Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
13.04.2009
Про Медею и фаната «Зенита»

В первой половине весны в Перми случилась экспансия нового искусства – эпатировали превратившийся в музей речной вокзал неоднозначным «Евангельским проектом», художественная галерея – чтением более похожими на рэп стихов, а также Театр-Театр, приютивший под своей крышей фестиваль «Новая драма» с его рэп-драмами. Однако к вышеназванным потрясениям зритель был готов – события эти были задолго анонсированы и пропиарены. Неожиданно, без должного предупреждения и самым талантливым образом, к этому движению подключился театр оперы и балета – во время премьерного вечера современной хореографии балерины танцевали свои па под хип-хоп.


Премьеру «Медеи» в постановке Юрия Посохова и «Ринга» Алексея Мирошниченко ждали – балетные премьеры в последние годы случаются не чаще, чем раз в полгода (причем иногда полноценные премьеры заменяются обновлением старых спектаклей). Однако ожидания не были запредельными: далек наш зритель от современной хореографии – даже имя без всяких натяжек великого и всемирно признанного Баланчина прижилось в пермском сознании только благодаря усилиям театра опера и балета. Знают и Джерома Роббинса – его «Времена года» в исполнении пермской труппы как-никак получили «Золотую маску». Но уже Форсайта кроме специалистов вряд ли кто вспомнит.
Грустно удивлял тот факт, что обе постановки не новы: «Медею» Посохов поставил в 2004 году в балете Сан-Франциско, а «Ринг» появился впервые в Мариинке. Зато обе постановки хорошо запомнились публике и критике.
Первый балет – «Медея» – получился во многом ожидаемый: с хорошо выстроенным сюжетом, грамотной сценографией Юрия Жукова и великолепными актерскими работами – Юлии Манжелес и Роберта Габдуллина (во второй премьерный день танцевали Мершин и Наталья Моисеева). Изюминкой постановки стало появление «хора» – законы греческой трагедии требуют комментатора. Второе открытие спектакля лежит в музыкальной плоскости – «Медея» поставлена на концерт «Павана» Равеля: мало того, что произведение редко исполняемое (тем более с оркестром), да еще за роялем, перенесенным прямо в партер, играл специально приглашенный Овик Григорян. Именно идеальное попадание сюжета в музыку — главный плюс постановки, за который Посохову можно простить некоторую схематичность хореографии.
Второй одноактный балет вечера – «Ринг» Алексея Мирошниченко – стал сенсацией еще в прошлом году. До Перми его видели три раза в Мариинском театре, один – в «Комиссаржевке», два раза – в Баден-Бадене. Сенсационность его в том, что музыку к вполне классическому балету сочинили и исполнили мэтры российской электронной сцены Александр Зайцев, Илья Барамия, Сергей Галуненко и Михаил Феничев (текст) вместе — проект «2Н соmpany». Особенность – в совершенно новой для классической сцены пластике. Ценность – в способности удивлять и поместить современный контекст в область абстрактного искусства.
Балет идет фактически без декорации – обнаженное чрево театра, свисающие лампы и очерченный канатами квадрат – имитация боксерского ринга. Музыка тоже контрастировала с бархатным оформлением сцены академического театра — звучала скорее не музыка, а ритмическое сопровождение, в котором мешанина из шумов города, клубной музыки и хип-хопа перемешивается с рэпом.
Не заглянувшим в программку сюжет читался как метафора балетного закулисья – уроков, репетиций, постоянного противостояния артистов за место на сцене. Хотя на самом деле это история о фанате «Зенита», который вместо стадиона решил пойти на балет, а потом и весь мир попал в балетную лихорадку. Сюжет в «Ринге» вторичен, и это большой минус для большинства зрителей — отечественная балетная традиция предполагает развернутую и внятную историю со своей моралью.
Кроме центрального персонажа — рефери в образе мима-проказника (поистине «звездная» работа Тараса Товстюка), в «Ринге» не задуманы яркие индивидуальности – задача показать противоборствующую толпу их и не предполагает, сольных ролей фактически нет. Все танцовщики (а задействована была исключительно молодежь, нечасто получающая главные роли) продемонстрировали филигранную технику, способность осваивать самые рискованные формы танца. Так что в конечном итоге «Ринг» встряхнул не только публику, но и труппу.

ЦИТАТА
«Я не думаю, что это провокация. Это элементарное развитие. Мы же не можем быть законсервированы. Многие хореографы работали над преобразованием классического балета, но именно Баланчин определил его дальнейший вектор. Потом то же самое было с Форсайтом. Так и сейчас: по всему миру хореографы пытаются придумать, что дальше. Мы – как ученые: работаем над одной проблемой, скажем, над созданием водородной бомбы, – и кто быстрее справится. Нужна новая кровь, а откуда ее взять? Конечно, из современной культуры – это живое. И неплохо бы это в наш академизм привнести, а там посмотрим».
Алексей Мирошниченко
о «Ринге».

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.