Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
13.07.2009
Валерий Бурдин: «Дирижер — впереди музыки»

В детстве он без конца крутил патефон: слушал Шаляпина, Карузо, инстру­ментальные пьесы.
 В музы­кальной школе учился играть на домре. На ней же с наслаж­дением катался с горки. Верхом. «Как Баба-Яга».
 В юности осваивал бас-гитару в ВИА.
Эта страсть к музыке привела его в профессию. Уже 30 лет доцент ПГИИК Валерий Бурдин – маэстро студенческого оркестра народных инструментов, автор более 200 аранжировок.
Вдумчивый и требо­вательный дирижер и педагог, он воспитывает сегодня молодых музыкантов.


«Звук – только вверху»…
– Валерий Степанович! Вы выбрали дирижерскую судьбу. Судьбу нелегкую, но очень творческую. Чем для вас привлекательна эта профессия?
– Здесь совпало много моментов. В пермском училище мой педагог по дирижированию Валерий Александрович Сергеев хорошо поставил мне руки – дирижерский аппарат. В вузе, где я учился, в Челябинске, я еще не определился с выбором. А вот в ПГИИК меня очень привлекла творческая атмосфера, которую создал приехавший из Ленинграда талантливый исполнитель и дирижер Александр Самуил. Я учился и у работавших рядом Валерия Платонова, нынешнего главного дирижера Пермского оперного театра, и у Петра Грибанова, главного дирижера оркестра Карагандинской филармонии.
Когда я учился в ассисентуре Ленинградской консерватории, ежегодно сдавал программы с консерваторским оркестром, в котором играли приглашенные артисты-иллюстраторы из андреевского оркестра. Это был высокий класс. С интересом я наблюдал репетиции Юрия Темирканова со студенческим симфоническим оркестром. В тайны профессии меня вводил мой шеф, Георгий Львович Ержемский (с 1980 года). Он 25 лет проработал в МАЛеГОТе (Малом оперном театре Ленинграда). Книги писал. К примеру, «Психология дирижирования». И – «Закономерности и парадоксы дирижирования». На выпускном экзамене я получил «отлично». Но заканчивал уже у дирижера Кировского театра Сергея Ильича Федотова.
Ленинград – это, конечно, театральные спектакли, море музыки!
– Какие еще личности формировали вас как дирижера?
– Еще по Челябинску помню концерт симфонического оркестра Ленинградской филармонии с Евгением Мравинским. Играли Пятую симфонию Бетховена и Пятую симфонию Глазунова. Меня тогда поразило: дирижер уже что-то делает: пошли жесты, а музыки еще нет. Дирижер впереди оркестра по мысли! Удивительное явление! Нас всегда учили: вот – доля, вот – звук. Оказывается, нет. Звук – вверху. Мне и шеф говорил в Ленинграде: «Оторвись от клавиш. Это артист нажимает, а ты-то – впереди. Звук – только вверху!» Такие вот тайны рождения звука.
Мой кумир – Юрий Темирканов. Он так образно дирижирует, будто сам герой музыки. А Мравинский – совсем другой. Он в себе, скупой на жесты, но – с мощной волевой направленностью.
– Вам интересно анализировать индивидуальные особенности разных маэстро?
– Конечно. Ведь мы со студенческой скамьи знаем фразу Римского-Корсакова: «Дирижирование – дело темное». Всегда хочется понять, что и как делает дирижер. Практика у меня самого – тоже большая. 16 лет я был концертмейстером альтовой группы в пермском оркестре под управлением профессора Виктора Салина. Два года дирижировал в этом оркестре. Особо запомнились две очень своеобразные татаро-башкирские программы.
А вообще сейчас мне хватает студенческого оркестра, поскольку очень много забот. В целом уровень студентов «сел», снизился, а хочется качества. Приходится тройные усилия прикладывать…

СПРАВКА
Бурдин Валерий Степанович, 60 лет, заслуженный работник культуры России, доцент, обладатель гранта Фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва)
Пермяк. Выпускник ДМШ № 4, Пермского музыкального училища (колледжа), Челябинского института культуры (ныне академия искусства и культуры), ассисентуры-стажировки Ленинградской консерватории
 В ПГИИК работает с момента открытия, уже 34 года, с 1994 г. – доцент. Количество выпускников по классу дирижирования – 130 
20 лет преподавал в Пермском музыкальном училище (колледже) – 30 выпускников
16 лет был концертмейстером альтовой группы в Пермском русском народном оркестре
Руководитель оркестра Мотовилихинской детской школы искусств
Женат. Супруга Валентина Алексеевна – инженер-конструктор завода «Пермские моторы». Двое взрослых детей: сын Антон и дочь Ольга (выпускница ПГИИК, документоведение)

Из искусства – в бизнес?
– Если ваш бывший студент решает уйти из профессии, как вы его убеждаете не делать этого? Какие находите аргументы?
– Бывает, конечно, что кто-то уходит из профессии, даже очень хорошие музыканты. Уходят по финансовым соображениям. Часто – в бизнес. Эта стезя – для того, чтобы прожить. А душевная неуспокоенность остается. Они тоскуют по тому, что потеряли. Рассказывают: приду домой, возьму баян – и слезы наворачиваются.
Я говорю: «Не ошибитесь, ребята. Профессия, конечно, малооплачиваемая, но уж лучше быть все же увлечённым своим делом, чем заниматься тем, что не нравится». Стараюсь убеждать в том, что наверстать упущенное будет трудно.
Многие при этом остаются в музыке: преподают в школах, в среднем звене. Есть и директора образовательных учреждений.
Кто-то из студентов создал свои коллективы?
– Практически нет. Начинали это дело и оставляли. Занимаются учебными оркестрами, а вот любительских коллективов просто нет, тем более профессиональных. Время сейчас такое. Остается педагогика. Кафедра наша, кстати, больше тысячи выпускников подготовила. Были очень сильные выпускники. Все это – огромный труд. И радость.
Сейчас в студенческом оркестре чуть более 50 человек.
– Меняется ли уровень требований?
– Планку мы стараемся не опускать. В чем-то, может, и жестче подходим. Все – во имя музыки, которой служим. Я всегда у выпускников после выдачи дипломов прошу прощения, если говорил что-то на репетиции нелицеприятное…
– Ваши солисты – не только будущие преподаватели, но и артисты оркестра, руководители ансамблей. Какова роль дирижерской подготовки специалистов?
– Акцент сейчас несколько сместился на сольное исполнительство. Все стремятся стать лауреатами. Больше внимания – методике, педагогике. Но кое-кто увлекается и дирижированием, тогда и я им больше внимания уделяю. Помогают профессиональному развитию и элементы исследовательской работы студентов.
Дирижерская практика проходит на выпускном, пятом курсе. Она длится весь год. Но студенты впитывают многое и на репетициях, где учатся слышать все пласты оркестровой ткани.
– Каковы ваши принципы подбора репертуара?
– Это, конечно, проблема. Даже в советское время было мало издательств, публиковавших академическую музыку для народных инструментов. Сейчас вроде бы и партитуры есть, но спрятаны где-то в провинциальных городах, где существуют профессиональные оркестры. Всё – только личные контакты. Что-то привожу из Ленинграда. Хорошую музыку пишет пермский автор Михаил Кузнецов. Я всё из его сочинений переиграл. Кое-что беру у Виктора Новикова из Ижевска, он у нас сейчас работает.
– Есть ли у вас, как у дирижера, приоритеты: оригинальные произведения или переложения? Насколько ваш творческий выбор свободен?
– Программу я подбираю сам. Стараюсь охватить разные направления: и переложения классики, и обработки народных песен, и оригинальные сочинения. Будашкин, Холминов, Широков – классика жанра. Попонов, Шендерёв, Курченко – пласт 80-х годов. У меня много своих аранжировок, более двухсот. Пишу их под баян. Дома и этот инструмент в руки беру, и на балалайке тоже играю.
 В последнее десятилетие я включал в программу и пьесы эстрадного направления, и джаз, и что-то из середины прошлого века. Важно, чтобы музыка была близка и интересна молодым. Важно, чтобы жанр жил. На примере музыкальных школ вижу, что внимание к народным инструментам несколько угасает. Родители не ведут детей учиться на баян. Надеюсь всё же, что движение идет по спирали и когда-то всё вернётся на круги своя. Появятся снова любительские коллективы, когда надоест компьютер. Может, и традиция домашнего музицирования вернётся.
– А как складывается концертная жизнь студенческого оркестра ПГИИК?
– Мы, конечно, выступаем. Помимо родной сцены вуза – в театре драмы, Центре культуры и искусства имени Солдатова, Краевом дворце народного творчества. Но, к сожалению, программа, на подготовку которой тратится столько сил, звучит чаще один раз.
У нас огромный опыт работы с солистами, прежде всего с певцами. Пик концертной деятельности, считаю, – это большая программа с Надеждой Бабинцевой: 12 номеров вокальной музыки мира плюс оркестровые композиции.
Нам удалось записать пока лишь один диск, но больше спонсоров не находится.
– Какова, на ваш взгляд, обстановка с оркестровым исполнительством в Перми и крае?
– У нас сильные инструментальные группы в ансамблях «Ярмарка», «Камушка», «Солнечная радуга». Что до оркестров, то это, наверное, лишь оркестр Виктора Павловича Вилисова (Дворец культуры НПО «Искра»), а также Пожва. И всё. Традиция исчезает. Инструментальная музыка для народных инструментов чаще звучит вместе с вокальной и хоровой. Хорошо, что хоть учебные студенческие коллективы остались, в том числе в среднем профессиональном звене.

«Музыку в меня вдохнул Латкин»
– Валерий Степанович! Как вы полагаете, какое значение в постижении профессии имеет довузовское образование: школа-колледж?
– Всё начинается в детстве: и глубокий интерес к искусству, и умение трудиться. Я вот даже и не помню, занимался ли в детстве на инструменте дома. Вроде бы приходил в школу, брал домру и каким-то образом всё получалось. Знаю твёрдо: музыку в меня вдохнул уже в училище Латкин. Александр Миронович был музыкант с большой буквы, яркий, артистичный, интеллигентный!
– А о других профессиях вы мечтали?
– Нет. Только о музыке. Причём именно о дирижировании. Я, кстати, успел ещё в Перми и в ансамбле «Уральский хоровод» 10 лет поиграть. А в Челябинске, где учился в институте, три года работал в кинотеатре в ансамбле народных инструментов. Тогда, в 70-е, в каждом большом кинотеатре были музыкальные коллективы, даже оркестры: камерные, духовые, эстрадные. Публику и радовали, и просвещали. Сами – тоже в удовольствие выступали.
– Как, кстати, в ваших руках оказалась домра?
– Мама так решила. Она у меня строгая была. А я – послушный. Мама одна меня растила. По профессии она была старший лаборант на заводе Кирова. Мечтала, чтобы я на баяне играл. Три года подряд приводила меня в музыкальную школу Закамска. А меня не брали на баян – маленький был. В итоге директор сказал: «Он у вас не растет, давайте на домру определим!». Так всё и началось.
Я попал к очень хорошему педагогу – Алексею Семеновичу Носореву. У него и Олег Згогурин учился, и Виктор Пределин. А домру приходилось мне покупать чуть не каждый год: то хулиганы отберут, то с горки на ней покатаюсь! Кстати, тогда ширпотребовская домра пять рублей стоила. Руководитель оркестра Любовь Романовна Лихачёва за руку отвела меня в училище к Латкину. Он уговаривал меня на балалайку перейти, но мама тогда уже купила мне концертную домру за 140 рублей. При ее зарплате в 80 это был серьезный шаг, и изменить ничего не удалось. Баян я немного освоил уже в училище. Тогда Иосиф Лейтуш вёл телевизионную школу игры на баяне.
– Какие ещё музыканты вели вас по жизни?
– Особая история у меня с Ленинградом. Я ведь учился на четырёхструнной домре. Когда поехал после училища поступать в консерваторию, понял, что там пропагандируется трёхструнка. Не прошел по конкурсу. Но судьба всё равно в Ленинград привела, только уже через 12 лет и в ассисентуру-стажировку. Учился в вузе я в Челябинске. По домре – у Валерия Павловича Жданова, сейчас он руководит ансамблем мандолин в Екатеринбурге. А по дирижированию – у главного дирижера Челябинского оперного театра Александра Арнольдовича Трифонова. Потом он тоже уехал в Ленинград.
 В Челябинске я встретил много друзей. Сейчас это известные люди. Например, Валерий Ярушин из «Ариэля» и художественный руководитель оркестра «Малахит», народный артист России Виктор Лебедев. Был период, когда и я в ВИА играл на бас-гитаре, и в армии в дивизионном ансамбле участвовал в дуэте домра – гитара. Отслужил, поработал в Челябинском музыкальном училище год и приехал в Пермь. Так что в институте я – с самого начала его истории, с 1975 года. К оркестру встал в 79-м и проработал уже ровно полжизни. До сих пор помню: начинал с увертюры к опере Россини «Сорока-воровка». Всё же дирижерская судьба – большое счастье. А всё, что я знаю и умею, – отдаю молодым.

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.