Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
26.03.2009
Медея в пуантах: Юрий Посохов создает в театре оперы

Театральный сезон в год Дягилевского фестиваля всегда насыщен необычными событиями, нестандартными постановками, экспериментами, а также новыми для пермяков, но известными в мире именами. Юрий Посохов – знаменитый солист Большого театра, а ныне хореограф – приехал в Пермь, чтоб поставить греческую трагедию «Медея». Дирижер-постановщик – Валерий Платонов, главные партии готовит добрая половина балетной труппы. В качестве «изюминки» премьеры – соло в исполнении специально приглашенного Овика Григоряна.


Раскрывать секреты постановки, а уж тем более сравнивать ее с чем бы то ни было Посохов отказался. Придется ждать премьеры. Впрочем, она состоится уже 27 марта. Зато охотно говорит о Перми. В творческой биографии Юрия Посохова Пермь фигурировала, пусть и негласно.
– Я в первый раз в Перми. Но столько лет хотел сюда приехать! Еще будучи артистом Большого театра, был наслышан о Перми, судьба меня сводила с замечательными партнершами, приехавшими в Москву из пермского училища… Я танцевал с Любой Кунаковой, Светой Смирновой, Галей Шляпиной. Алексей Боровик – мой давний друг. А сколько мы танцевали с Надей Павловой в Большом театре – не сосчитать. Я могу ей в ноги поклониться, она одна из гениальнейших балерин современности.
К слову, сейчас, просматривая галерею славы хореографического училища (колледжа), я чувствовал, что не чужой здесь человек и что попал в историю, которая связана и со мной тоже. Я пересекался со многими пермскими выпускниками, не зная, что они из Перми.
– Ваш главный педагог, Петр Пестов, тоже родом отсюда.
– У него в апреле юбилей – 80 лет. В Нью-Йорке в честь этой даты готовится гала-концерт, который состоится 23 апреля. Свои номера представят Алексей Ротманский, Володя Малахов, ожидается приезд Цискаридзе и многих других. Пестов воспитал невероятное количество имен русского балета. Некоторые даже, увы, уже ушли из жизни. Готовить такой концерт и страшно, и приятно… В любом случае, я с надеждой смотрю в этот день.
– Но почему концерт пройдет в Нью-Йорке, а скажем, не в Большом театре, которому Пестов отдал большую часть жизни?
– Сначала я тоже удивился. Люди, которые захотели организовать такой праздник, волею судеб теперь живут в Нью-Йорке. Удивительно, что в Москве никто подобной инициативы не проявил, хотя ученики Пестова – это был основной арсенал Большого театра. О Кшесинской и Нижинском здесь могут сделать вечер. А о людях, которые создавали сегодняшний день, забывают. Десятилетия должны показать, что этот человек заслужил быть на страницах истории балета, иначе о нем никто не вспомнит. Жалко…
Миф в кубе
– Юрий, в вашем активе – несколько хореографических постановок. Почему для Перми была выбрана именно «Медея», и кто предложил вам сотрудничество?
– Георгий Исаакян предложил мне обговорить возможность создания спектакля для Пермского театра оперы и балета, мы с ним встречались в Москве, а осенью я приезжал сюда смотреть труппу, после чего остановился именно на этом спектакле – он подходит по пластике. К тому же в русских балетных театрах есть тяга именно к драматическим спектаклям. Вот поэтому – «Медея».
Впервые я поставил этот спектакль в Сан-Франциско несколько лет назад, и он стал вторым в моей творческой карьере хореографа (первый – «Магриттомания» по мотивам картин датской художницы – прим. ред.). Я хотел сделать постановку в честь свое партнерши, которая покидала сцену, и примерно в это время мне попался фильм Ларса фон Триера «Медея». Он поразил меня так, что я не спал всю ночь. Мне захотелось непременно сделать «Медею» на балетной сцене. Проблема была с музыкой. Я не знал, что выбрать, до тех пор, пока мой друг, к сожалению, рано ушедший из жизни режиссер Юрий Борисов, не вручил мне диск с концертом Равеля. Послушав музыку, я понял, что весь сюжет «Медеи» идеально на нее ложится. Вот такая необъяснимая история. Волшебство.
– Антураж – костюмы, декорации – как-то будут отличаться от того, что вы делали в Сан-Франциско?
– Костюмы я привез оттуда. А декорации в 2002 году придумывал сам. Для пермского спектакля их делает Юрий Жуков, бывший танцовщик Мариинского театра, а ныне дизайнер, с которым мы сделали несколько спектаклей. В «Медее» вас ждет полный минимализм, мы стремились лишь очертить квадрат, в котором будет развертываться эта мифическая история.
– Кто будет танцевать Ясона и Медею на премьере?
– Это провокационный вопрос! Неприлично сейчас говорить на эту тему – вся моя театральная жизнь доказывает: всегда возможны изменения в последний момент.
– Кто вам помогает?
– Мы работаем с двумя педагогами-репетиторами, ассистент хореографа – Наталья Ахмарова. И вообще, все в театре мне помогают! Поэтому получается такой «живой» процесс. Я честно могу сказать, мне это очень нравится.
Балет – не яйца Фаберже
– Вы определили для себя стиль «Медеи»? Это будет скорее классика или современная хореография?
– Я вообще не понимаю разницы между современной хореографией и классической. Если мне кто-нибудь скажет, я вам отвечу на этот вопрос!
«Блудный сын» Баланчина – сделан почти сто лет назад, так почему его относят к современной хореографии?! Это больной вопрос для многих хореографов, которые, как и я, не понимают, почему вдруг навешивают подобные ярлыки. Это такой вопрос, который большого профессионала раздражает. Для меня все, что на пальцах, – это классический танец. Все остальное – модернизм, неоклассика – понятия относительные.
– Тем не менее проблема остается актуальной уже давно. По крайней мере с точки зрения привлечения публики: на вечерах современной хореографии ее на порядок меньше, чем на классическом «Лебедином озере».
– А на Западе, наоборот, больше любят современную хореографию. Все зависит от города. Просто есть общая проблема с балетным театром. Честно надо признать, что балетный театр отстает от оперы и от драматического театра. Особенно это заметно в России. Мы превратили балетный театр в музейный экспонат. На балет ходят посмотреть, что было создано два века назад. Прямо как на яйца Фаберже! Но театр – это искусство сегодняшнего дня. Если нет сегодняшнего театра – значит, его нет вообще, а есть музей. Это же очень живое искусство. И задача людей, работающих в театре, сделать так, чтобы он жил, создавал, творил. Для того чтобы спектакли остались «Лебединым», «Щелкунчиком», «Жизелью», а не умерли, как сотни других, нужна была каждо­дневная жизнь театра. А мы сегодня мало что создаем, но требуем гениальных спектаклей. А откуда они возьмутся, если ничего нового не происходит?! Крайне мало.
– Но утверждение «в области балета мы впереди планеты всей» живо и поныне.
– Это люди живут прошлым, что вообще свойственно характеру русского человека. После того как столетия покажут, что спектакль хороший, – его признают, а принять что-то новое уже сегодня – это трудно, этому надо учиться. Беда современных театров – они не учат зрителя. А его надо учить, привлекать, образовывать, объяснять, и тогда зритель будет жить в таком театре и пойдет на любой новый спектакль. И пусть потом скажет – сегодня был спектакль плохой, главное, он не сможет представить свое существование без театра.
Советские годы загубили целую плеяду новых хореографов… А русские хореографы – талантливейшие люди! В результате, сегодня услышав «современная хореография», мы взоры переводим на Запад. России же остается тешить себя нашим XIX веком… Причем очень подозрительным.
– Это еще почему?!
– Ну, все-таки Петипа, на которого мы все ссылаемся, был французом.
– Но ставил он в Императорском Мариинском театре.
– Работал за деньги. Но как хореограф сложился во Франции, в Россию его пригласили потом. Простите за сарказм, просто мне неприятны и непонятны все эти национальные деления в театре – «наш, не наш». Главное – талант. Хореографическое искусство не знает границ. Артист он и есть артист, вне зависимости от того, что у него написано в паспорте. А вот все театры – разные. И подходы разные, и условия работы артистов, и финансовая сторона – все разное. Поэтому каждый раз нужно смотреть, в чем нуждается конкретный театр.
Но вне зависимости от того, какой это театр, нужно беречь молодых артистов, создавать условия для хореографов, тогда появятся спектакли и будет создана новая история. А если мы ее не создаем, нам остается гордиться только славными именами прошлого. Без сегодняшних героев.

СПРАВКА
Юрий Посохов родился в Луганске, окончил Московскую государственную академию хореографии. Солировал в Большом театре. В течение 10 лет в его репертуар вошли главные партии в балетах П. Чайковского – «Лебединое озеро» (хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Григоровича), «Спящая красавица» (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича) и «Щелкунчик» (хореография Ю. Григоровича), партия Альберта в «Жизели» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Ромео («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича) и другие. Он стал первым исполнителем на сцене Большого театра заглавной партии в первом поставленном здесь балете Джорджа Баланчина – «Блудный сын» С. Прокофьева.
 В 1992 г. подписал контракт с Королевским Датским балетом, с 1994 г. стал премьером Балета Сан-Франциско. С конца 1990-х активно работает как хореограф.
 В 2002 г. он поставил балет «Проклятые» по мотивам трагедии Еврипида «Медея»; в 2003 г. стал соавтором Хельги Томассона в постановке полнометражного балета «Дон Кихот» Л. Минкуса; в 2004 г. поставил балет «Штудии в движении» на музыку А. Скрябина и для труппы Балет Орегона.
 В прошлом сезоне поставил «Золушку» для Большого театра, причем ввел нового персонажа – сказочника, прообраз Прокофьева.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.