Пермь – территория музыкальная: количеству наших оркестров, хоров, квартетов и солистов иной российский город может позавидовать. Но когда начинаешь говорить о будущей смене – даже у ярых оптимистов начинает портиться настроение. «Музыкальная литература не издается», «Педагоги стареют, новые – не приходят», «Кто и чему будет учить через несколько лет?» – эти вопросы задает интеллигенция по всей России. И наш край, к сожалению, – не исключение.
Научный руководитель Центра, первый проректор по научной и инновационной деятельности, кандидат философских наук, доцент Елена Березина: – Пермский государственный институт искусства и культуры имеет большую историю – в следующем году ему исполняется 35 лет. За это время мы накопили хороший кадровый потенциал и огромный опыт работы с образовательными учреждениями в сфере искусства и культуры по всему краю, а потому возникла необходимость выстроить это взаимодействие на системной основе. Важнейшая задача вуза – реализовать принцип непрерывности художественного образования, и без научной и методологической работы это сделать невозможно.
Тем более мы понимаем, что музыкальные школы и учреждения среднего профессионального образования нуждаются в таком партнере, который бы помог в работе по совершенствованию организации учебного процесса. Раньше такой партнер – учебно-методический центр – существовал при краевой администрации, занимаясь переподготовкой кадров и методической помощью образовательным учреждениям. Но в 2007 году тот учебно-методический центр был ликвидирован. Фактически Центр института искусства и культуры стал его преемником, продолжившим эту работу. Все два года существования мы тесно сотрудничаем с краевым министерством культуры и с городской администрацией, решая общие задачи.
Сегодня наш вуз стал научно-методологическим центром, помощникам для тех, кто желает добиться высокого результата своего труда – и прежде всего воспитывать хорошо подготовленных выпускников. С нашей стороны – это забота о будущем абитуриенте, который придет поступать в вуз после музыкальной школы или колледжа. Хорошо подготовленном абитуриенте, который станет потом заинтересованным студентом, ярким специалистом.
Другой план деятельности Центра лежит в сфере научно-исследовательских изысканий. Мы давно и глубоко изучаем художественную культуру и культурное наследие Пермского края. Результаты этих исследований – монографии и учебные пособия: «Театральная педагогика» (В.А. Ильева), «Музыкальная жизнь Уральской провинции кон. XIX – XX вв.»
(И.П. Козловской), «Музыкальное исполнительство Прикамья» (Н.Б. Зубарева) и др. могут быть внедрены в учебный процесс школ и колледжей и других учреждений образования в сфере культуры.
Положение действительно сложилось двусмысленное.
Строгое следование знаменитому федеральному закону № 131 может разрушить традиционную трехступенчатую систему музыкального образования России. Упразднено государственное Положение о детских музыкальных школах. Фактически несколько лет назад был выбран курс приравнивания музыкальной школы к музыкальной студии в доме детского творчества. Согласитесь, от тотальной «студийности» легко перейти к уровню самодеятельности и утрате начальных основ профессионализации. Ведь исторически так сложилось, что школы искусств, музыкальные школы в России всегда рассматривались в качестве своеобразного начального звена профессионального образования. Конечно, многие из нынешних учащихся этих школ не выберут своей профессиональной деятельностью музыку, но станут ее слушателями – компетентными и знающими. И поэтому возможность получения полноценного начального профессионального образования не должна быть разрушена. Эту принципиальную позицию поддерживают в Пермском государственном институте искусства и культуры. И не просто поддерживают, но и отстаивают делом, ставя задачи усовершенствования методических подходов к образовательной деятельности музыкальных школ и их методологического обеспечения, организационной структуры. Эта работа ведется вузовским Научно-методическим центром по художественному и культурологическому образованию, постоянно действующим структурным подразделением института, призванным совершенствовать систему непрерывного художественного и культурологического образования в Пермском крае, повышать эффективность взаимодействия образовательных учреждений культуры и научных центров, а также заниматься переподготовкой кадров и повышением квалификации специалистов в области художественного и культурологического образования. Впрочем, появление этого центра было не ответом на вызовы времени, а закономерным этапом в развитии вуза.
Важной составляющей деятельности Центра является осмысление состояния и перспектив развития системы художественного образования. Проблемы педагогики и методики находили отражение в обсуждениях на конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты» (2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Региональная художественная культура: творчество, исполнительство, образование» (2008), Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели» (2008).
Особое значение для деятельности Центра имеет работа с одаренными детьми, и здесь специалисты Центра следуют задачам, определенным в краевой целевой программе «Семья и дети Пермского края» на 2007—2010 годы в подпрограмме «Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности». Выявление и поддержка юных дарований, системный подход в обучении одаренных ребят, повышение социальной эффективности деятельности учреждений дополнительного образования – методы, которые развивает Центр (разработки по этому вопросу опять же опубликованы).
Центр организовал работу по выработке предложений и практических рекомендаций, которые вошли в Концепцию развития образования в сфере искусства и культуры, утвержденную Правительством Российской Федерации.
Неотъемлемой частью деятельности центра является обобщение инновационного опыта работы всех краевых учреждений образования в сфере культуры.
Логично, что подобный опыт и кадры позволили Научно-методическому центру института стать организатором курсов повышения квалификации педагогических и руководящих кадров многих учреждений. За 2 года были организованы курсы повышения квалификации более чем для 1500 человек. Проводятся также мастер-классы ведущих преподавателей ДМШ, ДШИ Перми, музыкального колледжа, ПГИИК, творческие лаборатории и индивидуальные стажировки по заявкам руководителей образовательных учреждений.
Однако научно-исследовательской и учебно-методической деятельностью работа Центра не ограничивается. Здесь занимаются также организацией концертов, конкурсов и других художественно-творческих мероприятий (мастер-классов, конференций, фестивалей, конкурсов и др.), например таких масштабных и всем известных проектов, как конкурс учащихся – исполнителей на народных инструментах «Русская фантазия», первый конкурс профессионального мастерства преподавателей ДМШ, ДШИ «Формула успеха», фестиваль детских музыкальных театров «Третий звонок», краевые туры фестиваля искусств детей и юношества «Наш Пермский край», Всероссийского конкурса юных исполнителей на скрипке и виолончели «Волшебный смычок».
методист Центра Т.Б. Стерлягова:
– Все новое, что появляется в крае, мы максимально оперативно распространяем по другим школам края. Мы обобщаем этот опыт и проводим семинары, формируем рекомендации по организации, развитию и совершенствованию учебной, научной и методической деятельности образовательных учреждений Пермского края.
С исчезновением положения о детской музыкальной школе упразднился и стандарт учебных программ. Теперь известны только примерные рекомендации. Но свои учебные программы пишут педагоги, в том числе из наших, пермских, музыкальных школ. Многие из этих программ достойны того, чтобы быть признанными авторскими, поэтому для их экспертизы при институте создан художественно-педагогический совет.
По результатам экспертизы принимается решение об издании работ. В настоящее время изданы более
20 наименований учебной литературы лучших педагогов Пермского края, которая служит хорошим подспорьем для преподавателей учреждений дополнительного образования культуры и искусства, слушателей курсов повышения квалификации«.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.