Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
09.07.2009
Илья Линович: «Мне интересно всё!»

После закрытия сезона жизнь в театре не замирает. Иногда, наоборот, начинает кипеть сильнее обычного: тут и репетиции нескольких новых пьес, и гастроли по городам края, жители которых с нетерпением ждут приезда актёров. Для многих зрителей края это единственная возможность посмотреть любимые спектакли одного из лучших театров. Для артистов такие гастроли – тоже радость. Конечно, гостиница и сцена могут быть далеко не самыми лучшими, зато самый теплый прием – именно в провинции. В перерыве между репетициями и гастролями мы поговорили с актёром Театра-Театра Ильёй Линовичем. В спектакле по пьесе А. Островского «Невольницы», который увидят этим летом жители городов и посёлков нашего края, у Ильи небольшая, но весьма яркая роль. Его герой, Никита Абрамыч Коблов, запоминается зрителям уже с первых сцен, когда начинает рассуждать о жене как о собственности мужа.
Спектр ролей Линовича варьируется от классики до современности. Дюма, Бомарше, Сологуб, Сигарев, Пресняковы – ему всё по силам, везде он одинаково хорош и органичен. Его герои, чаще отрицательные персонажи, – сильные, грубоватые, циничные. Но находясь даже на второстепенных ролях, этот актёр мгновенно умеет переключить на себя внимание зрителя, и вот уже публика с замиранием сердца следит за малейшим его жестом, взглядом, словом.


«Я страшно боялся»
– Илья, у вас был довольно долгий путь в актерскую профессию. Как это получилось?
– Понятия не имею! Я четыре года отучился в медицинском институте здесь, в Перми. Потом бросил, ушёл на два года в армию, где и решил, что в медицину я больше не вернусь, забрал документы и уехал. Сначала в Ярославль, а через год поступил в Санкт-Петербургский институт театра, музыки и кинематографии. Учился там хорошо: после нагрузок медицинского института вообще везде легко учиться, а в театральном институте всё кажется значительно проще.
После окончания института работал в Ленинграде, в Молодёжном театре на Фонтанке под руководством Семёна Спивака. Кроме того, что играл в театре, снимался в кино – восемнадцать актёрских работ в различных картинах. Первый раз я снимался в 1989 году у Марлена Хуциева в фильме «Бесконечность». Это была роль в массовке – белого офицера. А последняя работа – шведский фильм «Нокаут» 1999 года. К сожалению, он в российском прокате не шел, был показан только на фестивале в Петербурге.
– Почему вы всё-таки решили вернуться в Пермь?
– Пришлось. Заставили обстоятельства. Конечно, уезжать было жалко, я ведь столько лет там проработал. Приехав в Пермь, сначала три года отыграл в ТЮЗе, опять же посоветовал Виктор Петрович Саитов, а с приходом Бориса Мильграма стал артистом драмтеатра.
– Кого вы считаете своим профессиональным крёстным отцом или крестной матерью?
– Любовь к театру в меня заложил Виктор Петрович Саитов. Мы с его старшим сыном Глебом сидели в школе за одной партой, поэтому я знаю Виктора Петровича с семи лет. Я постоянно ходил в театр, общался с ним… Его жена, Лариса Михайловна, преподавала в нашей школе и ставила нам спектакли. Наверное, с этого всё и началось.
– В студенчестве у каждого актёра есть «заветная» роль: Ромео, Гамлет… А кого мечтали сыграть вы? 
– Я всегда мечтал сыграть Сальери, но, скорее всего, никогда этого не будет. А того же Ромео вообще никогда не хотел играть – тем более что всегда был староват для этой роли (смеется). Хотя как в 16 лет можно сыграть Ромео? Да никак!
А сейчас хотелось бы сыграть ещё что-нибудь из Островского, у него можно найти огромное количество интересных, ярких ролей. Но какой-то конкретной роли, о которой бы я мечтал, сейчас нет.
Вы помните свои первые впечатления от выхода на сцену?
– Играя в школьных спектаклях, я страшно боялся. Казалось, что ничего не смогу, всё забуду. Жуткое состояние, когда выходишь на подмостки и кажется, что ничего не помнишь. Впрочем, это бывает и сейчас. Перед самым выходом появляется ощущение, что всё забыл, но стоит только выйти на сцену, как роль вспоминается сама. Это приходит с опытом. Но волнение перед спектаклем как было, так и остаётся.

В поисках новых форм
– Если создавать обобщённый образ героя ваших ролей, получается уверенный в себе, циничный, но чем-то очаровывающий скептик. Вне сцены вы другой?
– В жизни я не такой циничный, как мои герои. Тот же Аркаша из «Божьих коровок» – немного утрированный образ. Хотя и такие люди есть, я их очень часто встречаю, особенно в Москве и в Петербурге. Поэтому в случае с Аркашей даже выдумывать ничего не пришлось.
– Как вы готовитесь к роли, есть какие-то особые секреты?
– Каждый актёр по-разному готовится, у каждого своя «кухня». Кто-то из великих, когда ему задали аналогичный вопрос, ответил: «Как-как… Переписываю её постоянно!» В институте я так и делал: много-много раз «переписывал» свои роли, каждый раз открывая в своем герое что-то новое. Сейчас, когда готовлю роль, то стараюсь побыть один, наедине с самим собой, для меня это необходимое условие.
– У вас есть любимые образы?
– Мне очень нравилась роль Передонова в «Мелком бесе». Она на самом деле очень сложная, масштабная. Раньше таких ролей у меня никогда не было. Три часа на сцене практически без перерыва – достаточно непросто и физически, и психологически. В этом спектакле у меня много партнёров, много похожих ситуаций, но они все должны быть разными. «Мелкий бес» – сам по себе сложный роман. Там очень многое из того, что важно для раскрытия характера персонажа, заложено в словах автора, а не в репликах героя. А как сыграть слова автора? Вот в этом-то вся и проблема. Но, несмотря на трудности, а возможно, и благодаря им получилась замечательная работа.
Роль Аркаши, наоборот, далась мне легко. Но это и другая драматургия, которую проще перенести на сцену. Базиль в «Женитьбе Фигаро» – небольшая, но сложная роль, которая в чём-то получилась, в чём-то, наверное, нет. Роль Петра в спектакле «Изображая жертву» я считаю удачной, впрочем, как и саму постановку.
– Вы играете и в классике, и в пьесах современных авторов. Что интереснее, ближе?
– Мне интересно всё! И современные пьесы ничуть не менее интересны, чем классические. Сейчас многие деятели искусства смотрят на театр не так, как раньше, и Мильграм в том числе. Театр, как и само время, не стоит на месте. Поэтому сейчас нельзя играть так же, как и сто лет назад. Пусть даже тогда были самые лучшие актёры. Сегодня так играть уже нельзя. Как говорит Константин Гаврилович в «Чайке», надо искать новые формы. Вот поэтому сегодняшние актёры и режиссёры ищут другие формы. И находят. В том числе и в Перми. Например, фестиваль «Новая драма» – удачный эксперимент с поиском новых форм, пусть и непонятных для тех, кто привык к классическим постановкам. Но в любом случае движение вперёд неотвратимо.
– Сейчас в Перми Бояковым создается театр, основу репертуара которого будут составлять современные пьесы, подобные тем, что были на «Новой драме». Думаете, нашему городу нужен этот театр, или пермский зритель ещё не готов к его восприятию?
– Конечно, такой театр нужен. Но вот готовы ли пермяки, я не знаю… Новое всегда сложно приживается, зрителям пока не с чем сравнивать. Например, в последнее время на спектакле «Изображая жертву» у нас всегда полный зал, и реакция всегда однозначная – положительная. На первых показах были и разные выкрики из зала, случалось, зрители уходили прямо посреди спектакля. Но если не продвигать что-то новое, мы просто увязнем в своём болоте. Поэтому я очень рад, что Борис Леонидович Мильграм постоянно находится в движении, ищет новые ходы и идеи.
– Многие связывают современный театр с «чернухой» и нецензурщиной. Как вы относитесь к подобным вещам на сцене?
– Я не пуританин, поэтому отношусь к этому совершенно спокойно. Тем более что у меня и у самого есть такие роли. Дело ведь в том, что к месту, а что нет – и как это подать: как «правду жизни» или как «чернуху». Ругаться на сцене тоже надо уметь, это не так-то просто.
«Зал должен чувствовать твою энергетику»
– Говорят, профессиональный актёр должен очень чутко чувствовать энергетику зрительного зала. Вы с этим согласны?
– Конечно! Это должно происходить уже с первых реплик. Ты выходишь – и сразу видишь, как зрители слушают, как они смотрят, как реагируют на всё. Если актёр не будет чувствовать энергетики зала, то он уже не артист, наверное. А зал должен чувствовать твою энергетику, без этого не получится спектакля. Если нет контакта со зрителем, то спектакль превращается в рассказывание текста. Но это не значит, что надо подыгрывать залу, это совсем другое. Иногда бывает очень сложно не идти на поводу у зрителя. Если зал бурно реагирует на какие-то сцены, очень сложно бывает удержаться, чтобы не «дожать» до конца, не переиграть.
– Вы можете сравнить пермскую и столичную публику или Пермь и города края?
– Никогда не бывает одинаковых залов. Самый теплый прием – в небольших городах и селах: там нас всегда встречают потрясающе тепло.
Что касается москвичей, они, естественно, более искушённые по сравнению с пермяками. Они многое видели, многое знают, у них больше претензий. Хотя и пермяки вовсе не такие простые, как может показаться. Например, мы ездили на гастроли в Санкт-Петербург, и «Доктора Живаго» там встретили намного теплее, чем в Перми. Вообще мы объехали с гастролями весь Урал, и везде нас принимали очень хорошо.
– Что вас ещё увлекает кроме театра?
– А чем можно ещё увлекаться кроме театра?! Когда-то занимался фигурным катанием, танцами на льду, был кандидатом в мастера спорта. Но сейчас всего себя посвятил сцене.
– Что для вас счастье?
– Счастье – это когда много работы и все здоровы.

Беседовала Мария Конькова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.