Первое за 65 лет выступление симфонического оркестра Мариинского театра в Перми фактически открыло Дягилевские сезоны: под овацию вставшего с мест зрительного зала маэстро Гергиев получил премию Дягилева. Немного опередить официальное открытие Дягилевского фестиваля заставила занятость знаменитого дирижера, который уже восьмую весну погружен в заботы собственного фестиваля – Московского Пасхального. Именно в рамках этого события и состоялось выступление оркестра Мариинки на сцене театра оперы и балета.
Московский Пасхальный фестиваль, несмотря на долгую историю и весомую программу, долгое время обходил Пермь стороной. Но в этом году в его программе нашлось место и для нашего города. По традиции, открывшись в Пасхальное воскресенье в Большом зале Московской консерватории, он завершится в День Победы благотворительным концертом на Поклонной горе. Кстати, благотворительность – неотъемлемая часть фестиваля: при поддержке друзей, спонсоров и благотворительного фонда Валерия Гергиева порядка 30 процентов билетов выкупаются и передаются в социальные учреждения. Вот и в Перми, как отметил художественный руководитель пермского оперного театра Георгий Исаакян, внушительная часть билетов была распространена среди тех, кто не может себе позволить их купить «по достойным Мариинского театра ценам»: пенсионеров, студентов, педагогов.
Другая традиция Московского пасхального фестиваля – концертный марафон по городам России. Организаторы уверены, что региональный характер фестиваля способствует приобщению далекого от столичных театров слушателя к музыкальным событиям высокого художественного уровня. Ради этой высокой цели музыкантам симфонического оркестра Мариинского театра приходится работать буквально на износ: накануне выступления в Перми был концерт в Казани, после – в Екатеринбурге. И так – в 28 российских городах. Запланирован и выезд за пределы страны – впервые состоится выступление в Ереване. Так что несмотря на кризис и вечную нехватку средств «на культуру», значимость фестиваля растет. В его нынешнюю афишу включено около 100 концертов – не только симфонических, но и камерной, хоровой музыки, а также звонильная программа. Кроме оркестра Мариинки в фестивале принимают участие 500 исполнителей из России и 10 стран мира.
Впрочем, в Перми главной и единственной звездой был сам оркестр под руководством маэстро Гергиева. Но и этого было более чем достаточно, чтобы превратить симфонический концерт – далеко не самый популярный жанр – в главное культурное событие весны: находиться в этот вечер в переполненном зале театра оперы и балета посчитал за честь весь пермский бомонд во главе с министром культуры Борисом Мильграмом и главой города Игорем Шубиным. «Это без преувеличения историческое событие: после 65-летнего перерыва оркестр Мариинского театра во главе со своим знаменитым дирижером выступил в Перми… После такого события любой художественный руководитель театра может уйти хоть на пенсию», – сказал Георгий Исаакян, представляя своих гостей. В ответ Валерий Гергиев продемонстрировал не только ярчайший талант и огромное личное обаяние, но и действительно глубокий профессионализм и уважение к своему делу: несмотря на утомительные переезды (из-за опоздания поезда даже пришлось задержать начало концерта) для пермских слушателей была продумана эксклюзивная программа. Специально для «города Дягилева» Гергиев привез «Петрушку» Игоря Стравинского, а на бис прозвучал отрывок из «Щелкунчика».
Действительно, если и Пермский, и Мариинский театры имеют непосредственное отношение к судьбе великого импресарио, было логично сыграть музыку, как-либо связанную с его именем. Но включить в программу накануне фестиваля, посвященного столетию этих самых сезонов, произведение, звучавшее во время парижских сезонов Сергея Дягилева, – высшая элегантность.
На головокружительном дягилевском пути выделяются две вехи, связанные с именем Игоря Стравинского: премьеры балетов «Петрушка» (1911) и «Весна Священная» (1913), ставшие одними из самых крупных культурных событий всего двадцатого века. Но даже одного «Петрушки» было бы достаточно, чтобы обеспечить бессмертие его создателям: Стравинскому, Дягилеву, Нижинскому, Тамаре Карсавиной и балетмейстеру Михаилу Фокину. Но в центре всего – конечно, музыка модерниста Стравинского, апологета стилистической пестроты и непостоянства художественных принципов.
До «Петрушки» оркестром Мариинского театра были исполнены контрастирующие друг с другом произведения: полонез из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, Симфония № 1 Я. Сибелиуса и симфонический диптих Р. Щедрина, мировая премьера которого состоялась совсем недавно – на открытии Восьмого Московского фестиваля 19 апреля.
Московский Пасхальный фестиваль продолжается, а мы ждем официального старта Дягилевских сезонов – «заочно» они уже открылись.
Валерий Гергиев,
дирижер симфонического оркестра Мариинского театра: «Интересно посмотреть город Дягилева, „родством“ с которым Пермь по праву гордится. К тому же это город, где Мариинский театр провел долгие годы эвакуации, где с тех пор остались добрые и очень серьезные традиции балетной школы, которая их бережно хранит и развивает.
Я очень рад, что приехал сюда именно в рамках Пасхального проекта, который, невзирая на экономический кризис, благодаря нашим друзьям и партнерам не отменил ни единого концерта по сложнейшему маршруту».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.