Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
14.05.2009
Работа не на публику

Пермь – территория музыкальная: количеству наших оркестров, хоров, квартетов и солистов иной российский город может позавидовать. Но когда начинаешь говорить о будущей смене – даже у ярых оптимистов начинает портиться настроение. «Музыкальная литература не издается», «Педагоги стареют, новые – не приходят», «Кто и чему будет учить через несколько лет?» – эти вопросы задает интеллигенция по всей России. И наш край, к сожалению, – не исключение.


Научный руководитель Центра, первый проректор по научной и инновационной деятельности, кандидат философских наук, доцент Елена Березина:
– Пермский государственный институт искусства и культуры имеет большую историю – в следующем году ему исполняется 35 лет. За это время мы накопили хороший кадровый потенциал и огромный опыт работы с образовательными учреждениями в сфере искусства и культуры по всему краю, а потому возникла необходимость выстроить это взаимодействие на системной основе. Важнейшая задача вуза – реализовать принцип непрерывности художественного образования, и без научной и методологической работы это сделать невозможно.
Тем более мы понимаем, что музыкальные школы и учреждения среднего профессионального образования нуждаются в таком партнере, который бы помог в работе по совершенствованию организации учебного процесса. Раньше такой партнер – учебно-методический центр – существовал при краевой администрации, занимаясь переподготовкой кадров и методической помощью образовательным учреждениям. Но в 2007 году тот учебно-методический центр был ликвидирован. Фактически Центр института искусства и культуры стал его преемником, продолжившим эту работу. Все два года существования мы тесно сотрудничаем с краевым министерством культуры и с городской администрацией, решая общие задачи.
Сегодня наш вуз стал научно-методологическим центром, помощникам для тех, кто желает добиться высокого результата своего труда – и прежде всего воспитывать хорошо подготовленных выпускников. С нашей стороны – это забота о будущем абитуриенте, который придет поступать в вуз после музыкальной школы или колледжа. Хорошо подготовленном абитуриенте, который станет потом заинтересованным студентом, ярким специалистом.
Другой план деятельности Центра лежит в сфере научно-исследовательских изысканий. Мы давно и глубоко изучаем художественную культуру и культурное наследие Пермского края. Результаты этих исследований – монографии и учебные пособия: «Театральная педагогика» (В.А. Ильева), «Музыкальная жизнь Уральской провинции кон. XIX – XX вв.»
(И.П. Козловской), «Му­зыкальное исполнительство Прикамья» (Н.Б. Зубарева) и др. могут быть внедрены в учебный процесс школ и колледжей и других учреждений образования в сфере культуры.

Положение действительно сложилось двусмысленное.
Строгое следование знаменитому федеральному закону № 131 может разрушить традиционную трехступенчатую систему музыкального образования России. Упразднено государственное Положение о детских музыкальных школах. Фактически несколько лет назад был выбран курс приравнивания музыкальной школы к музыкальной студии в доме детского творчества. Согласитесь, от тотальной «студийности» легко перейти к уровню самодеятельности и утрате начальных основ профессионализации. Ведь исторически так сложилось, что школы искусств, музыкальные школы в России всегда рассматривались в качестве своеобразного начального звена профессионального образования. Конечно, многие из нынешних учащихся этих школ не выберут своей профессиональной деятельностью музыку, но станут ее слушателями – компетентными и знающими. И поэтому возможность получения полноценного начального профессионального образования не должна быть разрушена. Эту принципиальную позицию поддерживают в Пермском государственном институте искусства и культуры. И не просто поддерживают, но и отстаивают делом, ставя задачи усовершенствования методических подходов к образовательной деятельности музыкальных школ и их методологического обеспечения, организационной структуры. Эта работа ведется вузовским Научно-методическим центром по художественному и культурологическому образованию, постоянно действующим структурным подразделением института, призванным совершенствовать систему непрерывного художественного и культурологического образования в Пермском крае, повышать эффективность взаимодействия образовательных учреждений культуры и научных центров, а также заниматься переподготовкой кадров и повышением квалификации специалистов в области художественного и культурологического образования. Впрочем, появление этого центра было не ответом на вызовы времени, а закономерным этапом в развитии вуза.

Важной составляющей деятельности Центра является осмысление состояния и перспектив развития системы художественного образования. Проблемы педагогики и методики находили отражение в обсуждениях на конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты» (2007), Всероссийская научно-практическая конференция «Региональная художественная культура: творчество, исполнительство, образование» (2008), Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели» (2008).
Особое значение для деятельности Центра имеет работа с одаренными детьми, и здесь специалисты Центра следуют задачам, определенным в краевой целевой программе «Семья и дети Пермского края» на 2007—2010 годы в подпрограмме «Право ребенка на развитие и сохранение индивидуальности». Выявление и поддержка юных дарований, системный подход в обучении одаренных ребят, повышение социальной эффективности деятельности учреждений дополнительного образования – методы, которые развивает Центр (разработки по этому вопросу опять же опубликованы).
Центр организовал работу по выработке предложений и практических рекомендаций, которые вошли в Концепцию развития образования в сфере искусства и культуры, утвержденную Правительством Российской Федерации.
Неотъемлемой частью деятельности центра является обобщение инновационного опыта работы всех краевых учреждений образования в сфере культуры.
Логично, что подобный опыт и кадры позволили Научно-методическому центру института стать организатором курсов повышения квалификации педагогических и руководящих кадров многих учреждений. За 2 года были организованы курсы повышения квалификации более чем для 1500 человек. Проводятся также мастер-классы ведущих преподавателей ДМШ, ДШИ Перми, музыкального колледжа, ПГИИК, творческие лаборатории и индивидуальные стажировки по заявкам руководителей образовательных учреждений.

Однако научно-исследовательской и учебно-методической деятельностью работа Центра не ограничивается. Здесь занимаются также организацией концертов, конкурсов и других художественно-творческих мероприятий (мастер-классов, конференций, фестивалей, конкурсов и др.), например таких масштабных и всем известных проектов, как конкурс учащихся – исполнителей на народных инструментах «Русская фантазия», первый конкурс профессионального мастерства преподавателей ДМШ, ДШИ «Формула успеха», фестиваль детских музыкальных театров «Третий звонок», краевые туры фестиваля искусств детей и юношества «Наш Пермский край», Всероссийского конкурса юных исполнителей на скрипке и виолончели «Волшебный смычок».

методист Центра Т.Б. Стерлягова:
– Все новое, что появляется в крае, мы максимально оперативно распространяем по другим школам края. Мы обобщаем этот опыт и проводим семинары, формируем рекомендации по организации, развитию и совершенствованию учебной, научной и методической деятельности образовательных учреждений Пермского края.
С исчезновением положения о детской музыкальной школе упразднился и стандарт учебных программ. Теперь известны только примерные рекомендации. Но свои учебные программы пишут педагоги, в том числе из наших, пермских, музыкальных школ. Многие из этих программ достойны того, чтобы быть признанными авторскими, поэтому для их экспертизы при институте создан художественно-педагогический совет.
По результатам экспертизы принимается решение об издании работ. В настоящее время изданы более
20 наименований учебной литературы лучших педагогов Пермского края, которая служит хорошим подспорьем для преподавателей учреждений дополнительного образования культуры и искусства, слушателей курсов повышения квалификации«.

Мария Макарова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.