Третий концерт филармонического абонемента «Серенада на все времена» открыл пермякам Инну Разумихину, чья пропитанная ретро-шиком программа объединила три жанра: русский романс, французский шансон и поэтическую песню.
Весь сезон в Органном зале звучали волнующие песни «на все времена». С прошлого сезона неизменным осталось одно — в основе каждой программы лежали романсы, авторские и ретро-песни, богатый мир слов и мелодий, всегда волнующий душу. Уже первый концерт абонемента — «Звезды романса» — задал тон всему вокальному циклу этого сезона: Пермская филармония решила познакомить Пермь с новыми громкими именами и открыть неожиданные творческие устремления уже любимых исполнителей, например, лирическую сторону джазмена Валерия Гроховского, объединившегося с Никитой Сторожевым (бас, Париж).
Выделялись концерты молодых певиц Ирины Крутовой и Инны Разумихиной, исполнительниц с большими творческими заслугами, однако посетившими Пермь впервые. Полные залы на их концертах подогревал не только интерес — что скрывается за титулами и званиями? — но и интересные программы. Ирина Крутова, классическая русская красавица, посвятила свой концерт «Я возвращаю Ваш портрет» звездам советской эстрады Клавдии Шульженко, Изабелле Юрьевой, Ружене Сикоре.
Инна Разумихина, получившая на конкурсе «Романсиада-97» премию «Надежда России» за бережное и современное прочтение русского романса, подтвердила: романс может и должен быть разным, а современное звучание только прибавляет ему красоты и актуальности. Выразительности концерта добавили живая гитара и рояль, разнообразия — оркестровые обработки в русских народных песнях. «Хотя я стремлюсь к максимально живому исполнению, в то же время слежу, чтобы публика не скучала, — пояснила певица „Новостям культуры“. — Поэтому во время концерта включаю оркестровую запись – не всякую песню можно сыграть на рояле или на гитаре. Благодаря вашему замечательному звукорежиссеру удалось добиться хорошего звука, несмотря на то, что органные залы не предназначены для эстрады».
Публика услышала и дуэт Разумихиной и концертмейстера Марка Грузберга: «Для меня важно, чтобы рядом со мной были единомышленники. Так как жанр у меня некоммерческий, то я могу позволить себе только одного концертмейстера. Но романс и не требует много инструментов. Целый сезон мы работаем с Марком Грузбергом – композитором и музыкантом, который специально для меня написал несколько песен на стихи русских поэтов. Мы до сих пор экспериментируем с программой и ищем друг друга в музыке».
Особенным подарком стала классика Серебряного века в музыке. Баллады на стихи Марины Цветаевой, Сергея Есенина сменились песнями на стихи Максимилиана Волошина и Иосифа Бродского.
Удивительно, насколько близок к русскому романсу по духу и эстетике оказался типично французский жанр — шансон, дать определение которому так же сложно, как и отечественному романсу. Исполняя типично мужской репертуар Жака Бреля и Ива Монтана, Инна, на сцене стремящаяся к «французской» простоте и элегантности, не теряла чисто женского шарма и органично переходила с французского на русский. Так что прелесть оригинала осталась, но и смысл не потерялся.
— В разное время я увлекалась романсом, французским шансоном, поэтической песней. Например, у меня есть отдельная программа на стихи Марины Цветаевой «Идешь, на меня похожий…». Думаю и о программе русских романсов, но тоже обязательно разноплановой — как и сам романс. Он тоже очень разный: современный, цыганский, гусарский, старинный, салонный, ямщицкий…
Сегодня меня попросили привезти программу, похожую на пестрый букет: первое отделение – русский романс, второе – французский шансон и эстрадная песня на стихи русских поэтов. Я полностью с этим согласна – для знакомства с городом необходимы программы, которые привлекают разнообразием. Как говорится, сначала зритель ходит на репертуар, а потом – на артиста. Тем более пермская публика очень взыскательна и хорошо разбирается в музыке, поэтому мне пришлось завоевывать ее на протяжении всего концерта. Я даже ловила себя на мысли, что многие зрители чувствуют: вот здесь можно лучше спеть. Словом, относятся взыскательно, но тепло и по-доброму. Здорово, что в итоге публика меня приняла и поддержала. Очень надеюсь, что пригласят еще раз.
— Вы относите себя к эстрадникам, но в наше время слово «эстрада» — потеряло свой первоначальный смысл.
— Я закончила эстрадный факультет Гнесинского училища, училась на замечательных образцах выдающейся отечественной эстрады – Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская, Андрей Миронов… А куда, как не к эстраде, отнести большинство романсов, советских песен, французского шансона? Эстрада – это минимум средств, максимум выразительности. Это настоящее, высокое искусство.
И вот мы дошли до того, что у нас эстрада повсеместно стала ассоциироваться исключительно с попсой. И эстрадные исполнители уже не знают, как себя называть! Мне, например, приходится выкручиваться, писать на афишах: благородная эстрада, классическая эстрада, лирическая песня XX века. Как-то написали — «певица, исполняющая актерский шансон». А на самом-то деле таких понятий не существует. В Минске на моих гастролях зрители очень долго рассматривали афишу, а потом сказали: надо пойти, это такие оригинальные жанры… Это русский романс — оригинальный жанр?! Вот в чем ужас – в средствах массовой информации всё настолько пропитано попсой, что некуда уши свои спрятать: я выкинула телевизор. Горько, что в жанре произошло такое смещение акцентов. Но я понимаю: все жанровые ярлыки — не главное. Это доказывает и сегодняшний концерт — в вашем прекрасном Органном зале не было ни одного свободного места. Значит, пока проводятся такие концерты, жанр не умрет. Меня приглашают, я продолжаю петь, потому что когда ты делаешь свое дело хорошо, жанр не имеет значения.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.