27.04.2009
Симфонические шедевры: «звёздные» версии
Пермь – в орбите «Всероссийских филармонических сезонов» благодаря поддержке Министерства культуры РФ и Пермской краевой филармонии. Это проект «со знаком качества» как с точки зрения исполнительства, так и с позиций российского художественного просветительства. Явление масштабное и серьезное, без скидок на запросы «широкой аудитории», с интересным, глубоким репертуаром. И с мощной позитивной составляющей. Цвет отечественного музыкального искусства экстра-класса, молодые солисты и дирижеры, которым рукоплещет мир, в возрастном диапазоне от 20 до 30, – это ли не повод для оптимистичного взгляда в будущее! Увертюра «Эгмонт», бетховенский концерт для трех солистов с оркестром, Третья симфония Брамса в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии на сцене БЗФ в Перми стали кульминационным событием сезона.
«Десять лет вместе» Академический симфонический оркестр Московской филармонии входит в топ-лист лучших коллективов столицы. Оркестр, созданный при Всесоюзном радиокомитете в 1951 году, в составе Московской филармонии – с 1953-го, то есть уже 55 лет.
Художественный руководитель и главный дирижер оркестра Юрий Симонов (начал дирижировать с 12 лет!) – легенда отечественного исполнительства. Мировая пресса отмечала в качестве важнейших достоинств вверенного ему Академического симфонического оркестра «особую слаженность игры, сочный, живой звук, выразительную певучесть струнных и звонкую яркость духовых инструментов».
Но для Перми коллектив приготовил сюрприз – за дирижерским пультом стоял всемирно известный музыкант Максим Венгеров. Блистательный скрипач родом из Новосибирска, обладатель «GRAMMY», уже несколько лет выступает как дирижер с разными оркестрами мира. Журналистам он рассказал о новых предпочтениях: «Оркестр – это большая глубина, красочность и, конечно, другой стиль». И теперь ему уже тесно не только в скрипичном, но и в альтовом репертуаре. Нужен оркестр. Кстати, в Перми прошел когда-то один из первых в жизни Венгерова концертов, Максиму было всего пять лет. Он приезжал сюда с учительницей и запомнил представление в пермском цирке, после которого на память ему подарили настоящий львиный ус! Именно поэтому вечер накануне концерта в этот раз Максим Венгеров провел в цирке.
На сцене Большого зала Пермской краевой филармонии Венгеров дирижировал вдохновенно, с увлечением. Всю программу, кстати, провел без партитур, наизусть. Исключительная эмоциональность, выразительный жест. Руки, которые периодически оказывались у него в привычных позициях скрипача. Полное единение с оркестром. И как результат – «живое» дыхание музыкальной ткани, глубоко прочувствованное и прожитое исполнение. «…Разругай все, что плохо звучит» Так написал когда-то в письме своему искреннему другу, пианистке Кларе Шуман, немецкий композитор XIX века Иоханнес Брамс. И уточнил:
«…скуку, неуклюжую искусственность и холодность души».
Дирижер Максим Венгеров с Московским симфоническим оркестром выбрал для гастролей по России Третью симфонию Брамса. Сочинение не самое популярное, сложное, но интересное и для самого маэстро, и для исполнителей, и для слушателей. Академик Асафьев, один из крупнейших в ХХ веке исследователей музыки, называл произведение «симфонией сочных контрастов и нервных вспышек», акцентируя все же лирический ключ. «Загадкой» симфонии считается и особая степень концентрированности музыкальной мысли.
Отправной точкой интерпретации симфонического цикла у Максима Венгерова стала лирическая экспрессия. Романтические подтексты явно близки музыкантской индивидуальности маэстро. И он убедительно раскрыл и полноту художественного мира Брамса, и живую эмоциональность его музыки. Судя по чуткости зала, по благодарным овациям, публике музыка понравилась.
Брамс как представитель позднего романтизма – явление в современном музыкальном мире до конца не открытое. Но уж что знают и любят все, так это «Венгерские танцы». Два самых известных оркестр подарил слушателям, к огромному их удовольствию, «на бис». Концерт для трех солистов Элегантности концерту добавило то, что каждое отделение было посвящено только одному композитору. Если во втором царил Брамс, то в первом – Бетховен. Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром opus 56, До мажор, в музыкантском обиходе именуемый «Тройным концертом», – это сочинение Бетховена, написанное в 1804-м. Кстати, в год Третьей, «Героической» симфонии. Все семь инструментальных бетховенских концертов по масштабности, глубине, богатству образов близки его симфоническим циклам. И везде партии солирующих инструментов придают музыке изящество и блеск.
Пермь услышала уникальный ансамбль трех молодых звезд современного российского исполнительства, лауреатов многочисленных международных конкурсов. Скрипач Никита Борисоглебский назван «Независимой газетой» «народным любимцем» в числе пяти молодых артистов театра, музыки и балета. Виолончелист Сергей Антонов – золотой медалист XIII Международного конкурса им. Чайковского. Пианистка Екатерина Мечетина – обладательница молодежной премии «Триумф». Оркестр во главе с чутким маэстро был «фундаментом» звуковых фантазий. Все играли с удовольствием.
Вдохновение, совершенство, радость творческого созидания – энергетика таланта молодых покорила публику. Гостей приветствовали стоя. Встреча с москвичами на сцене Пермской краевой филармонии подарила пермским слушателям незабываемые впечатления. Галина Баталина.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.