05.10.2009
Алла Гониодская: «Это счастье — работать в театре!»
Открытие 73-го театрального сезона в театре кукол состоится 1 октября полюбившимся детворе спектаклем «Лариса в стране чудес». но все же главным событием, которое покажет, на что способна нынешняя труппа, станет премьера шекспировского «Короля Лира» в постановке худрука Игоря Нисоновича Тернавского и в художественном оформлении Аллы Гониодской (США). Эта непростая премьера, которую труппа репетирует почти полгода, вызывает интерес у любого, даже не слишком интересующегося «детским театром» зрителя: все-таки не часто кукольные театры замахиваются «на Вильяма нашего Шекспира».
Сегодня мы беседуем с художником-постановщиком готовящейся премьеры – Аллой Гониодской (США). В творческом багаже художницы – более ста постановок. Десять лет Гониодская проработала в Московском областном театре кукол, оставив о себе память по удивительным спектаклям «Трям! Здравствуйте!» и «Поющий поросенок» (режиссер С. Козлов). В Твери плодотворно сотрудничала с В. Никитиным, результатом их совместного творчества стали «Гуттаперчивый мальчик», «Конек–горбунок», «Сказка о потерянном времени», «Котенок на снегу» и переполненная трюками «Чертова мельница». А в творческой биографии художницы числятся Владимир, Брянск, Могилев, Ульяновск, Липецк, Львов, Вологда… Спектакль «Дед и журавль», поставленный в 1985 году в Минске с Лелявским-младшим, ,до сих пор идет с большим успехом. В Пермь Алла Гониодская приехала вместе с дочерью Нелли. Несмотря на напряженный график, художнице удалось выкрасть время для самых главных вопросов.
– У вас удивительная судьба, вам приходилось жить во многих городах и странах. Почему вы, несмотря ни на что, продолжали заниматься театром?
– Я очень благодарна судьбе за возможность работать в театре. И я очень рада, что моя дочь унаследовала мою специальность.
После вынужденной эмиграции, когда мне пришлось начинать все с нуля, театр, творчество меня сильно поддержали. Тем более, что в Израиле, куда я уехала, очень ценят кукол: там настоящий культ детей, поэтому в стране множество маленьких разъездных театров на 1—2 человека. А в 90-м году профессиональных кукольников было не более десятка на всю страну, поэтому чтобы заказать художнику кукол, становились в очередь за два месяца. Это была золотая ниша, просто счастье для художников. Да и публика очень непосредственная – дети могут выбежать на сцену и от всей души расцеловать героя. К тому же мне довелось работать над интереснейшими темами – например, я делала «Сказку о рыбаке и рыбке». А.С. Пушкин на арабском – очень забавно получилось.
– И вас никогда не пугали такие перемены?
– Конечно, я с ужасом вспоминаю, как впервые уезжала из страны, но… У меня получалось включаться в театральное пространство того места, куда я приезжала. Когда муж получил контракт в Сиэтле, меня не остановило незнание языка, и я со своим портфолио обратилась в детский театр в Сиэтле, который работает для детей и подростков. Прошлые заслуги в такой ситуации – ни в счет, поэтому на вопрос, откуда я пришла, отвечала: «С улицы». Критики после одной из постановок так и озаглавили статью: «Чудо пришло с улицы»!
Позже в ванкуверском театре «Слезы радости» я участвовала в постановке «Бури» по Шекспиру (режиссер Рэджем Брэдли). Она также не осталась незамеченной критикой: в одной газете ее назвали «одной из лучших постановок в театральном дизайне 1998 года».
Но случилась и «черная полоса» – перерыв в театральной работе. Мне было очень тяжко. Вы не представляете, какое это счастье – постоянный художник в театре! В западных театрах художника не держат, каждый раз собирается новая контрактная компания, в которую попасть нелегко: надо постоянно напоминать о себе. При этом каждый такой контракт — это долгие переезды, расставание с семьей…
Об этом будет говорить и сама моя работа в «Короле Лире» – сцена окажется окруженной сеткой–клеткой, в которой находится не только Лир, но и мы все… Поначалу я хотела решить оформление в жанре «граффити», миновав привычный ход – брусчатку, камни, крепостные стены. Потом поняла, что замкнуть пространство фермой – сеткой–клеткой гораздо более современно.
– Я знаю, что вы много работаете, как график и живописец.
– Да, например, я участвовала в выставке «странных» художников «Демоны сознания», а сейчас в «Haven Gallery», во Флориде проходит моя персональная выставка. Вся моя живопись – это своеобразный театр одного художника. У меня есть постоянные персонажи, которые переходят из картины в картину. Я их переодеваю в различные костюмы, помещаю в разные эпохи и ситуации.
– Знаю, что вы мечтали поработать над постановкой «Короля Лира»!
– Тема эта мне очень близка: о родителях и детях, о поведении человека в экстремальных условиях, об эмиграции, об одиночестве в несчастье. Я не только вижу подобное каждый день, но и сама прожила многое… Эта история – и обо мне, и о моей семье. Она – о проверке в экстремальных обстоятельствах, о противостоянии и несчастьях.
Плюс мне повезло, что «Короля Лира» решили поставить в Пермском театре кукол, который не связан канонами «взрослого» драматического театра. Счастье творить в таком театре, где режиссер и художник сами создают свой мир и актеров – кукол, которые могут быть от 10 сантиметров до 10 метров высотой, какие угодно!
– Как вам работается с новым для вас коллективом?
– Работаю я с театром с огромным удовольствием. Но поначалу очень волновалась: «Как я буду работать в незнакомом театре?!» И была очень тронута той теплотой, с которой меня приняли в команду. Чувствую добрую руку главного художника Александра Казначеева, заведующего постановочной частью Александра Николюка. Очень помогает умная, живая, с хорошим вкусом Марина Вотинцева, возглавляющая бутафорский цех, да и все чудные девочки в пошивочной мастерской. Я благодарна всем и в особенности художественному руководителю театра за чудесную возможность воплотить все свои идеи.
Ну и конечно, благодарна я и Алёне Гончаровой, питерской художнице, в чьей мастерской делались куклы «Короля Лира». Мы с ней подруги с 10 лет – учились вместе в художественной школе и Институте театра, музыки и кинематографии – и на всю жизнь. Кстати, всю механику кукол делал ее сын, тоже художник нашей школы Дмитрий Дерягин.
Вообще, в этой встрече с театром – сплошная мистика. Начиная со встречи с Ростиславом Шебалиным, директором Выставочного зала. Как-то будучи проездом в Сиэтле, он познакомил нас с И.Н. Тернавским. Потом в Петербурге Алена нас всех собрала, и Игорь Нисонович, как настоящий король, сидя во главе стола, все решил. Узнав о моем приезде, однокурсник, режиссер Григорий Гольдман, взяв в библиотеке пьесу, опрометью пустился в путь на машине из Ставрополя. Поэтому у меня будет еще одна постановка в Перми – «Сказка о козе лупленной» по пьесе М. Супонина.
– Я знаю, что всем очень понравились ваши идеи. И Нелли тоже включилась в работу.
– Она, можно сказать, выросла среди кукол. Но «держалась» долго, заинтересовалась ими только в 20 лет. Мой папа собрал все о моей работе: статьи в газетах, видеозаписи всех спектаклей… Очень мне помогал и поддерживал. Теперь и я собираю статьи о своей дочери. В одной из них Нелли назвали надеждой и опорой канадской анимации. А закончила она «Конкордию», Монреальский университет, пройдя несколько курсов – от истории искусств до сегодняшней специальности.
Дочь – настоящий трудоголик. Работает, пока не упадет. Но потом она откроет глаза и снова начнет работать в таком же ритме. А «Королем Лиром» дочь буквально заболела. Я понимаю режиссера – в «Короле Лире» захотелось поддержать пространство еще одной возможностью, добавив анимацию. Беседовала Т. Шерстневская.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.