Почти двадцать лет заслуженный работник культуры РФ Лариса Васильевна Носкова – директор Пермской хоровой капеллы мальчиков. Были еще в ее биографии городской комитет по культуре и областной департамент культуры и искусства. Так уж было предначертано свыше. Ее судьба – быть руководителем. В сфере культуры и искусства. А это значит – уметь мыслить масштабно, с опережением. Иметь смелость принимать решения и брать на себя ответственность. Всегда быть в форме, общаться с самыми разными людьми, погружаться одновременно во множество проблем. И все – во имя музыки.
Ведь мечтала же она в детстве стать стюардессой! Но почему-то училась игре на фортепиано, а потом – пению и дирижированию. Судьба, конечно. И безусловно – счастливая! В ее семье, где есть муж, два сына, кот, все уже привыкли к тому, что их праздники – всегда на следующий день. А ночью, когда все спят, она, такая домашняя и тихая, импровизирует со специями у плиты, продумывая в этот миг стратегию и тактику. Нет, не управления персоналом. Партитур ее творческих устремлений.
«Мне нравится за все отвечать…» – Вы – прирожденный руководитель. И это вам нравится. Что привлекательного в этой хлопотной работе? – Для меня важнее не слово «руководить», а слово «отвечать». Мне нравится и думать о других, и отвечать за все: от концепции до мелочей. Мне нравится поддерживать и продвигать талантливых и инициативных людей, создавать для этого условия. Считаю, что в моей работе главное – творчество. Я и педагогам своим всегда говорю: «Каждый год не должен быть похож на предыдущий. Новые концепции, идеи, формы – должно быть развитие». Видимо, характер у меня такой: в старом мне всегда тесно. Нужны поиски, контакты, общение и, конечно, результат конкретного дела. Тогда жизнь получается яркой и насыщенной. Разве это не интересно?
Стараюсь нашу молодежь вовлечь в эту сферу: тренинги, планы, кто-то уже учится в Академии госслужбы. – Сегодня в обществе существует дефицит руководителей? – Конечно. В очереди никто не стоит. Воспитывать смену, иметь кадровый потенциал – задача руководителя. Создавать «команду», думать не только самому, но и всем вместе.
Когда я работала в департаменте культуры, просто болезненно скучала по своему коллективу. Наверное, потому и вернулась. – Кто формировал вас как руководителя? – Коллектив прежде всего. Но были и личности: яркие, умные, целеустремленные. Это и Анфиса Алексеевна Задубинина, и Татьяна Ивановна Марголина. Я рада, что и сегодня есть руководители, понимающие тебя с полуслова, всегда готовые помочь: и Вероника Борисовна Вайсман, и Любовь Николаевна Федорова. – Интересно: в семье вы тоже лидер? – Абсолютно нет. Я в своей семье – просто мама. Дома работа тоже продолжается: звонки, переговоры, но я стараюсь все акценты переносить на заботу о моих мужчинах. – Какой путь выбрали ваши сыновья? – Старший – Павел, ему 25 лет, работает в краевой администрации, в Контрольно-счетной палате. Младшему – Петру – 17 лет. Он оканчивает школу, видимо, тоже пойдет в Высшую школу экономики (филиал Московского университета). Я, кстати, тоже любила точные науки. Особенно – математику. И мама у меня была экономистом. – Как вы отдыхаете дома? – Ой, как это редко бывает! Книжка и покой. А иногда доставляют удовольствие кулинарные фантазии. В праздники люблю куда-нибудь выезжать, но обычно любые торжества проходят, прежде всего, в школе: всех поздравила, поблагодарила, и только потом, когда все заканчивается, идешь домой. Мои мужчины знают: праздник у них – на следующий день. Но будет обязательно! – Если оглянуться: что бы вы изменили сейчас в воспитании своих собственных мальчиков? – Времени на общение всегда было мало. И, наверное, настояла бы, чтобы оба окончили все же полный курс музыкальной школы. Старший сейчас очень жалеет о том, что недоучился. Младший еще, видимо, не понимает, как это важно. К счастью, образование у них хорошее: все же гимназия № 17. Ноты «вверх ногами» – Музыка в вашей жизни: как она входила в судьбу? – Лет в шесть родители меня отправили в музыкальную студию в ДКЖ. Папа тогда проработал два года в Монголии. Возвращаясь, советовался с мамой: «Мотоцикл купить или пианино?» Мама все решила быстро: «Мотоцикл – это опасно. Конечно, пианино. Ты не представляешь, какие способности у нашей девочки!» Все начало складываться. А я – не сопротивлялась. Мне все очень нравилось. Особенно – хоровые концерты. Тогда учиться музыке, ходить со специальной большой папкой с ручками было очень престижно. Родители у меня – курские, певучие. Папа на этом пианино все играл по слуху. И даже когда я ему специально ноты «вверх ногами» ставила, он этого не понимал. О профессии музыканта тогда никто не помышлял. Важно, что дочка училась играть на пианино. – А впечатления яркие из детства про музыку всплывают? – Первая опера – «Снегурочка», на которую меня привела мама. Вокруг все было так интересно! Сама же опера меня не впечатлила. Тогда мама сказала: «Значит, ты ничего не поняла. Надо идти еще раз». – Что больше всего нравилось в детстве: петь, играть, слушать музыку? – Сольфеджио. Все, видимо, легко давалось. Я так понимаю, это синтез папиных музыкальных способностей и маминых математических. – В школе вы уже определились с профессией? – Тогда все девочки мечтали стать стюардессами. Не знаю, почему, но мне все это очень нравилось. Не самолет, конечно. А, видимо, то, что сейчас называется «имидж»: и красивые они такие, и название необыкновенное. – А кто принял решение поступать в музыкальное училище? – Сама. Я уже все решала сама. Кстати, я вспомнила, когда впервые дала «руководящие указания», – в четырнадцать лет. Поехала на экзамен в училище и забыла ноты. Пришлось возвращаться. А потом я водителю троллейбуса твердо сказала: «Едем без остановок, потому что я на экзамен опаздываю!» – Если б не музыка, чем бы вы занялись в жизни? – Я бы открыла салон красоты. Но не обычный, а такой, где все в комплексе: отдых, лечение, консультации, стилисты, общение. Все приятно, эстетично, модно. Школа капелланов – Как в вашей судьбе появилась хоровая капелла? – Все началось с того, что меня – выпускницу музыкального училища в г. Чайковском и студентку Московского государственного института культуры (сейчас это – Академия культуры в Химках), которая только начинала свой педагогический путь, пригласили работать в комитет по культуре администрации Перми. Проработала там пять лет. И тут мне предложили возглавить хоровую школу мальчиков. Со словом «завтра»! А сыну у меня – четыре месяца. Мама твердо сказала: «Иди». Так все и началось.
…Кирова, 29, деревянный дом. 11 февраля, 1985 год. Мороз. Мы идем с Ниной Ивановной Эдель в валенках, в шалях в этот дом. И она меня представляет коллективу. Рея Васильевна Котова, одна из самых ярких и мудрых личностей в городе, очень тогда мне помогала. Что интересно, восемьдесят процентов того коллектива до сих пор продолжают работать. Те времена – это не только красные флаги, плакаты, демонстрации, но и ответственность, обязательность. Парни тогда, наши ученики, были замечательные. Они любили свою школу. Когда к ним прирастешь, без этого уже не можешь. С девочками я даже и не представляю, как работать. – Как капелла развивалась? Какие задачи стояли на первом этапе? – База, условия работы – все это очень важно. Но мы считали главным сохранить концертный хор: коллектив должен звучать, его должны знать. На следующий же год мы сразу поехали на конкурс в Клайпеду. Это была серьезная планка. Количество учеников в то время было 150. Для сравнения: сейчас у нас 400 учащихся.
Отдельная эпопея – борьба за здание! Когда у нас начали падать балки и нас закрыли, активная группа родителей отвоевала помещение райкома партии. Каждое утро много дней они приходили к руководителям области и города, готовили документы. Это был 1989 год. Окончательное решение принимал пленум райкома КПСС. В его состав, к счастью, входили многие деятели искусства. «Мы должны думать о наших детях, о мальчиках», – этого призыва Л. Мосоловой было достаточно. Проголосовали все. Когда мы вышли, мне сказали: «Молчи еще два дня». И я молчала. В 90-м году мы уже въехали. Началась работа по формированию коллектива. Главным у претендентов было добровольное желание работать с мальчишками. Это – особая ситуация. Мальчиков надо понимать. Их нельзя подавлять, нельзя в открытую ими управлять. – Это вы когда познали: когда работать начали руководителем или когда своих сыновей растили? – Одновременно. Нужны взрослые взаимоотношения. Важно признавать мальчика человеком с самого раннего возраста. Тогда учитель и ученик становятся друзьями. Один наш четырехлетний ученик регулярно ко мне в кабинет заходит и говорит: «Я пришел за конфеткой». – «А у мамы спросил?» Он молчит. Я думаю, ему просто хочется пообщаться. Разговаривает со мной на «ты», как с другом. Ему здесь комфортно, ему здесь нравится. Талантливейший ребенок. Скрипачи его тут же прихватили. Вот так тепло и интересно должно быть каждому ребенку. – Что помогло коллективу победить во Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования? – Такой конкурс проводился впервые. И мы были к нему готовы. У нас была своя программа развития школы. Капелла – это наша версия названия, подразумевающая, скорее, концертирующий коллектив. Мы по статусу – детская хоровая школа. А уже дальше, в кавычках, – «хоровая капелла мальчиков». Звучит более значительно. Мы всегда думали над развитием, над тем, как идти в ногу со временем и быть впереди. – Какие традиции капеллы вам как руководителю особенно дороги? – Конкурс поющих мальчиков и юношей «Соловьи Прикамья». Рождественские хоровые фестивали тоже начинали мы. Отчетные концерты хоровых коллективов в нашем зале, который, по сути, является центральным детским концертным залом. Рождественские концерты и программы ко Дню защитников Отечества в Органном зале.
Что касается внутренней жизни – это бережное отношение к молодым. Правда, сейчас их приходит все меньше: требования к специалистам очень высоки, а оплата труда этому никак не соответствует. У нас такая есть традиция: вместе с «Посвящением в первоклассники» мы делаем «Посвящение в педагоги капелланов». Наша задача – заинтересовать педагогов.
Важная наша установка – работа в контакте с родителями. Если этого не получается, ребенка можно потерять. Мало провести грамотно урок. Надо уметь общаться. «Посади рядом родителей, поговори, – учим мы молодежь, – и ты поймешь, какие в семье традиции, какая обстановка, как они разговаривают друг с другом». Прежде всего нужно найти контакт. – Понимание специфики работы с мальчиками, с родителями – это начало. А дальше? – А дальше – системность. С учетом индивидуальных особенностей. Труд, ответственность, творческий подход. Терпение, смирение – это тоже важно. Недавно два пришедших педагога от нас ушли – не выдержали напряжения. В свободное от уроков время работа продолжается: методическая, концертно-просветительская, замещение заболевшего педагога. Занятия по вечерам, потому что младшие утром – в основной школе. А еще – суббота и воскресенье. Нелегко. – Какими видятся вам перспективы капеллы? – Планов много, но все они осуществимы только при наличии качественного кадрового состава. В первую очередь, нужны мужчины-дирижеры, руководители коллективов. С остальными учебными дисциплинами справятся и женщины, но во главе хора мальчиков, я убеждена, должен стоять мужчина. Начиная с малышей – и до юношеского состава. Педагоги-женщины – они как мамы: все могут простить либо, наоборот, рассердиться. Здесь нужны мужской характер, мужская рука.
Что до перспектив, то ближайшее будущее здесь – компьютерный класс. Спасибо комитету по культуре администрации Перми: они понимают специфику работы с мальчишками и очень помогают.
Успешный концертный коллектив – наша мечта. Не у всех мальчиков легко получается сочетать две школы – хоровую и общеобразовательную, это очень большая нагрузка. Панацея здесь – школа-десятилетка, где все учебные дисциплины – в одном месте, в одном расписании. Думаем об этом уже не одно десятилетие. Дети сейчас оканчивают музыкальную школу рано, в 14–15 лет. Уменьшается занятость – возникают проблемы, в том числе воспитательного характера. Здесь ведь они у нас под присмотром. Теперь есть и класс для самостоятельной работы. Кафе у нас функционирует. И друг с другом дети поиграть, поговорить успевают. Им, маленьким, у нас комфортно, родителям спокойно. Окончив музыкальную школу, старшеклассники могут выбирать и другие предметы: гитару, саксофон, импровизацию. – Какова вообще, на ваш взгляд, роль дополнительного музыкального образования детей в процессе воспитания? – Моя позиция: это – не дополнительное образование. Такие занятия должны быть обязательными. Сейчас в обычных школах все предметы, что связаны с музыкой, сократили. А прикоснуться к миру искусства, как-то понять его должен каждый ребенок. Иначе развиваться он будет не так, как надо. И станет, быть может, менее успешным.
Детям надо отдавать все. У нас сегодня не лучшие здания отданы школам. У нас – не лучшие инструменты. И не лучшая зарплата. Мы должны думать о том, кого вырастим, какими будут следующие поколения. – Вы вернулись после работы в департаменте в школу другим человеком? – Конечно. Годы были трудные: напряжение, уровень ответственности, умение смотреть вперед, информативная насыщенность, бешеный темпоритм: успеть, еще раз успеть. Но это были и незабываемые встречи. Сейчас хочется успеть сделать много нового и интересного в капелле.
Блиц Любимое время суток: глубокая ночь, когда все спят. Жанр кино: мелодрама и история. Мужской певческий голос: баритон. Полезная еда: овсянка. Специи: обожаю все. Цвет в одежде: черный. Вид спорта: художественная гимнастика. Вид путешествий: пеший туризм. Любимый праздник: новый год. Стиль в искусстве: классицизм. Жанр живописи: пейзаж. Жанр музыки: симфония.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.