Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
04.12.2009
Крутые повороты Евгения Кириллова

В прошедшем сезоне в Пермском театре оперы и балета появилось новое имя – Евгений Кириллов, дирижер, рискнувший сменить вектор своего творчества с симфонического на театральный.


Хотя прочную профессиональную репутацию в музыкальном мире Евгений, победитель хорового и симфонического дирижерских конкурсов, заработал благодаря симфоническому жанру: в разное время он работал с оркестрами Нижегородской, Харьковской, Ярославской филармоний, гастролировал в Германии, Франции, Италии, Польше.
В родном Нижнем Новгороде руководил молодежным камерным оркестром «Амадеус», два года работал с губернаторским оркестром, а затем уехал, чтобы показать себя как главный дирижер Тихоокеанского симфонического оркестра (Владивосток).
Все это далеко не полный послужной список молодого по дирижерским меркам маэстро, который только-только отметил свой тридцатилетний юбилей. Несмотря на богатство и разнообразие творческой биографии, в качестве дирижера музыкального театра дебютировать Кириллову довелось только в Перми: он был выбран из нескольких претендентов Пермским академическим театром оперы и балета. А потому симфоническим концертам пришлось потесниться – по крайней мере, до Нового года. Сегодня Евгений Кириллов работает над премьерными постановками «Севильского цирюльника» Дж. Россини и «Риты» Г. Доницетти.
– Евгений Владимирович, что вас заставило превратиться из симфонического дирижера в дирижера оперного театра?
– С симфонической музыкой я не собираюсь прощаться. Но я очень рад, что мне предоставилась возможность проявить себя в качестве театрального дирижера. Это новое для меня амплуа – попытка найти себя. К золотым дирижерским годам (а дирижер – это профессия второй половины жизни) надо подходить с богатым опытом за плечами. Признаюсь, раньше музыкальный театр меня мало интересовал, было куда увлекательнее работать над симфониями, кантатами... Хотя я окончил Нижегородскую хоровую капеллу, а потому театральные подмостки знаю не понаслышке – капелланов всегда задействовали в спектаклях Нижегородского оперного театра («Борис Годунов», «Кармен», «Пиковая дама» – всюду, где есть хоровые сцены с детьми), но большого интереса к театру никогда не было. «Заболел» театром только здесь, увидев его совершенно с другой стороны. Театр дал мне огромное количество работы и пищи для размышления. И пока даже нет желания браться за что-то еще. Хотя могу сказать, что в Перми готовится важный проект, не связанный с театром, – но пусть это будет сюрпризом.
– Вам было сложно освоиться в музыкальном театре?
– Опера – это уникальный синтез жанров. Главной ее особенностью и изюминкой, безусловно, является вокал. Однако помимо этого здесь встречаются чисто симфонические эпизоды (увертюра, антракты), балетные номера, объемные хоровые сцены как с сопровождением оркестра, так и без него (a’capella). Накопленный ранее музыкальный опыт во многом помог мне сориентироваться, но, конечно, в каждом деле есть своя специ­фика. Поначалу я многого просто не знал: например, как дирижировать закулисным хором, (которого ты не видишь), не задумывался, как проходят мизансценные репетиции. Выяснилось, что в театре даже оркестр располагается не так, как я привык, а значит, пришлось совершенно по-другому координировать свои действия. Как будто я всю жизнь ездил по привычной дороге направо, а теперь приходится поворачивать налево. И поверьте, для меня это был крутой поворот.
Как человеку, который с шести лет пел и к танцам имеет очень отдаленное отношение, с балетом мне пришлось еще сложнее. К тому же жизнь решила проверить меня на прочность: так сложилось, что свой первый в жизни балетный спектакль, «Анюту» на музыку Валерия Гаврилина, я дирижировал без совместной репетиции оркестра и балета – просто на это не было времени в плотном репетиционном графике театра. Кроме того, дирижируя балетом, надо знать и понимать рисунок танца, уж не говоря о том, насколько непросто подобрать необходимые для солистов темпы. Все это можно постичь только за длительное время, проведенное в балетном классе.
– Профессия дирижера – пожалуй, самая загадочная из всех музыкальных. Однако в последнее время интерес к ней несколько поугас. Вы никогда не раздумывали над тем, чтобы заняться чем-то еще?
– Позвольте с вами не согласиться. Я не считаю, что моя профессия стала менее востребованной. Она всегда была и остается профессией штучной. У меня два образования – дирижерско-хоровое и оперно-симфоническое. В шесть лет я попал в хоровую капеллу мальчиков. Поступили сорок человек, закончили – семь. В другие годы выпускников могло быть три или пять... Не потому, что все остальные были ленивые или бесталанные. Такой жесточайший отбор устроила сама жизнь: кто-то не выдержал нагрузки, кому-то помешали различные обстоятельства. Потом было училище при капелле, затем консерватория. Сейчас я могу сказать, что главное – это люди, которые со мной работали, и только им, моим педагогам, я обязан своими успехами. Разные бывали ситуации – победы и обидные промахи, причем такие, что всерьез подумывал сменить профессию. Ничего – поднимался и шел дальше.

– В феврале мы увидим «Севильского цирюльника», ваш первый оперный спектакль в качестве дирижера-постановщика. Как вам над ним работается?
– У меня были работы в Нижегородском оперном театре и в оперной студии при Нижегородской консерватории. Но всерьез об оперном искусстве я, пожалуй, не задумывался, поэтому «Севильский цирюльник» – действительно, моя первая постановка. Однако мне повезло: с режиссером спектакля, Валерией Бородиной, ученицей Георгия Исаакяна, у нас установился великолепный контакт. Это креативный, думающий и аргументирующий свою точку зрения режиссер, она профессионально работает с артистами и, кроме того, удивительным образом находит подход к тем людям, от которых зависит успех будущего спектакля. Другое дело, что «Севильский цирюльник», так же, как и для меня, – первый опыт Валерии на оперной сцене, поэтому мы тщательно разбирали, какие из ее задумок можно реализовать в опере, а какие нет. Объясню: определенные вещи, которые идеально подходят для драматического театра, в опере неприемлемы – и наоборот. Главное, вовремя оценить это. Так, появилось удачное, на мой взгляд, воплощение финала первого акта, в котором задействованы одновременно все участники спектакля, несмотря на те ансамблевые сложности, которые возникают при исполнении. Мы смогли найти решение, которое не нарушает видение режиссера и позволяет этому большому ансамблю состояться.
– В каком ключе задумана постановка? Будут сюрпризы?
– «Севильский цирюльник» сложно интерпретировать как-то иначе, чем он был задуман создателями. Но «кринолинным» я бы наш спектакль, конечно, не назвал. Он, можно сказать, вне времени. Любой спектакль запоминается по характерным чертам. Иногда достаточно произнести два-три слова о спектакле, чтобы человек вспомнил: «Да, я это видел!» И наша постановка не будет лишена этой индивидуальности. Конечно, нам будет непросто удивить зрителя, потому что, по-моему, эта сцена видела уже все! Но постановка «Севильского цирюльника», уверен, будет запоминающейся. Никаких «чересчурностей» и перегибов. Все будет стильно и интересно.

– Как вы относитесь к попыткам нового прочтения классики и ультрасовременным постановкам? Не хотели бы поучаствовать в чем-то подобном, что воспринимается публикой далеко не однозначно?
– Есть музыканты – лауреаты международных конкурсов, музыканты мирового уровня, которые не воспринимают музыку XX века: все, созданное после романтиков, у них вызывает отторжение. Один мой однокурсник принципиально не ходил на уроки, где изучали Прокофьева, Шостаковича... А бывает и наоборот: когда людям в музыке, литературе и искусстве вообще интересны только современные течения. Это нельзя назвать ограниченностью во взглядах, просто у каждого человека – своя эстетическая картина мира. Для меня же крайне важен творческий поиск, причем в самых разных направлениях. Я всеядный. Наверное, поэтому то, что я вижу в театре, меня по-настоящему воодушевляет.
Далеко не каждый театр в России может похвастаться таким разнообразием постановок. У нас часто работают приглашенные мастера, благодаря этому театр все время кипит в активной творческой деятельности, находится на гребне волны, что мне крайне импонирует. Вспомните, сколько постановок было в нашем театре в прошлом сезоне: балеты «Жизель» А. Адана, «Медея» на музыку М. Равеля, «Ринг» (современная хореография); оперы «Христос» А. Рубинштейна (мировая премьера), сказка для детей «Двенадцать месяцев» С. Баневича, «Отелло» Дж. Верди (на языке оригинала), «Один день Ивана Денисовича» (мировая премьера), добавьте к этому победу на фестивале «Золотая маска» и Дягилевский фестиваль! А в моем родном городе поставили только «Хануму» Г. Канчели… Я не хочу сказать, что это очень плохо – количество не всегда означает качество. Но факт остается фактом: пермский театр уже не один год демонстрирует высочайший уровень по количеству и содержанию постановок. Не случайно по итогам сезона 2008-2009 годов Пермский театр оперы и балета назван театром года! Оригинальная подача репертуара, принцип мини-сезонов – все это выгодно отличает театр. Еще одна особенность: здесь не ставятся оперетты, чем изобилуют многие оперные театры, включающие ее в свой репертуар для привлечения зрителя. Оперетта откладывает определенный отпечаток на коллектив: начинаются деление, конкуренция и прочее, и прочее... И дело не в том, что один жанр доступный, а другой сложный. Все должно быть на своем месте, пермский театр оперы и балета – серьезный театр, где есть самые разные спектакли: классические и современные, легкие, развлекательные и серьезные, требующие глубокого погружения; спектакли, рассчитанные на взрослого зрителя, и детские. На любой вкус.
К тому же в Перми, богатой культурными традициями, зритель и так хорошо воспитан.
– Однако проблема привлечения в театр публики, особенно нового поколения, от этого не становится менее острой…
– Знаете, два года назад я был в Брюгге, небольшом бельгийском городке, на фестивале старинной музыки. В местной филармонии, в которой нет ни собственного оркестра, ни солистов, фестивали идут нон-стоп: заканчивается один – и тут же начинается другой. Так вот, все две недели, что я там был, каждый день, на разных площадках давали по три концерта: утренний, дневной и вечерний. И на каждом концерте были переполненные залы. Для нашей страны (кроме столиц, конечно) это пока несбыточная мечта. Ведь такие мощные традиции закладываются годами и даже веками! Это нужно понимать и работать. Жаловаться на нерегулярность аншлагов – бессмысленная трата времени.

Справка
Евгений Владимирович Кириллов родился 18 июля 1979 года в Горьком (Нижний Новгород). В 1985 году поступил в Горьковскую хоровую капеллу мальчиков (под руководством народного артиста РФ, профессора Л.К. Сивухина). Окончив с отличием в 1995 году капеллу, а затем Нижегородское хоровое училище, поступил в 1998 году в Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки в класс заслуженного деятеля искусств РФ, профессора М.А. Саморуковой.
В 2002 году окончил с отличием дирижерско-хоровой факультет, а в 2004-м – факультет оперно-симфонического дирижирования (класс народного артиста РФ, профессора А.М. Скульского) и аспирантуру Нижегородской консерватории (под руководством народного артиста России, академика Э.Б. Фертельмейстера).
С 1999 по 2003 год – художественный руководитель и главный дирижер Нижегородского молодежного камерного оркестра «Амадеус».
В 2001 году стал лауреатом Всероссийского конкурса хоровых дирижеров в городе Салавате (Республика Башкортостан). В 2004 году получил звание лауреата Международного конкурса симфонических дирижеров им. Вахтанга Джордании в Харькове (Украина).
С 2002 года – преподаватель Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки на факультетах оперно-симфонического дирижирования, хорового дирижирования, народных инструментов, а также на композиторско-музыковедческом факультете.
С 2004 по 2005 год руководил Тихоокеанским симфоническим оркестром Приморской краевой филармонии Владивостока.
С 2006 года – дирижер Нижегородского губернского оркестра.
Принимал участие в международных музыкальных фестивалях «Дальневосточная весна», «Дни Высокой музыки в Приморье» (Владивосток), «От Рейна до Волги», «Картинки с выставки», «Отражения…» (Нижний Новгород); в международном музыкальном проекте «Музыка земли святых Кирилла и Мефодия в Нижнем Новгороде»; а также в более чем ста концертах.
В разное время сотрудничал с оркестрами Нижегородской, Ярославской, Астраханской, Архангельской, Харьковской филармоний. Участвовал в совместных проектах с Николаем Петровым, Стефаном Абельсом (фортепиано); Игорем Федоровым (кларнет); Дмитрием Коганом, Андреем Розендентом (скрипка); Даниилом Гришиным (альт); Эмилем Ровнером (виолончель) и другими известными российскими и зарубежными музыкантами. Гастролировал и работал в Германии, Франции, Италии, Польше и других странах.


Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.