Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
29.06.2009
От «Пространства» к «Территории»: вспоминая прошлое, загадывая на будущее

Два драматических фестиваля, равных которым в Перми, пожалуй, еще не было, обещают продолжение в следующем театральном году в виде самого громкого российского фестиваля театрального искусства. «Территория» осенью впервые покинет пределы столицы, чтобы оказаться в Перми. Итак, вспомним крупные драматические фестивали прошедшего сезона – «Пространство режиссуры» и «Новую драму» – и разберемся, чем же так знаменита «Территория». Тем более, что при всей непохожести, у всех трех фестивалей есть и общий стержень.


«Пространство режиссуры»
Фактически сразу после открытия сезона Пермский академический Театр-Театр пригласил пермяков в «Пространство режиссуры». Поначалу идея фестиваля казалась лишь «красным словцом», сказанным для привлечения зрительского внимания, но наполнившись конкретным содержанием – спектаклями, представленными на наш суд Критиком, Актером, Продюсером и Режиссером, – обрела свою гениальность. Не отменяя заслуг прежних крупных творческих форумов, которыми богата культурная история города, следует признать: этот фестиваль выделялся из общего ряда. Несмотря на название, фестиваль получился не только режиссерским (хотя его не обошли своим вниманием наиболее известные режиссеры: Георгий Исаакян, Михаил Скоморохов, Борис Цейтлин, Игорь Тернавский, Сергей Федотов, Валентин Ярюхин и многие другие). Это был еще фестиваль актерский. В его эмблему – затейливый белый квадрат на черном фоне – удачно вписался ангел с эмблемы Аллеи звезд. Причем настолько удачно, что человечка тут же окрестили «актером, влетающим в квадратный мозг режиссера».
 В этом году «Пространство режиссуры» вышло на новый уровень – как статусный (I международный фестиваль-форум), так и творческий: спектакли, привезенные в Пермь, спорные и неоднозначные, являлись безусловными шедеврами. Каждый – в своем жанре. До сих пор непонятно, как удалось «заманить» на пермскую сцену и соединить их в одном пространстве. Пространстве режиссуры.
 В категорию лучших попали «Рассказ о семи повешенных» Миндаугаса Карбаускиса (театр п/р О. Табакова), «Гроза» питерца Льва Эренбурга, поставленная в Магнитогорском театре драмы, «Игра в правду» «Независимого театрального проекта» (режиссер Виктор Шамиров) и «Сизве Банзи умер» Питера Брука, а также «Доктор Живаго» Бориса Мильграма, этот спектакль и открыл фестиваль.
После каждого спектакля зал аплодировал стоя, не желая отпускать артистов со сцены, а после, до полуночи, в Малом зале Театра-Театра режиссеры, критики и студенты ломали копья, споря о плюсах и минусах постановки. Неоднозначным в плане понимания разных пластов смысла оказалась даже завоевавшая «Золотую Маску» «Гроза» Эренбурга с ее неспешным действием, точным воспроизведением деревенского быта, сложной сценографией и бессловесными этюдными зарисовками, превращающими трагедию в фарс. Что уж говорить об «Игре в правду», которая крепко замешана на звездах-актерах, которые могут сами написать для себя роли. В главных ролях – Гоша Куценко, Ирина Апексимова, Дмитрий Марьянов и Константин Юшкевич. Однозначное принятие спектакля зрителями ознаменовалось столь же однозначным неприятием коллег: за отсутствие режиссуры, примитивное содержание и за то, что для создателей главный критерий успеха спектакля – продажа билетов.
Для многих участников фестиваля, особенно молодых, за эти четыре дня некоторые мифы были развеяны. Например, миф об «идеальном» спектакле. Потому что каждый спектакль создает свой мир, который не бывает идеальным. Или миф о себе, как человеке тонком и все понимающем. С трепетом ждавшие творения Питера Брука, чтобы восхититься, удивились выбору темы: зачем вообще делать спектакль об апартеиде в Африке 60-х годов?!
Адольф Шапиро, режиссер, удостоенный всевозможных наград и дипломов, осознанно выбрал тему «про других»:
– Наш театр бесконечно антисоциален. Кроме профессионального урока этот спектакль – проверка на чуткость и отзывчивость. Питер Брук умеет жить болью других людей… Грустно осознавать, что у нас в стране, которая воюет уже долгие годы, не было сделано ни одного достойного художественного произведения на военную тему…

«Новая драма»
Совсем не столь обширный по охвату, но очень монолитный по своей концепции фестиваль современной драматургии потрясал город пять дней в марте. Привезти модный, а значит, не проверенный временем и вызывающий споры по части культурной ценности спектакль, а тем более фестиваль, – шаг безусловно смелый. Тут сомнения части публики и ярость некоторых критиков бывает небезосновательной. Причем спорят вокруг «Новой драмы» – главного идеологического форума современной драматургии – даже в родной Москве. Не говоря уже о Санкт-Петербурге, где его подвергли остракизму. Новодрамовцы в отместку окрестили Петербург городом мертвых театров и отказали в статусе культурной столицы. То ли в шутку, то ли всерьез идеологи движения «новой драмы» и создателя одноименного фестиваля предложили Перми занять «вакантное» место культурной столицы. Как результат – Эдуард Бояков создает новый театр под названием «Сцена-Молот» на базе Малого зала Театра-Театра. Откроется он рэп-драмой «Засада» с участием рэпера Сявы. А сам фестиваль «Новая драма», словно в насмешку, после Перми прекратил свое существование – его идеологи разошлись «по идейным противоречиям».
Чтобы пермские актеры и режиссеры вошли в «новодрамовское» течение, а не были лишь сторонними наблюдателями, в рамках фестиваля была проведена трехдневная лаборатория в пансионате «Энергетик», во время которой обсуждались вопросы существования театра в контексте новой драмы (речь, пластика актера и т.п.). Были также подготовлены читки семи пьес: четыре «новодрамовские» и три пермские – победители драматургического конкурса фестиваля. Самым интересным экспериментом фестиваля стала лаборатория документальной драматургии «Мотовилихинский рабочий». Четыре московских драматурга (Александр Родионов, Юрий Клавдиев, Вячеслав и Михаил Дурненков) рискнули написать пьесу, составленную из интервью реальных рабочих Мотовилихинского завода. Получилась законченная пьеса – то смешная, то грустная, о людях, их мечтах и желаниях.
Сила и слабость новодрамовских спектаклей заключается в одном и том же: это социальный театр. Лучшие образцы социального театра – это «удар по совести, в том числе и по творческой». Так называемый «традиционный театр» сегодня бесконечно асоциален, потому-то и «Мотовилихинский рабочий», и «Парикмахерша» (лучший спектакль фестиваля, театр «Практика»), и документальное кино фестиваля стали проверкой на чуткость и отзывчивость.

«Территория»
Второй международный фестиваль «Пространство режиссуры» случится в 2010 году, но в следующем сезоне «из ряда вон» выходящий драматический фестиваль тоже будет. И тоже в Театре-Театре. Нынешней осенью впервые легендарный московский фестиваль «Территория» вступит на Пермскую землю. Продолжит ли он «ударять по творческой совести», или разочарований будет больше, чем восторгов? Тем не менее это один из самых ожидаемых проектов будущего сезона.
Идея фестиваля возникла несколько лет назад, когда при содействии государства при Президентском совете РФ стартовала «Акция по поддержке театральных инициатив». Главные участники и учредители «Акции» – Евгений Миронов, Роман Должанский, Теодор Курентзис, Кирилл Серебренников, Андрей Ураев, Чулпан Хаматова и Мария Миронова – решили расширить границы премии и сформулировали идею принципиально новой по концепции и структуре программы международного фестиваля-школы «Территория».
Фестиваль – прежде всего молодежный, он призван вовлечь театральную молодежь России в международный культурный контекст «через воспитание нового молодого поколения путем знакомства и взаимодействия с яркими явлениями и знаковыми тенденциями мировой актуальной культуры». Причем до сих пор велось это воспитание исключительно на самых интересных площадках столицы: в центре современного искусства ВИНЗАВОД, «Фабрике», театре «Мастерская Петра Фоменко», театре «Школа драматического искусства», театре Луны, центре имени Мейерхольда, центре Павла Слободкина, ДК МЭЛЗ. Помимо актуальных спектаклей и музыкальных программ фестиваль включает в себя многочисленные мастер-классы, предназначенные для студентов. Вообще главными зрителями и участниками фестиваля традиционно становятся десятки студентов театральных и творческих вузов России, стран СНГ и Балтии – из Петербурга, Саратова, Ярославля, Иркутска, Самары, Нижнего Новгорода, Казани, Магнитогорска, Владивостока, Череповца, Барнаула, Ульяновска, Киева, Риги и др. Причем на фестивале все гости могут не только увидеть самые прогрессивные театральные спектакли и услышать новаторские музыкальные сочинения, но и участвовать в мастер-классах ведущих деятелей мировой культуры, чтобы общаться друг с другом, с участниками и арт-директорами фестиваля.
«Территорию» чтят и многие звезды «традиционного» театра. Так, мастер-класс Аллы Демидовой «Психическая энергия артиста» собрал настоящий аншлаг.
Если первый фестиваль содержательно, а главным образом – стилистически был связан с темой метро, андеграунда и альтернативными направлениями в искусстве, то официальный подзаголовок второго – «Тело в городе». Критики отмечали, что иногда это был просто город (открытие, например, вылилось в уличное театрализованное представление), а иногда просто тело (в программе большое место уделено хореографическим и танцевальным опытам). В третий раз «Территория» в основном продолжила следовать своему главному девизу – «Искусство сейчас».
«Наш фестиваль задуман прежде всего как ТЕРРИТОРИЯ личной свободы. Но свобода, как известно, неотделима от ответственности. Любая смелость хороша только тогда, когда она ведет за собой истинных профессионалов своего дела. Поэтому ТЕРРИТОРИЯ – это прежде всего фестиваль-школа, – писали организаторы „Территории“, обращаясь к публике последнего фестиваля. – Мы делаем фестиваль для людей неравнодушных, любопытствующих, для тех, кто готов к неожиданностям и открытиям. Это территория общения и диалога разных поколений художников, для которых искусство – не пространство музейного спокойствия, а процесс поиска нового языка, новых тем, новых смыслов».
Идейные вдохновители и организаторы «Территории» еще в самом начале фестиваля обещали, что зрителям на фестивале будет неудобно, некомфортно, неуютно. После трех фестивалей «Территорию» уже называют апофеозом нестандартности, признавая: территория современного искусства всегда неизведана и опасна, но публика вполне осознанно идет на риск. Кто-то в ожидании новых ощущений, а кто-то просто вслед за модой.

Наталья Смольковская (использованы данные с официального сайта «Территории»).


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.