Есть в театре такая сложная, и в общем – совершенно непонятная зрителю должность: заведующий труппой. Формально – администратор, связующая ниточка, объединяющая все театральные подразделения, а по сути – актерский «ночной сторож и скорая помощь» в одном лице. Самое смешное, что никто точно не знает, что это за профессия: на заведующих труппами нигде не учат, и, как правило, в эту профессию приходят люди, которые хорошо знают и любят театр. Как Галина Михайловна Чиминева, «вторая мама» Театра-Театра.
Для актера завтруппой – второй человек после режиссера. Для зрителя – человек незнакомый. Но без этой профессии театра бы просто не существовало. За будничным названием «заведующий труппой» скрывается, во-первых, масса официальных обязанностей: следить за занятостью актеров в репертуаре, за дисциплиной и временем репетиций, вести спектакль (организовывать репетиции, проверять готовность сцены), составлять графики занятости, налаживать контакты с приглашенными актерами. Есть еще и обязанности неформальные: защищать интересы актеров перед руководством, сглаживать конфликты, быть театральным психоаналитиком, советчиком и «мамой», создавая ту атмосферу, без которой творческие люди в полную силу работать и не смогут. Вот поэтому-то такой профессии нигде и не учат.
Деловые и душевные качества завтруппой во многом определяют атмосферу театра: вы знали, что Юрий Любимов на Таганке между актерством и режиссерством был заведующим труппой?.. Вообще-то заведующего труппой все должны бояться – в некоторых театрах так и происходит. Легендой стал заведующий труппой театра им. Вахтангова умнейший Исай Исаакович Спектр: все, от начинающих до народных, боялись его больше художественного руководителя и режиссеров: «В прошлые времена бывало так: завтруппой оставляет пальто на вешалке, актёры считают, что он где-то рядом, и ходят, что называется, на цыпочках – боятся, остерегаются встречи».
Театр – это судьба. Для кого-то это судьба актерская, для других – режиссерская. А у Галины Михайловны Чиминевой – судьба заведующего труппой. Для наведения порядка и дисциплины, пусть тебя никто в этом вопросе и не ограничивает, нужно иметь личный авторитет и немалую волю. А авторитетом в театре стать непросто. Работая только «кнутом и палкой», авторитета не наживешь. Тем более актеры – словно дети. Только взрослые. И к каждому нужно найти свой подход.
– Театр – это прежде всего коллективное творчество, которое предполагает жесткую дисциплину, – говорит Лидия Аникеева, актриса и подруга. – Мы с Галиной Михайловной давно дружим, но если я позволю себе, например, опаздывать, меня тут же «построят». Однако в нашем театре завтруппой никто не боится: она же никого не гоняет, матом не ругается! Зато «берёт» другим: профессионализмом, пониманием. Выработать собственную систему и сохранить любовь и уважение – на это способны немногие.
Плоды этой системы – добросовестное отношение к работе. Существует правило: за 45 минут до спектакля актер должен находиться в театре – и никто из актеров не позволяет себе рисковать и приходить впритык. И это тоже профессионализм.
После премьеры режиссер не всегда остается в театре, так что форс-мажор в текущем спектакле (актер заболел) – ложится на завтруппой. Если актер не занят в спектакле, он все равно обязан находиться в городе, на связи, чтобы его в любой момент можно было вызвать: «Поставят тебя на сцену, станут подсказывать текст, а ты должен делать красивое лицо и спасать театр» (Лидия Аникеева). Отпустить актера может только заведующий труппой.
Если режиссера ночью озарило, что на следующей день ему непременно нужна репетиция, то в первую очередь он звонит ей – Чиминевой.
А на гастролях одним администратором тоже не обойтись – нужен человек, который знает, кого с кем разместить, создать хорошую рабочую атмосферу.
– Все понимают, что если не будет такого человека, многое может развалиться. Не всякий захотел бы такую должность: она требует твердого характера. А ведь наша Галина Михайловна – замечательная милая женщина, душа компании, умная и начитанная. Она может и защитить актера, когда режиссеры загоняют нас в «пятый угол». Посмотришь на завтруппой или помощника режиссера и понимаешь: пусть я лучше буду артисткой. Хоть и ругают иногда, но моя ответственность – только перед собой, сценой и зрителем. У них уровень ответственности совсем другой: проследить за составом, рабочими, декорациями (чтобы вовремя подняли, открыли, передвинули, повернули круг)… Нужно много нервов и внимательности. Я желаю ей здоровья и терпения. Она необходимый для нас человек. Вторая мама в театре.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.