Вторая и третья программа концертного абонемента «Творчество молодых – родному городу и краю» собрала в Колонном зале Пермского института искусства и культуры столько слушателей, что они едва разместились. Многие слушали стоя.
Напомним, что проект осуществляется в рамках деятельности cовета по непрерывному художественному образованию института искусства и культуры (руководитель – проректор, профессор Л.И. Дробышева-Разумовская). Суть проекта – не только исполнительство, не только просветительство, но и помощь молодым в выборе профессии. Проект посвящен Году молодежи в России.
Программы концертов структурированы по жанрам, и в каждом случае объединяют юных и молодых музыкантов – школьников, студентов среднего звена и студентов ПГИИК. В рамках абонемента организована выставка работ молодых художников Прикамья – учащихся детских школ искусств, студентов Пермского художественного училища и кафедры живописи института культуры.
Второй вечер абонемента включал разные жанры хоровой и фортепианной музыки.
Великое славословие Программу открывала хоровая классика. Лауреат международных и всероссийских конкурсов смешанный коллектив хоровой капеллы мальчиков исполнял с камерным оркестром ПГИИК две части из кантаты Вивальди «Gloria» (дирижер – заслуженный работник культуры РФ Валерий Цыганов). Старинная музыка итальянского барокко звучала торжественно и возвышенно.
«Gloria» – первое слово латинской фразы «Gloria in excelsis Deo» («Слава в вышних Богу»). Это часть католической мессы, хвалебная песнь, звучавшая в праздничные дни. Текст иногда называют «Великое славословие», он является памятником христианской литературы. Духовная музыка Вивальди, яркая и энергичная, имеет отчетливую печать концертности, она мелодична, а потому воспринимается публикой с удовольствием.
Хоровые коллективы капеллы мальчиков пермские слушатели любят. К тому же на их программах часть зрительской аудитории – родители, бабушки и дедушки, горячо поддерживающие юных исполнителей. На сцене Колонного зала ПГИИК коллективы пели не однажды. Но в этот раз, при полном аншлаге, смешанный хор пел с особым вдохновением.
«Реквием» в полутонах
Духовную тему в концертной программе продолжил «Реквием» Форе в исполнении студенческого хора отделения «Вокальное искусство» Пермского музыкального колледжа и студенческого оркестра ПГИИК (художественный руководитель – заслуженная артистка РФ Людмила Ивонина, дирижер – Дмитрий Батин). Солисты – Алексей Герасимов (баритон) и Мария Ведмецкая (сопрано), Мария Калуга (синтезатор). Но это был уже иной жанр, иной ракурс содержания и характер. «Французская музыка, – говорил композитор Клод Дебюсси, – довольствуется скромной задачей – доставлять удовольствие». А поэт Поль Верлен акцентировал: «Всего милее полутон. Не полный тон, но лишь полтона».
Габриэль Форе, органист и педагог, в начале ХХ века 15 лет был еще и директором Парижской консерватории. Его творчество считается предтечей импрессионизма. «Реквием», ставший одной из вершин французской духовной музыки XIX века, Форе написал в 1888-м, когда ему было
43 года. И представил необычный подход к жанру – лирический. «Говорили, что мой „Реквием“ не выражает ужаса смерти, – размышлял автор. – Кто-то назвал его „колыбелью смерти“. Но именно так я чувствую смерть: как счастливое избавление, надежду на потустороннее счастье, а не как мучительный переход».
Современники композитора отмечали в этой музыке «очарование и изящество мелодических идей, поэзию выразительности». Идею «Реквиема» формулировали как «вечный покой», как выражение любви и сострадания к человеку.
Именно в этом ключе и звучала в зале ПГИИК циклическая композиция Форе, создавая атмосферу красоты и поэтичности.
Энергия молодости Прокофьевский Первый фортепианный концерт вписался в программу самым естественным образом: и по факту рождения этой музыки, и по ее звуковой энергетике. Достаточно вспомнить, что Сергей Прокофьев писал концерт в 20-летнем возрасте, а в 21 год сам играл эту музыку на премьере в Москве. «Интересная, блестящая и звонкая штука вышла, – говорил старший друг по консерватории, композитор Николай Мясковский. – Есть чарующие темы, много блеска, пикантности и даже юмора».
Кстати, авторское исполнение фортепианного концерта было первым сольным выступлением молодого пианиста и композитора с оркестром.
Динамичность, виртуозность моторики, лирическая экспрессия – это то, что стало ключевыми моментами трактовки прокофьевской музыки дирижером Дмитрием Батиным и пианисткой Мариной Окуневич (заведующая фортепианным отделением музыкального колледжа, старший преподаватель института искусства и культуры). Солистка и оркестр соединялись здесь в увлекательном состязании. А выигрывала, как и полагается, публика. Энергия движения, молодой задор, ритмы марша и танца – все наполняло зал звонким колоритом весны.
Горячие аплодисменты публики свидетельствовали об успехе события.
Об этом же говорили и руководители образовательных учреждений.
Лариса Васильевна Носкова, заслуженный работник культуры РФ,
директор Пермской хоровой капеллы мальчиков: – Проект – очень своевременный. Привлекательный момент – его доступность. Безусловные плюсы – интересная музыка и интересные коллективы. Это возможность показать творческие силы наших учебных заведений. Формат встреч предполагает и общение участников, и комментарий специалиста. В репертуаре – редко исполняемые произведения. Преемственность поколений – это перспектива, это взгляд в будущее. Для нашего хорового коллектива участие в таком концерте – большая честь.
Галина Леонидовна Реброва, заслуженный работник культуры РФ,
директор Пермского музыкального колледжа: – Непрерывное образование – это отечественная традиция и мощное культурное завоевание, которое нуждается в поддержке и развитии. И уже в этом проект актуален. Для наших студентов участие в таких концертах – не просто исполнительская практика. Это и погружение в будущую профессию, и проявление себя в социуме, и позиционирование нашего образовательного учреждения. В юбилейный год (а колледжу исполняется нынче 85 лет) подобные формы деятельности для нас очень важны. К тому же выпускники колледжа все чаще продолжают образование именно в ПГИИК, многие становятся преподавателями вуза.
Мы желаем проекту успешного развития.
Руководитель проекта, проректор ПГИИК,
профессор Л.И. Дробышева-Разумовская: – Если мы открыли абонемент большим гала-концертом, включавшим разные жанры и объединившим творческие силы музыкальных школ и школ искусств, средних специальных учебных учреждений и нашего вуза, то все следующие программы призваны высветить различные виды художественного творчества и музыкального исполнительства. Например, на ноябрь текущего года запланирован музыкально-поэтический вечер.
Подобные проекты имеют большое значение для профессионального общения, обмена опытом, совместного творчества, целевой работы с одаренными детьми и профориентационной деятельности в системе «школа – училище – вуз».
Мы приглашаем для участия в концертах абонемента и художественных выставках учащихся и студентов различных образовательных учреждений сферы искусства и культуры.
Для участия в сегодняшнем концерте к нам приехали учащиеся детской школы искусств им. Балабан города Чусового. Кроме того, ребята из этой школы представили работы на выставку молодых художников Прикамья, размещенную в Колонном зале ПГИИК. Кстати, выставка постоянно обновляется, и в середине апреля состоится смена экспозиции.
Участники концерта
Детская музыкальная школа № 1
Детская школа искусств Мотовилихинского района г. Перми
Чусовская детская школа искусств им.. Балабан
Пермский музыкальный колледж
Пермский краевой колледж искусств
Пермский государственный институт искусства и культуры (кафедры хорового дирижирования, народных инструментов и оркестрового дирижирования).
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.