Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
13.04.2009
Лариса Носкова. Партитуры творческих устремлений

Почти двадцать лет заслуженный работник культуры РФ Лариса Васильевна Носкова – директор Пермской хоровой капеллы мальчиков. Были еще в ее биографии городской комитет по культуре и областной департамент культуры и искусства. Так уж было предначертано свыше. Ее судьба – быть руководителем. В сфере культуры и искусства. А это значит – уметь мыслить масштабно, с опережением. Иметь смелость принимать решения и брать на себя ответственность. Всегда быть в форме, общаться с самыми разными людьми, погружаться одновременно во множество проблем. И все – во имя музыки.
Ведь мечтала же она в детстве стать стюардессой! Но почему-то училась игре на фортепиано, а потом – пению и дирижированию. Судьба, конечно. И безусловно – счастливая!
 В ее семье, где есть муж, два сына, кот, все уже привыкли к тому, что их праздники – всегда на следующий день. А ночью, когда все спят, она, такая домашняя и тихая, импровизирует со специями у плиты, продумывая в этот миг стратегию и тактику. Нет, не управления персоналом. Партитур ее творческих устремлений.


«Мне нравится за все отвечать…»
– Вы – прирожденный руководитель. И это вам нравится. Что привлекательного в этой хлопотной работе?
– Для меня важнее не слово «руководить», а слово «отвечать». Мне нравится и думать о других, и отвечать за все: от концепции до мелочей. Мне нравится поддерживать и продвигать талантливых и инициативных людей, создавать для этого условия. Считаю, что в моей работе главное – творчество. Я и педагогам своим всегда говорю: «Каждый год не должен быть похож на предыдущий. Новые концепции, идеи, формы – должно быть развитие». Видимо, характер у меня такой: в старом мне всегда тесно. Нужны поиски, контакты, общение и, конечно, результат конкретного дела. Тогда жизнь получается яркой и насыщенной. Разве это не интересно?
Стараюсь нашу молодежь вовлечь в эту сферу: тренинги, планы, кто-то уже учится в Академии госслужбы.
– Сегодня в обществе существует дефицит руководителей?
– Конечно. В очереди никто не стоит. Воспитывать смену, иметь кадровый потенциал – задача руководителя. Создавать «команду», думать не только самому, но и всем вместе.
Когда я работала в департаменте культуры, просто болезненно скучала по своему коллективу. Наверное, потому и вернулась.
– Кто формировал вас как руководителя?
– Коллектив прежде всего. Но были и личности: яркие, умные, целеустремленные. Это и Анфиса Алексеевна Задубинина, и Татьяна Ивановна Марголина. Я рада, что и сегодня есть руководители, понимающие тебя с полуслова, всегда готовые помочь: и Вероника Борисовна Вайсман, и Любовь Николаевна Федорова.
– Интересно: в семье вы тоже лидер?
– Абсолютно нет. Я в своей семье – просто мама. Дома работа тоже продолжается: звонки, переговоры, но я стараюсь все акценты переносить на заботу о моих мужчинах.
– Какой путь выбрали ваши сыновья?
– Старший – Павел, ему 25 лет, работает в краевой администрации, в Контрольно-счетной палате. Младшему – Петру – 17 лет. Он оканчивает школу, видимо, тоже пойдет в Высшую школу экономики (филиал Московского университета). Я, кстати, тоже любила точные науки. Особенно – математику. И мама у меня была экономистом.
– Как вы отдыхаете дома?
– Ой, как это редко бывает! Книжка и покой. А иногда доставляют удовольствие кулинарные фантазии. В праздники люблю куда-нибудь выезжать, но обычно любые торжества проходят, прежде всего, в школе: всех поздравила, поблагодарила, и только потом, когда все заканчивается, идешь домой. Мои мужчины знают: праздник у них – на следующий день. Но будет обязательно!
– Если оглянуться: что бы вы изменили сейчас в воспитании своих собственных мальчиков?
– Времени на общение всегда было мало. И, наверное, настояла бы, чтобы оба окончили все же полный курс музыкальной школы. Старший сейчас очень жалеет о том, что недоучился. Младший еще, видимо, не понимает, как это важно. К счастью, образование у них хорошее: все же гимназия № 17. 
Ноты «вверх ногами»
– Музыка в вашей жизни: как она входила в судьбу?
– Лет в шесть родители меня отправили в музыкальную студию в ДКЖ. Папа тогда проработал два года в Монголии. Возвращаясь, советовался с мамой: «Мотоцикл купить или пианино?» Мама все решила быстро: «Мотоцикл – это опасно. Конечно, пианино. Ты не представляешь, какие способности у нашей девочки!» Все начало складываться. А я – не сопротивлялась. Мне все очень нравилось. Особенно – хоровые концерты. Тогда учиться музыке, ходить со специальной большой папкой с ручками было очень престижно. Родители у меня – курские, певучие. Папа на этом пианино все играл по слуху. И даже когда я ему специально ноты «вверх ногами» ставила, он этого не понимал. О профессии музыканта тогда никто не помышлял. Важно, что дочка училась играть на пианино.
– А впечатления яркие из детства про музыку всплывают?
– Первая опера – «Снегурочка», на которую меня привела мама. Вокруг все было так интересно! Сама же опера меня не впечатлила. Тогда мама сказала: «Значит, ты ничего не поняла. Надо идти еще раз».
– Что больше всего нравилось в детстве: петь, играть, слушать музыку?
– Сольфеджио. Все, видимо, легко давалось. Я так понимаю, это синтез папиных музыкальных способностей и маминых математических.
– В школе вы уже определились с профессией?
– Тогда все девочки мечтали стать стюардессами. Не знаю, почему, но мне все это очень нравилось. Не самолет, конечно. А, видимо, то, что сейчас называется «имидж»: и красивые они такие, и название необыкновенное.
– А кто принял решение поступать в музыкальное училище?
– Сама. Я уже все решала сама. Кстати, я вспомнила, когда впервые дала «руководящие указания», – в четырнадцать лет. Поехала на экзамен в училище и забыла ноты. Пришлось возвращаться. А потом я водителю троллейбуса твердо сказала: «Едем без остановок, потому что я на экзамен опаздываю!»
– Если б не музыка, чем бы вы занялись в жизни?
– Я бы открыла салон красоты. Но не обычный, а такой, где все в комплексе: отдых, лечение, консультации, стилисты, общение. Все приятно, эстетично, модно.
Школа капелланов
– Как в вашей судьбе появилась хоровая капелла?
– Все началось с того, что меня – выпускницу музыкального училища в г. Чайковском и студентку Московского государственного института культуры (сейчас это – Академия культуры в Химках), которая только начинала свой педагогический путь, пригласили работать в комитет по культуре администрации Перми. Проработала там пять лет. И тут мне предложили возглавить хоровую школу мальчиков. Со словом «завтра»! А сыну у меня – четыре месяца. Мама твердо сказала: «Иди». Так все и началось.
…Кирова, 29, деревянный дом. 11 февраля, 1985 год. Мороз. Мы идем с Ниной Ивановной Эдель в валенках, в шалях в этот дом. И она меня представляет коллективу. Рея Васильевна Котова, одна из самых ярких и мудрых личностей в городе, очень тогда мне помогала. Что интересно, восемьдесят процентов того коллектива до сих пор продолжают работать. Те времена – это не только красные флаги, плакаты, демонстрации, но и ответственность, обязательность. Парни тогда, наши ученики, были замечательные. Они любили свою школу. Когда к ним прирастешь, без этого уже не можешь. С девочками я даже и не представляю, как работать.
– Как капелла развивалась? Какие задачи стояли на первом этапе?
– База, условия работы – все это очень важно. Но мы считали главным сохранить концертный хор: коллектив должен звучать, его должны знать. На следующий же год мы сразу поехали на конкурс в Клайпеду. Это была серьезная планка. Количество учеников в то время было 150. Для сравнения: сейчас у нас 400 учащихся.
Отдельная эпопея – борьба за здание! Когда у нас начали падать балки и нас закрыли, активная группа родителей отвоевала помещение райкома партии. Каждое утро много дней они приходили к руководителям области и города, готовили документы. Это был 1989 год. Окончательное решение принимал пленум райкома КПСС. В его состав, к счастью, входили многие деятели искусства. «Мы должны думать о наших детях, о мальчиках», – этого призыва Л. Мосоловой было достаточно. Проголосовали все. Когда мы вышли, мне сказали: «Молчи еще два дня». И я молчала. В 90-м году мы уже въехали. Началась работа по формированию коллектива. Главным у претендентов было добровольное желание работать с мальчишками. Это – особая ситуация. Мальчиков надо понимать. Их нельзя подавлять, нельзя в открытую ими управлять.
– Это вы когда познали: когда работать начали руководителем или когда своих сыновей растили?
– Одновременно. Нужны взрослые взаимоотношения. Важно признавать мальчика человеком с самого раннего возраста. Тогда учитель и ученик становятся друзьями. Один наш четырехлетний ученик регулярно ко мне в кабинет заходит и говорит: «Я пришел за конфеткой». – «А у мамы спросил?» Он молчит. Я думаю, ему просто хочется пообщаться. Разговаривает со мной на «ты», как с другом. Ему здесь комфортно, ему здесь нравится. Талантливейший ребенок. Скрипачи его тут же прихватили. Вот так тепло и интересно должно быть каждому ребенку.
– Что помогло коллективу победить во Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования?
– Такой конкурс проводился впервые. И мы были к нему готовы. У нас была своя программа развития школы. Капелла – это наша версия названия, подразумевающая, скорее, концертирующий коллектив. Мы по статусу – детская хоровая школа. А уже дальше, в кавычках, – «хоровая капелла мальчиков». Звучит более значительно. Мы всегда думали над развитием, над тем, как идти в ногу со временем и быть впереди.
– Какие традиции капеллы вам как руководителю особенно дороги?
– Конкурс поющих мальчиков и юношей «Соловьи Прикамья». Рождественские хоровые фестивали тоже начинали мы. Отчетные концерты хоровых коллективов в нашем зале, который, по сути, является центральным детским концертным залом. Рождественские концерты и программы ко Дню защитников Отечества в Органном зале.
Что касается внутренней жизни – это бережное отношение к молодым. Правда, сейчас их приходит все меньше: требования к специалистам очень высоки, а оплата труда этому никак не соответствует. У нас такая есть традиция: вместе с «Посвящением в первоклассники» мы делаем «Посвящение в педагоги капелланов». Наша задача – заинтересовать педагогов.
Важная наша установка – работа в контакте с родителями. Если этого не получается, ребенка можно потерять. Мало провести грамотно урок. Надо уметь общаться. «Посади рядом родителей, поговори, – учим мы молодежь, – и ты поймешь, какие в семье традиции, какая обстановка, как они разговаривают друг с другом». Прежде всего нужно найти контакт.
– Понимание специфики работы с мальчиками, с родителями – это начало. А дальше?
– А дальше – системность. С учетом индивидуальных особенностей. Труд, ответственность, творческий подход. Терпение, смирение – это тоже важно. Недавно два пришедших педагога от нас ушли – не выдержали напряжения.
 В свободное от уроков время работа продолжается: методическая, концертно-просветительская, замещение заболевшего педагога. Занятия по вечерам, потому что младшие утром – в основной школе. А еще – суббота и воскресенье. Нелегко.
– Какими видятся вам перспективы капеллы?
– Планов много, но все они осуществимы только при наличии качественного кадрового состава. В первую очередь, нужны мужчины-дирижеры, руководители коллективов. С остальными учебными дисциплинами справятся и женщины, но во главе хора мальчиков, я убеждена, должен стоять мужчина. Начиная с малышей – и до юношеского состава. Педагоги-женщины – они как мамы: все могут простить либо, наоборот, рассердиться. Здесь нужны мужской характер, мужская рука.
Что до перспектив, то ближайшее будущее здесь – компьютерный класс. Спасибо комитету по культуре администрации Перми: они понимают специфику работы с мальчишками и очень помогают.
Успешный концертный коллектив – наша мечта. Не у всех мальчиков легко получается сочетать две школы – хоровую и общеобразовательную, это очень большая нагрузка. Панацея здесь – школа-десятилетка, где все учебные дисциплины – в одном месте, в одном расписании. Думаем об этом уже не одно десятилетие. Дети сейчас оканчивают музыкальную школу рано, в 14–15 лет. Уменьшается занятость – возникают проблемы, в том числе воспитательного характера. Здесь ведь они у нас под присмотром. Теперь есть и класс для самостоятельной работы. Кафе у нас функционирует. И друг с другом дети поиграть, поговорить успевают. Им, маленьким, у нас комфортно, родителям спокойно. Окончив музыкальную школу, старшеклассники могут выбирать и другие предметы: гитару, саксофон, импровизацию.
– Какова вообще, на ваш взгляд, роль дополнительного музыкального образования детей в процессе воспитания?
– Моя позиция: это – не дополнительное образование. Такие занятия должны быть обязательными. Сейчас в обычных школах все предметы, что связаны с музыкой, сократили. А прикоснуться к миру искусства, как-то понять его должен каждый ребенок. Иначе развиваться он будет не так, как надо. И станет, быть может, менее успешным.
Детям надо отдавать все. У нас сегодня не лучшие здания отданы школам. У нас – не лучшие инструменты. И не лучшая зарплата. Мы должны думать о том, кого вырастим, какими будут следующие поколения.
– Вы вернулись после работы в департаменте в школу другим человеком?
– Конечно. Годы были трудные: напряжение, уровень ответственности, умение смотреть вперед, информативная насыщенность, бешеный темпоритм: успеть, еще раз успеть. Но это были и незабываемые встречи. Сейчас хочется успеть сделать много нового и интересного в капелле.

Блиц
Любимое время суток: глубокая ночь, когда все спят.
Жанр кино: мелодрама и история.
Мужской певческий голос: баритон.
Полезная еда: овсянка.
Специи: обожаю все.
Цвет в одежде: черный.
Вид спорта: художественная гимнастика.
Вид путешествий: пеший туризм.
Любимый праздник: новый год.
Стиль в искусстве: классицизм.
Жанр живописи: пейзаж.
Жанр музыки: симфония.

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.