Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
31.08.2009
ПО-ЯЗЫЧЕСКИ ЗРЕЛИЩНО

Три дня старинная земля села Камгорт вспоминала, как здесь несколько веков назад кипела жизнь – сливались воедино быт, культура, представление о жизни разных народов, как лилась кровь в боях за владения Чердынского княжества, как поклонялись языческим богам и как принимали нового бога – Христа, как звучали песни о любви, счастье и надежде…


«…Чердынь – не копилка обломков, залетающих сюда при каждом историческом взрыве, а сама Русь – генетически. Свирепые язычники финно-угры ушли в недра истории, как в недра земли, словно легендарная Чудь Белоглазая, сама себя похоронившая.
Пермяки неохотно принимали крещение. Убитые епископы, кладбища крещенных младенцев, зарезанных родителями-язычниками. На столкновении московско-новгородского и пермско-вогульского миров родился в XV веке русский фольклор. Баба-яга – она родом отсюда. Поглядите на иллюстрации Билибина к русским сказкам, и вы увидите чердынские пейзажи. Русь утвердилась только в XV веке – на городищах и капищах последним древнерусским княжеством Пермь Великая. С тех пор чердынские колокола отзывались звоном на каждое русское землетрясение.
Отсюда пошло бить Лжедмитрия местное ополчение… Здесь храмы строили шведы, попавшие в плен под Полтавой. Здесь крестьяне плугами выворачивали из пашен клады древних пермяков – серебряные персидские блюда со львами и бородатыми царями. Здесь на стене храма вдруг обнаружилась фреска „Страшный суд“, и было это 11 сентября 2001 года…»
Алексей Иванов (журнал «Афиша-Мир» № 2 от 01.12.03).

Фестиваль сам по себе – это жанр синтетический, диалектический, развивающийся сам и меняющий своих участников. С каждым годом «Сердце Пармы» становится все более мультижанровым, а его литературная составляющая превращается лишь в символ одноименного романа Алексея Иванова, и дань ему – импульсу, родившему интерес к тайнам русского чердынского княжества, мифам и легендам народов, живших здесь.
А возможно, это чердынское пространство, впитывая в себя из года в год все привнесенное, то, что называется «историко-литературным», сводит все элементы в новые сочетания и, давая прочную основу народными традициями, рождает новые смыслы, новые проекты, новые идеи.
Фестиваль, оторвавшись от романа «Сердце Пармы», сейчас представляет собой нечто большее, чем историческая реконструкция и погружение в мифологическое прошлое – хотя это первое, что захватывает любого посетившего его. Фестиваль стал местом и специальной, специфической музыкальной программы, абсолютно аутентичной, но такой, какой нет ни на одном фестивале.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МОСТ
Здесь выступили более десяти коллективов, заполняя своей игрой практически весь световой день. Изрядную долю звучащей со сцены музыки составляла чистая импровизация, названная модным в концертной среде словом «джем». Точнее, «этноджем» – о специфике не забыли и здесь.
Концептуальной основой фестиваля послужила уральская мифология и книги пермского писателя Алексея Иванова, однако далеко не все группы-участники были «местными». Кроме пермяков на сцене можно было наблюдать выходцев из Екатеринбурга, Орла, Москвы и даже из Белоруссии. Не менее разнообразной и пёстрой была и их музыкальная направленность. Коллектив барабанщиков «BEAT BADA BOOM» обращался к мотивам фолк-музыки всех времён и всех народов мира, екатеринбургская группа «H-URAL» совмещала современное электронное звучание с музыкой народов тайги, молодая, но уже нашедшая массу поклонников группа «KVENTA» тяготела к средневековым европейским мотивам, а ещё один пермский коллектив «PATCHWORK» акцентировался на мелодичном фолке Востока.
«Гвоздём» всех трёх дней фестиваля стала, разумеется, легендарная московско-новосибирская рок-группа «Калинов Мост».

ИСТОРИЯ В ДОСПЕХАХ
Фестиваль в этом году, как и в прошлом, проходил на трех площадках: музыкальная сцена, ристалище, ярмарочные ряды, впервые в этом году был организован и детский городок. Жизнь на ярмарочных рядах, как ей и полагается, кипела все три дня: здесь можно было не только приобрести изделия народных ремесел, но и обучиться травоткачеству, плетению из бересты, технике вязания игрушек или создать для себя обереговую куклу.
Для гостей фестиваля были организованы экскурсионные туры – можно было побывать в древних чердынских храмах, например посетить старейший монастырь на Урале – Иоанно-Богословский, основанный в 1462 году, или побывать в селе Покча, которое 63 года (1472—1535) было столицей княжества Пермь Великая. История здесь оживает прямо на глазах – она пока еще не затерта туристами до дыр, поэтому так явно в кружевной резьбе домов и храмов проступают образы героев книги Иванова, а среди легендарных синих гор и холмов слышится эхо далеких сражений русских с сибирскими татарами и вогулами, чердынских князей с московскими, и, кажется, видны сполохи на Полюдовой горе…
Впрочем, звуки древних боев не были обманом слуха. Три дня на поляне шли турниры по историческому фехтованию, на которые съехались около сорока бойцов из семи городов России. Можно было полюбоваться не только на работу мастеров, но и попробовать самому подержать в руках меч и даже по­участвовать в потешных бугуртах (массовых импровизированных сражениях). С каждым годом поклонников этой части фестиваля все больше — возможно, не в последнюю очередь потому, что уровень растет. К слову, в этом году на мечах вышли сражаться и женщины. Победили в турнире «щит-меч» Сергей Шкляев из клуба «Стезя Прави» (Ижевск) и в состязании «меч-меч» Александр Ахметов из клуба «Рунный камень» (Екатеринбург), а среди «амазонок» лучшей стала Валентина Лекомцева, тоже из ижевского клуба «Стезя Прави».

Главное – что дальше
Вообще фестиваль – райское место для любителей реконструкции и фолк-музыки. Это два самых популярных направления, которые и собирают наибольшую аудиторию. Организаторы уверяют, что они будут сохраняться, но в будущем на фестивале должно появиться нечто такое, что сделает его уникальным среди других подобных российских фестивалей.
Пока будущее фестиваля таинственно, как и земля, на которой он родился. По всей видимости, организаторы могут поступить несколькими способами. Могут оставить все как есть, или, возможно, «Сердце Пармы» примет какую-то специализацию. Но точно известно одно – ни одна из программ пока не будет свернута, наоборот, каждая из них расширится, появятся и новые проекты. Уже сейчас все задумки не вмещаются в сжатую и интенсивную трехдневную программу, и, скорее всего, появятся «околофестивальные истории», которые найдут свою кульминацию уже на самом мероприятии.
Впереди «Сердце Пармы» ждет и самое главное событие. Хотя идеологическая основа – Чердынская земля и книга о ней – у этого фестиваля есть, его кровеносная система – собственная идеология – еще в стадии формирования. Директор проекта Илья Вилькевич уверен: «Чтобы фестиваль четко сформировал идеологию, нужно провести семь-восемь-десять фестивалей». И тогда, возможно, главным будет не то, что «Сердце Пармы» прорастает из романа, а то, что из фестиваля прорастают новые чердынские проекты.
Интерес не только к фестивалю, но и к Чердыни с началом фестиваля значительно вырос. Только посещаемость Чердынского музея возросла в 4 раза«.

БАБА БЕЗ ГОЛОВЫ
Знаком более глубокого слияния фестиваля с чердынским пространством, «врастания в богатую историей Великопермскую землю» может стать и арт-объект, который специально для фестиваля создаст художник Николай Полисский, известный по «Русскому бедному» и «Границам империи», что стоят ныне у Речного вокзала. Побывавший в этом году на «Сердце Пармы» в качестве гостя и эксперта Полисский решил продолжить художественное исследование Чердынской земли, начатое Ивановым. «Все, что здесь происходит, – это хорошо, прекрасно, замечательно, – сказал Полисский. – Но фестиваль не может жить без того, что он производит: сухого остатка, который остается в истории. Фестивалю нужно нечто такое, что остается на фотографиях в каталогах… Здесь нужно сделать объект, который можно будет потрогать руками. И я думаю, что нужно основываться на какой-то легендарной истории таинственной Пармы, о которой толком никто ничего не знает, и это, возможно, даже к лучшему».
Тем не менее попытка оставить след в истории Чердынской земли в этом году состоялась – шестеро мастеров приняли участие в конкурсе «Золотая баба». Из кедра резчики должны были создать легендарную идолицу, прикосновение к которой, по легенде, переворачивало жизнь человека.
Впрочем, создание деревянных скульптур тоже нельзя назвать чем-то принципиально новым для этого места: ведь значительная часть всемирно известной коллекции пермской деревянной скульптуры была собрана именно здесь, в Чердынском районе. И вполне вероятно, что если этот проект продолжит свое существование, на фестивале родится новый шедевр искусства резьбы по дереву. По крайней мере, некоторые работы пополнят коллекцию местного музея.
И уже с первого конкурса не обошлось без таинственной истории. Трехчастная «Сорни най» Сергея Пяткова (Соликамск), выполненная в пермском зверином стиле и признанная лучшим произведением, потеряла… свою голову. Кому и зачем понадобился деревянный образ жуткого божества, можно только догадываться. Но если быть знакомым с дикой природной силой этих мест, то становится ясно, что история «Сердца Пармы» не заканчивается, она только началась…

Светлана Томилова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.