Для закрытия 137-го сезона, вместившего мировые премьеры, большие гастроли, обширные «Дягилевские сезоны» и долгожданную «Золотую Маску», руководством был выбран оперно-балетный вечер.
Из 137-го в 138-й В первом отделении публику ждало традиционное гала, соединившее лучшее (па-де-де из «Лебединого озера», арию Иоанны из «Орлеанской девы» и Альцины из одноименной оперы) и новое (отрывки из самых ярких премьер уходящего сезона: опер «Христос», «Один день Ивана Денисовича» и «Отелло»).
Такой формат – не только приятный повод напомнить о том, что произошло в уходящем сезоне, но и возможность приоткрыть дверь в будущее. Так, большинство зрителей впервые увидело недавно пришедшую в труппу Наталью Кириллову, которая в будущем сезоне станет новой Альциной. Знаменитая каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» Дж. Россини в исполнении Алексея Герасимова намекала на грядущую премьеру, режиссером которой станет Валерия Бородина из Москвы, а дирижером – Евгений Кириллов, уже запомнившийся пермским меломанам в этом сезоне по двум симфоническим программам и детскому симфоническому концерту, посвященному Дню защиты детей.
Вечер включал и номера, которые в текущем репертуаре не увидишь: более чем убедительна была красавица Екатерина Орлова, исполняя арию Леоноры из оперы «Сила судьбы» Верди, – не случайно именно с ней певица стала лауреатом Международного конкурса вокалистов им. А. Дворжака, а в па-де-де на музыку Верди блистала прима пермского балета Наталья Моисеева.
Второе отделение было полностью отдано балету – «Концерту» на музыку Фредерика Шопена (партию фортепиано исполнил Овик Григорян) в хореографии Джерома Роббинса. Возможно, кое-кто в зале ждал современной хореографии, например, «Медеи» или «Ринга», но от недавних одноактных премьер, главных в этом балетном сезоне, было решено отказаться. Все-таки за последние три месяца они чаще других шли на сцене, были показаны в рамках Дягилевского фестиваля, а кроме того, «Медею» показали в конце мая на бенефисе Натальи Моисеевой.
«Концерт» тоже принято относить к современной хореографии. В день закрытия эту буффонаду, поставленную более полувека назад, впервые исполнила восходящая звезда пермского балета – изящная Мария Меньшикова, которая превосходно смотрится в амплуа комедийной актрисы. Ее ныне «звездный» статус подтвердила городская премия в сфере искусства и культуры имени Сергея Дягилева за партии Медоры и Гюльнары в балете «Корсар» А. Адана.
Перемены В день торжественного закрытия сезона часть театра уже была перекрыта из-за ремонта, так что летом самая знаменитая пермская сцена будет пустовать: не будет ни гастролей, ни антреприз. Зато в межсезонье театр ждет множество ремонтных работ. Во-первых, в зрительской части будет полностью заменен паркет. В зрительном зале появятся новые удобные кресла, сразу после закрытия начнется реконструкция оркестровой ямы. Подвергнется капитальному ремонту оборудование, которое обеспечивает бесперебойное электроснабжение здания.
Театр оперы и балета завершил 137-й сезон не без потерь: в Москву уехал многолетний концертмейстер оркестра Борис Гамус, со скандалом была уволена Наталья Ахмарова. И если первая должность остается вакантной, то новый руководитель пермского балета найден – знакомый по «Рингу» петербуржец Алексей Мирошниченко уже дал согласие стать балетмейстером Пермского театра оперы и балета.
Две темы – перестановки в балетной труппе и глобальный ремонт в межсезонье стали основными темами разговора журналистов с руководством театра в лице Георгия Исаакяна, Валерия Платонова, Владимира Никитенкова и Елены Соловьевой, собравшимся в фойе, чтобы «отчитаться» за проделанную работу и передать огромное спасибо публике, которая ходила в театр в течение 137-го сезона.
Именно на этой встрече было объявлено, что вместо Натальи Ахмаровой в балет придет Алексей Мирошниченко, хореограф из Санкт-Петербурга. Однако на его плечи лягут только художественно-творческие задачи – после пятилетнего перерыва снова вводится должность главного балетмейстера. Административно-управленческими функциями займется коллегиальный орган, который был сформирован несколько лет назад, но до сих пор реально не работал. Обязанности заведующего балетной труппой, как и прежде, будет исполнять Виталий Дубровин. А место помощника художественного руководителя по балетной труппе пока вакантно.
Георгий Исаакян признал, что «хотя всю критику нужно делить на два, над многим мы уже думали давно» (имеются в виду крайне неприятные для пермяков отзывы после Дягилев-гала в Большом театре). «Труппе нужен художественный лидер, человек, говорящий сегодняшним языком, человек, который понимает, что такое соотношение классического наследия и современности, – сказал Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета. – Я очень надеюсь: классическое образование и современное лицо Алексея Мирошниченко – это то, что нужно труппе. Понятно, что любые преувеличенные ожидания всегда чреваты разочарованиями, но в данном случае, думаю, это правильный выбор». Продолжится и сотрудничество с другими хореографами, и реконструкция классических балетов. Таким образом, можно предположить, что «эпохи Мирошниченко», как это было в случае с великими Боярчиковым и Салимбаевым, не случится. Тем не менее перед Мирошниченко поставлена задача «встряхнуть» труппу и вернуть в репертуар оригинальные балеты, которые шли бы только в Перми и нигде более. Сложная задача подходит выходцу из Мариинки как никому другому – искушенная балетная Пермь, как и Петербург, всегда ценила умение потрясать, а не только радовать глаз.
О планах на сезон грядущий тоже было сказано немало, хотя, учитывая плотность событий, обычно происходящих в театре, можно уверенно утверждать, что реально их будет гораздо больше. Да и новый балетмейстер наверняка захочет удивить публику оригинальными постановками.
Итак, в начале сезона в театре пройдет фестиваль Владимира Федосеева: 7 × 8 сентября в рамках этого музыкального форума Большой симфонический оркестр им. П.И. Чайковского представит две симфонические программы. 4 сентября и 12 сентября маэстро Владимир Федосеев будет дирижировать оркестром пермского театра во время спектаклей «Царская невеста» (12 сентября) и балетов Баланчина «Серенада» и «Кончерто барокко» (4 сентября).
Кроме заграничных гастролей, театр не забудет и о Пермском крае: осенью гастроли Пермского театра оперы и балета пройдут в Березниках. На одной из площадок города театр планирует представить два балетных спектакля и симфоническую программу с участием солистов оперы и хора. На зиму запланированы не только традиционно большое турне в Северную Америку, но и первые в истории театра полноценные гастроли балетной труппы во Франции (раньше туда ездили только отдельные солисты). Своеобразный французский ответ пермякам – в рамках года Франции в России в Перми состоится показ спектакля «Жизель» Лионского балета в постановке шведского хореографа Матса Эка.
Отмечающий двадцатилетний юбилей конкурс артистов балета «Арабеск» пройдет уже без своей музы – бессменного председателя жюри, великой и любимой Екатерины Максимовой.
Главным оперным «лакомством» станет премьера оперы Бетховена «Фиделио» в постановке англо-ирландского режиссера Майкла Ханта на площадке музея ГУЛАГа «Пермь-36».
137-й сезон. КАК ЭТО БЫЛО
С начала сезона театр впервые представил своим зрителям обширный уникальный репертуар Пермского театра оперы и балета в виде тематических сезонов. Театр планирует продолжать эту традицию и дальше, в 138-м сезоне. В конце сентября зрителей ждет «Сезон премьер», а в октябре – «Итальянский сезон».
12 ноября состоялся прощальный творческий вечер народной артистки России Елены Кулагиной. Елена Кулагина блистательно исполняла практически все ведущие партии репертуара театра в классических балетах и в спектаклях современной хореографии. Нельзя было не восхищаться совершенством классического танца Кулагиной, утонченной пластической кантиленой, легкими невесомыми полетами, изысканной отточенностью танцевального рисунка. Высокие творческие достижения балерины были отмечены призами и наградами: в 1995 году ведущая балерина пермской труппы стала лауреатом областной премии в сфере культуры и искусства, а в 1997-м ей присвоено почетное звание народной артистки России. 16 ноября премьера балета А. Адана «Жизель». Капитальное возобновление осуществила Татьяна Легат (США). Художник-постановщик Эрнст Гейдебрехт (Германия), художник по костюмам Елена Зайцева (Москва). Проект осуществлен при поддержке Фонда «Жемчужина Урала». 12 × 13 декабря – мировая сценическая премьера последней оперы Антона Рубинштейна «Христос», партитура которой была обнаружена в архивах в Берлине (Германия). Музыкальный руководитель и дирижер Антон Шароев (Москва), режиссер-постановщик Георгий Исаакян, художник Елена Соловьева, хормейстер Владимир Никитенков, дирижер Александр Шамеев. Эта духовная опера в двух действиях имеет второе название: «Семь попыток познания Божественного». В декабре-январе с триумфом прошли гастроли пермского балета в Нидерландах с балетами «Золушка», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Так отзывалась о пермских исполнителях голландская пресса: «Отчетливо видна легкость пермского стиля в па-де-де, а все возрастающая на протяжении спектакля сложность поддержек лишь подчеркивает, насколько партнеры Наталья Моисеева и Сергей Мершин подходят друг другу. Одним словом, прекрасно». 26 × 27 февраля – премьера одного из самых блистательных произведений мировой музыки: оперы «Отелло» Дж. Верди. Музыкальный руководитель и дирижер Валерий Платонов, режиссер Владимир Петров (Москва), художник Юрий Купер (США), хормейстеры Владимир Никитенков, Дмитрий Батин, Татьяна Степанова. 27, 28марта – премьера Вечера современной хореографии. Зрителям были представлены спектакли: «Медея» на музыку М. Равеля, балетмейстер-постановщик Юрий Посохов (Сан-Франциско), и «Ринг» на музыку группы 2H Company, балетмейстер-постановщик Алексей Мирошниченко (Санкт-Петербург). 18 апреля были названы имена лауреатов национальной премии «Золотая Маска». Среди них – Георгий Исаакян, работа режиссера («Орфей» К. Монтеверди) и Эрнст Гейдебрехт, работа художника в музыкальном театре («Орфей»). 22 апреля в рамках VIII Московского пасхального фестиваля на сцене театра впервые состоялся концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Фестиваль «Дягилевские сезоны» стал поистине масштабным событием. В течение 9 дней прошло 55 мероприятий. На фестиваль приехали более 200 гостей, в нём приняли участие свыше 250 пермских исполнителей, были представлены 14 стран. Мероприятия проходили на 14 площадках Перми и длились в общей сложности около 100 часов. События фестиваля посетили более 15000 зрителей. Пермскими танцовщиками были представлены возобновленный балет в хореографии Михаила Фокина «Половецкие пляски» и балет-миниатюра «Видение розы». В рамках «Дягилевских сезонов» состоялась мировая сценическая премьера специально написанной по заказу театра оперы «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского по повести Александра Солженицына. В 137-м сезоне оркестр театра под руководством Валерия Платонова подготовил четыре симфонических программы, в которых прозвучала самая разнообразная музыка: «Прелюды» Ф. Листа и «Манфред» П. Чайковского, Концерт для кларнета с оркестром В.А. Моцарта и Симфония № 6 Л. ван Бетховена, музыка эпохи барокко, «Stabat mater» Перголези.
Наталья Смольковская (хронология сезона предоставлена театром).
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.