Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
13.04.2009
Путешествие по дому-кораблю

«Каменский – яркая фигура русского, а то и мирового масштаба, занимавшая свое место рядом с Маяковским, Хлебниковым во времена раннего футуризма, а кое в чем Каменский сам выразительнейшая страница истории русской культуры, русской поэзии».
 В. Шаламов.


Литературная Пермь зачастую выходит за географические пределы города, ярчайшие тому примеры – усадьба Пастернака во Всеволодо-Вильве и дом Василия Каменского в Троице.
И если про первого мы, по счастью, хорошо помним, то поэта Каменского многие подзабыли: поэт, футурист, один из первых пилотов – вроде бы достаточно… Между тем бунтарь и «отец» футуризма Каменский помимо литературы успел свершить многое: он был пилотом императорского всероссийского авиаклуба, объехал пол-Европы, ввел в обиход слово «самолет», участвовал в революционных стачках, выходил на сцену (в том числе в труппе Мейерхольда) как актер Васильковский, учился на высших сельскохозяйственных курсах, писал сценарии и либретто, давал «пощечину общественному вкусу» в манифесте футуристов и не переставал рисовать даже когда паралич оставил в движении только левую, «нерабочую» руку. Во второй половине жизни Каменскому достались серьезные испытания: успешный и известный, он жестоко страдал от тромбофлебита (возможно, сказались последствия авиакатастрофы 1912 года) и в 1944 году перенес две тяжелые операции по ампутации ног. Пермяк, ставший любимцем
московской богемы, в тридцатых годах обосновался в Троице, где и теперь стоит его дом.

«Возвращению» имени Каменского в современный культурный контекст способствовали два обстоятельства. Во-первых, появление новомодной науки пермистики, для которой Каменский, безусловно, – знаковая фигура: это именно с поэта-авиатора начинается история профессиональной поэзии в Перми; это именно Василий Васильевич «впервые ввёл в топику русской культуры Каму и Пермь как самостоятельные поэтические реальности»
(В.В. Абашев). Во-вторых, Пермский краевой музей, открывший-таки пять лет назад мемориальный дом-музей В.В. Каменского в Троице, где поэт жил и творил каждое лето с 1932 по 1951 год.
Окинув историю Троицы взглядом, можно решить, что при жизни Каменского здесь царил настоящий культ личности: колхоз, клуб и школа – все носило его имя. А его дом всегда называли просто: дом-корабль. Подходишь сюда и видишь – это обитель поэта: никогда не строили и сейчас не строят так в Троице да и в других русских селах. Все иное: размеры, конструкция, цвета. Все выбивается из общего ряда.
Сам дом состоит из двух частей. Первая часть – это типовое одноэтажное здание, которое Каменский получил вместо хутора Каменка в 31-м году прошлого века. А вторая – пристрой, сделанный по собственному проекту и напоминающий корабль. И ведь в довоенные годы по Каме ходил пароход «Василий Каменский»! Две большие полукруг­лые палубы (крыльцо и балкон второго этажа) венчает смотровая площадка с флагштоком – когда флаг был поднят, все в округе знали: капитан дома и ждет гостей. Рядом с домом – оранжерея с печным отоплением.
Открывал «капитан» Каменский расписные ворота для односельчан, поклонников, друзей, поэтов, писателей, художников. В дру­жеских посиделках рождалось искусство: то приехавший из Москвы Ю. Сланевский распишет печь, то в столице Давид Бурлюк напишет портрет хозяина.
Некоторые оставались надолго, как композитор Мариан Коваль, с которым Василий Васильевич работал над оперой «Емельян Пугачев». «Часто с Василием Васильевичем мы вставали белой весенней ночью и с вышки дома слушали изумительные концерты уральских соловьев или шли на берег реки Сылвы, в лес, впитывая в себя буйное цветение весенней природы», – вспоминал Коваль позднее.
Сегодня в доме Каменского все так же, как было при жизни поэта: корабль с расписными окнами стоит на берегу Сылвы, топится цветная печка, ждет гостей на праздник. 17 апреля Василию Васильевичу исполнилось бы 125 лет.
 В 1961 году пермской общественностью было принято решение о создание в доме В.В. Каменского мемориального музея поэта. Благодаря помощи и поддержке Пермского областного краеведческого музея появился народный музей, создававшийся энтузиастами – прежде всего, сыном поэта Василием Каменским-младшим, журналистом Савватием Гинцем и сотрудницей музея Эмилией Андерсон. Однако все время существования этого народного музея часть дома оставалась жилой.
Надо сказать, что обстановка библиотеки и кабинета была проста и в то же время очень своеобразна и при жизни поэта. Многим, кто бывал в гостях у Каменского, дом представлялся своеобразным музеем. «Секрет прост: Василию Васильевичу было свойственно особое отношение к вещам. Окружавшим его предметам Каменский придавал особое значение. Из каждой своей поездки он привозил диковинные вещицы, сувениры, книги, предметы быта той страны, в которой он побывал», – говорит директор краевого музея Ольга Сергеевна Юдина.
Трепетное отношение Каменского ко всему окружающему сохранила бумага: «Разве не бывает так, что в жизни проходишь мимо тысячи вещей и не замечаешь их, но одна вещь вдруг остановит и посмотрит родными близкими глазами, и захочется ее взять, приоб­рести или чтобы подарили. Это бывает со всеми. Но когда поэт встречается с вещью – он постигает иное: ее душу, ее обвеянность прошлым, руки и мысли тех, кто прикасался к ней с любовью и вниманием. По вещам поэт находит друзей, ушедших, переселившихся в другое воплощение Вселенной…».

Наталья Леонидовна Нохрина, заведующая литературным
отделом Пермского краевого музея:
– Существует много легенд по поводу того пожара, что произошел за два месяца до столетия поэта, которое в Троице собирались отмечать очень пышно. Верно одно: внезапно дом загорелся – и когда прибежали селяне, уже весь второй этаж был охвачен огнем. Первым делом они принялись спасать библиотеку, книги. А богатейшая коллекция, которую собрал сын поэта, была утрачена. После пожара осталось лишь пепелище. Казалось бы, надежды на восстановление дома и музейной коллекции не осталось. Но наши реставраторы работали буквально и днем и ночью. И через два месяца, в день праздника, в музее удалось организовать небольшую выставку.

Двухэтажная часть дома пустовала очень долго, вплоть до 91-го года, когда было принято решение о том, что дом-музей Каменского становится филиалом областного краеведческого музея. В 2004 году была открыта постоянная экспозиция. За прошедшие пять лет музей в Троице успел обрести своего посетителя: сначала активный интерес проявили вузы Перми, сейчас все чаще заявки на экскурсии подают группы из разных городов края.

Ольга Юдина, директор краевого музея:
– Сам дом дает возможности проводить здесь время по-разному: можно осмотреть экспозицию и послушать часовую экскурсию, а если вы захотите ознакомиться с Троицей, ее богатой историей, то сотрудники музея предложат совершить пешую прогулку-экскурсию. По предварительной заявке можно посмотреть спектакль по произведениям Каменского, поставленный режиссером
Е. В. Мальцевой.
Жизнь в доме-музее бьет ключом: так, 18 апреля здесь будет работать секция «Универсализм Василия Каменского в контексте мировой литературы и культуры» научно-практической конференции «Пограничные процессы в литературе и культуре», организованной кафедрой мировой литературы и культуры ПГУ.
 В доме-музее регулярно проводятся литературные гостиные. Для празднования юбилея поэта, которое состоится 17 апреля, как раз выбрана форма литературного вечера. Но так как Каменский был не только поэтом, но и драматургом, актером, художником, мы очень хотели бы объединить все творческие союзы города и всем вместе отправиться в Троицу. Всех сюрпризов вечера открывать пока не будем. Два главных подарка Пермского краевого музея гостям: новая книга и выставка. В день 125-летия Василия Васильевича Краевой музей в мемориальном доме-музея поэта презентует книгу Ивана Григорьевича Ежикова «Неизвестный Каменский», написанную по страницам неопубликованных дневников и писем Каменского. Второй подарок – предметы, которые будут размещены в отдельной витрине. У Василия Васильевича было много друзей, и даже сейчас, несмотря на годы, к нам в фонды продолжают поступать новые интересные материалы, поэтому мы решили сделать выставку новых поступлений и назвать ее «Неизвестный Каменский».

История дома
Основная часть дома, ныне известного как дом-музей В.В. Каменского, была построена в 1903—1904 годах троицким священником И.М. Богословским. При доме был большой огород (около 10 соток) и надворные постройки: сарай, три конюшни.
 В 1915 году в доме раз­местилась школа.
 В 1931-м дом и усадьбу передали В.В. Каменскому в пожизненное пользование.
 В 1947 году две трети дома были сданы в аренду под дом отдыха завода
им. Ф.Э. Дзержинского.
После переезда семьи
 В.В. Каменского в Сухуми в 1952 году дом в Троице был сдан под школу и квартиры. В 1961-м, после смерти В. Каменского, дом был передан райисполкому. Была произведена полная реконструкция, и дом перестроили под квартиры.
 В 1971 году было принято решение о создании в Троице дома-музея
 В.В. Каменского.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.