человеку – счастье. Оно ведь не гоняется за нами. Только что светило, было рядом… Человеку несколько раз в жизни дается такой шанс (у Золушки – это ее крестная.) Как воспользоваться, как не бояться, как не испугаться счастья, довериться ему. Не бояться себя и другого. А мы любим и боимся…
Для этого и сказывается наша сказка, где пространство решено в нескольких цветах. Бело-золотое – чистое, не замутненное бытом, временем, политикой. Ведь то, что происходит с человеком, которому выпал шанс, происходит ежедневно, во веки веков.
Принц встретил ровню по духу, оба молоды, красивы, оба – поэты (у нас они сочиняют стихи). Но все совсем не так просто в любви, в человеческих отношениях есть ошибки. Они отзываются нам надолго. Мы платим за них жизнью. Не делайте этого! Доверьтесь сердцем и не предавайте. Вот что мы скажем каждому мальчику, каждой девочке, пришедшим на наш спектакль.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.