«Каменский – яркая фигура русского, а то и мирового масштаба, занимавшая свое место рядом с Маяковским, Хлебниковым во времена раннего футуризма, а кое в чем Каменский сам выразительнейшая страница истории русской культуры, русской поэзии». В. Шаламов.
Литературная Пермь зачастую выходит за географические пределы города, ярчайшие тому примеры – усадьба Пастернака во Всеволодо-Вильве и дом Василия Каменского в Троице.
И если про первого мы, по счастью, хорошо помним, то поэта Каменского многие подзабыли: поэт, футурист, один из первых пилотов – вроде бы достаточно… Между тем бунтарь и «отец» футуризма Каменский помимо литературы успел свершить многое: он был пилотом императорского всероссийского авиаклуба, объехал пол-Европы, ввел в обиход слово «самолет», участвовал в революционных стачках, выходил на сцену (в том числе в труппе Мейерхольда) как актер Васильковский, учился на высших сельскохозяйственных курсах, писал сценарии и либретто, давал «пощечину общественному вкусу» в манифесте футуристов и не переставал рисовать даже когда паралич оставил в движении только левую, «нерабочую» руку. Во второй половине жизни Каменскому достались серьезные испытания: успешный и известный, он жестоко страдал от тромбофлебита (возможно, сказались последствия авиакатастрофы 1912 года) и в 1944 году перенес две тяжелые операции по ампутации ног. Пермяк, ставший любимцем
московской богемы, в тридцатых годах обосновался в Троице, где и теперь стоит его дом.
«Возвращению» имени Каменского в современный культурный контекст способствовали два обстоятельства. Во-первых, появление новомодной науки пермистики, для которой Каменский, безусловно, – знаковая фигура: это именно с поэта-авиатора начинается история профессиональной поэзии в Перми; это именно Василий Васильевич «впервые ввёл в топику русской культуры Каму и Пермь как самостоятельные поэтические реальности»
(В.В. Абашев). Во-вторых, Пермский краевой музей, открывший-таки пять лет назад мемориальный дом-музей В.В. Каменского в Троице, где поэт жил и творил каждое лето с 1932 по 1951 год.
Окинув историю Троицы взглядом, можно решить, что при жизни Каменского здесь царил настоящий культ личности: колхоз, клуб и школа – все носило его имя. А его дом всегда называли просто: дом-корабль. Подходишь сюда и видишь – это обитель поэта: никогда не строили и сейчас не строят так в Троице да и в других русских селах. Все иное: размеры, конструкция, цвета. Все выбивается из общего ряда.
Сам дом состоит из двух частей. Первая часть – это типовое одноэтажное здание, которое Каменский получил вместо хутора Каменка в 31-м году прошлого века. А вторая – пристрой, сделанный по собственному проекту и напоминающий корабль. И ведь в довоенные годы по Каме ходил пароход «Василий Каменский»! Две большие полукруглые палубы (крыльцо и балкон второго этажа) венчает смотровая площадка с флагштоком – когда флаг был поднят, все в округе знали: капитан дома и ждет гостей. Рядом с домом – оранжерея с печным отоплением.
Открывал «капитан» Каменский расписные ворота для односельчан, поклонников, друзей, поэтов, писателей, художников. В дружеских посиделках рождалось искусство: то приехавший из Москвы Ю. Сланевский распишет печь, то в столице Давид Бурлюк напишет портрет хозяина.
Некоторые оставались надолго, как композитор Мариан Коваль, с которым Василий Васильевич работал над оперой «Емельян Пугачев». «Часто с Василием Васильевичем мы вставали белой весенней ночью и с вышки дома слушали изумительные концерты уральских соловьев или шли на берег реки Сылвы, в лес, впитывая в себя буйное цветение весенней природы», – вспоминал Коваль позднее.
Сегодня в доме Каменского все так же, как было при жизни поэта: корабль с расписными окнами стоит на берегу Сылвы, топится цветная печка, ждет гостей на праздник. 17 апреля Василию Васильевичу исполнилось бы 125 лет. В 1961 году пермской общественностью было принято решение о создание в доме В.В. Каменского мемориального музея поэта. Благодаря помощи и поддержке Пермского областного краеведческого музея появился народный музей, создававшийся энтузиастами – прежде всего, сыном поэта Василием Каменским-младшим, журналистом Савватием Гинцем и сотрудницей музея Эмилией Андерсон. Однако все время существования этого народного музея часть дома оставалась жилой.
Надо сказать, что обстановка библиотеки и кабинета была проста и в то же время очень своеобразна и при жизни поэта. Многим, кто бывал в гостях у Каменского, дом представлялся своеобразным музеем. «Секрет прост: Василию Васильевичу было свойственно особое отношение к вещам. Окружавшим его предметам Каменский придавал особое значение. Из каждой своей поездки он привозил диковинные вещицы, сувениры, книги, предметы быта той страны, в которой он побывал», – говорит директор краевого музея Ольга Сергеевна Юдина.
Трепетное отношение Каменского ко всему окружающему сохранила бумага: «Разве не бывает так, что в жизни проходишь мимо тысячи вещей и не замечаешь их, но одна вещь вдруг остановит и посмотрит родными близкими глазами, и захочется ее взять, приобрести или чтобы подарили. Это бывает со всеми. Но когда поэт встречается с вещью – он постигает иное: ее душу, ее обвеянность прошлым, руки и мысли тех, кто прикасался к ней с любовью и вниманием. По вещам поэт находит друзей, ушедших, переселившихся в другое воплощение Вселенной…».
Наталья Леонидовна Нохрина, заведующая литературным
отделом Пермского краевого музея: – Существует много легенд по поводу того пожара, что произошел за два месяца до столетия поэта, которое в Троице собирались отмечать очень пышно. Верно одно: внезапно дом загорелся – и когда прибежали селяне, уже весь второй этаж был охвачен огнем. Первым делом они принялись спасать библиотеку, книги. А богатейшая коллекция, которую собрал сын поэта, была утрачена. После пожара осталось лишь пепелище. Казалось бы, надежды на восстановление дома и музейной коллекции не осталось. Но наши реставраторы работали буквально и днем и ночью. И через два месяца, в день праздника, в музее удалось организовать небольшую выставку.
Двухэтажная часть дома пустовала очень долго, вплоть до 91-го года, когда было принято решение о том, что дом-музей Каменского становится филиалом областного краеведческого музея. В 2004 году была открыта постоянная экспозиция. За прошедшие пять лет музей в Троице успел обрести своего посетителя: сначала активный интерес проявили вузы Перми, сейчас все чаще заявки на экскурсии подают группы из разных городов края.
Ольга Юдина, директор краевого музея: – Сам дом дает возможности проводить здесь время по-разному: можно осмотреть экспозицию и послушать часовую экскурсию, а если вы захотите ознакомиться с Троицей, ее богатой историей, то сотрудники музея предложат совершить пешую прогулку-экскурсию. По предварительной заявке можно посмотреть спектакль по произведениям Каменского, поставленный режиссером
Е. В. Мальцевой.
Жизнь в доме-музее бьет ключом: так, 18 апреля здесь будет работать секция «Универсализм Василия Каменского в контексте мировой литературы и культуры» научно-практической конференции «Пограничные процессы в литературе и культуре», организованной кафедрой мировой литературы и культуры ПГУ. В доме-музее регулярно проводятся литературные гостиные. Для празднования юбилея поэта, которое состоится 17 апреля, как раз выбрана форма литературного вечера. Но так как Каменский был не только поэтом, но и драматургом, актером, художником, мы очень хотели бы объединить все творческие союзы города и всем вместе отправиться в Троицу. Всех сюрпризов вечера открывать пока не будем. Два главных подарка Пермского краевого музея гостям: новая книга и выставка. В день 125-летия Василия Васильевича Краевой музей в мемориальном доме-музея поэта презентует книгу Ивана Григорьевича Ежикова «Неизвестный Каменский», написанную по страницам неопубликованных дневников и писем Каменского. Второй подарок – предметы, которые будут размещены в отдельной витрине. У Василия Васильевича было много друзей, и даже сейчас, несмотря на годы, к нам в фонды продолжают поступать новые интересные материалы, поэтому мы решили сделать выставку новых поступлений и назвать ее «Неизвестный Каменский».
История дома Основная часть дома, ныне известного как дом-музей В.В. Каменского, была построена в 1903—1904 годах троицким священником И.М. Богословским. При доме был большой огород (около 10 соток) и надворные постройки: сарай, три конюшни. В 1915 году в доме разместилась школа. В 1931-м дом и усадьбу передали В.В. Каменскому в пожизненное пользование. В 1947 году две трети дома были сданы в аренду под дом отдыха завода
им. Ф.Э. Дзержинского.
После переезда семьи В.В. Каменского в Сухуми в 1952 году дом в Троице был сдан под школу и квартиры. В 1961-м, после смерти В. Каменского, дом был передан райисполкому. Была произведена полная реконструкция, и дом перестроили под квартиры. В 1971 году было принято решение о создании в Троице дома-музея В.В. Каменского.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.