– Трудно ли быть сказочником?
– Это элементарно! Сказочников очень много в нашей стране – фальшивых… А мы – настоящие! Это – любимое дело для нас. А раз любимое, значит, счастливое!
Лариса Нагогина, заслуженная артистка России.
…Только что мы поздравили с такой наградой Ирину Павловну Сахно, заслуженную артистку России, тюзовскую коллегу (волею судеб ТЮЗ много лет играл на той же сцене, квартировал в нашем здании).
И вот такая же весточка пришла и в наш театр. Конечно, актеры театра кукол званиями и наградами не избалованы, сильно престижной эту профессию не назовешь. Но если вдуматься – «Заслуги перед Отечеством»… Отечество представлено в нашем зале самыми юными гражданами. Честное слово, начиная с 10—11 месяцев приносят зрителей на «Сказки из чемодана», уникальный (даже в пределах страны) моноспектакль Ларисы Нагогиной.
Ролей сыграно множество, и перечень их может показаться диковинным: Гусенок, принцесса Каролина («Сказки о незадачливом драконе») и Петютя («Кот в сапогах»), Улитка, Прекрасная Елена и рабыня Лерида, Левая рука Лунного человека, Забытый день рождения, Миссис Смит («Все кувырком»), Зеленый Лягушонок («Люблю ромашки»), Зеленый человечек («Красная птица»). Этих «зелененьких» очень высоко оценил на гастролях в Москве известный критик Борис Поюровский. Момент, когда Забытый день рождения находит того, кому исполняется 5 лет, поразил критика, литературоведа, первого завлита «Современника» Е. Калмановского. А дети и взрослые в зале всегда принимают роли Нагогиной безоговорочно.
Актрисе свойственна редкая органичность в каждом жесте, душевной жизни любого героя, будь то хищница Щука в «Рыбьих сказках» по М.Е. Салтыкову-Щедрину или Хозяйка чума в «Северной сказке». Когда-то Лариса приехала в Пермь и по совету сестры («У тебя голос подходящий») подала заявление в студию при театре кукол. За три года не получила ни одной четверки! Совершенно очевидно – это судьба.
Некоторые родители обивали пороги театра: «Зачем вы приняли мою дочь? Что это за профессия?» А у Ларисы родители были далеко – на станции Хохотуй Читинской области… Пятый ребенок, любовь и доброта в семье, вольное лесное детство, неунывающий характер родителей – такие счастливые обстоятельства. Сошлись и несколько национальных корней: русский, бурятский, возможно, корейский и японский.
Лариса такова не только на сцене, но и в жизни: легкое дыхание, стремление к внутренней гармонии, всепобеждающая женственность, доброжелательность – ее отличительные черты. «Мы никогда не видели Ларису озлобленной, раздраженной, в ней нет ни грана вульгарности», – говорят коллеги, а И.Н. Тернавский добавляет: «Тут Бог поцеловал в макушку не один раз, а два раза».
Мне довелось не однажды писать о Ларисе Нагогиной, одна статья начиналась так: «Есть на свете примадонны, которые в жизни не только никого локтем не толкнули, но даже и невзначай не задели». И это истинная правда! Ни грамма актерского каботинства (стремления к славе, блеску), как выражались в чеховские времена, тут не найдешь.
Лариса умеет быть резкой только в одном случае: если защищает профессиональные интересы. Не свои лично, а театра, спектакля. И высшей ценностью для нее остаются детство и природа – как начало всех начал, как краеугольный камень всей личности.
И в капустниках, номерах, шуточках Лариса всегда верна себе. Прекрасный получился номер – песня Александра Вертинского «Где вы теперь, кто вам целует пальцы?». Королева из спектакля «Квадраты снов», пластика этой угловатой фигуры с длинными пальцами, тончайшая разработка жизненной истории с безупречным вокалом. За всем этим вставала судьба русской эмиграции…
А в большом капустнике в Международный день театра Лариса играла Гамлета-Петрушку (куклу подарили березниковские ребята). Разумеется, с черепом бедного Йорика в руке. Знаменитый монолог «Быть или не быть?» прозвучал как размышление о нелегкой судьбе современного театра кукол как вида искусства.
Капустник назывался «Театр моей мечты», а потому актеры вволю пофантазировали. Лариса с удовольствием помогла гардеробщице Анечке Щепаловой подержать лунных коней в пронзительном отрывке – встреча с отцом («Мио, мой Мио» Астрид Лингрен). А также вахтеру Галине Николаевне Губиной в опереточном дуэте «Знаю я одно прелестное местечко». Все происходило за ширмой, помощницу никто не видел, но в театре кукол есть и такое амплуа – «помощи». Главное в том, с какой радостью Л.И. Нагогина бросилась помогать своим коллегам по общему делу. В дни, когда присуждается самая престижная всемирная премия, вспоминаешь стихи нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина: «В жизни истинно только детство».
Будем считать, что маленький народ выслал своих делегатов, чтобы дали награду Машеньке, Багире, Прекрасной Елене в лице Ларисы Нагогиной. И Зеленому Лягушонку, конечно.
Говорят зрители:
Марина Ипатьева, мама:
– Мой ребенок не хотел уходить после спектакля «Сказки из чемодана». Ревет и не уходит. Никакой силой нельзя было увести Настю домой, потому что Бабушку-говорушку нужно было взять с собой. Работники театра попросили спуститься актрису Ларису Нагогину, которая блестяще сыграла все роли в этом спектакле. И она так общалась с детьми, самыми маленькими, как, наверное, не умеет никто! Заслуженная артистка с таким уважением и добротой поговорила с двухлетним человеком, дала погладить Тигренка, что Настя успокоилась и пошла домой, зная, что скоро они встретятся в театре.
Владимир Антонов, отец двоих детей:
– Когда меня одолевает «депресняк», когда устаю от шума, всеобщего эгоизма, наглости рекламы, приземленности и глупости, я просто ложусь на диван и читаю… сказки. Мультики ведь тоже пошли оголтелые, как говорят психологи – «безопорные». Значит, без опоры на общечеловеческие ценности, безнравственные, с героями – дебилами и уродами…
Тогда в голове и в душе что-то приходит в нормальное состояние. А еще можно пойти в театр кукол, где такие голоса! Чудесные, богатые, сказочные… Я, конечно, знаю не всех актеров, но понимаю, что нести людям сказку гораздо труднее, чем сыграть «чернуху» с матом и дракой.
Наталья Карелова, учитель:
– Я «Маугли» смотрела три раза. Я бы всем давала всякие звания и награды за этот спектакль. И очень рада за Багиру – Ларису Нагогину.
Елена Китаева, библиотекарь:
– Солнечное дарование, умение сделать счастливыми своих зрителей, даже если они слегка шумят в не очень удачных по режиссуре местах представления.
Я помню и старые спектакли – да, всегда роли Л.И. Нагогиной самые сказочные. Именно так должны говорить Принцесса или Машенька. Так должна двигаться пантера Багира, всегда готовая к прыжку. И бесконечно мудрая.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.