Она, как говорят в таких случаях, дирижер от Бога: талантливая, волевая, статная, энергичная.
Она прекрасно чувствует людей. Она коммуникабельна, представительна, остроумна.
Лариса Петрова – профессор кафедры хорового дирижирования и сольного пения Пермского государственного педагогического университета, еще и член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). И это – не только веселая игра слов. Это – высокий статус.
Как, впрочем, и другие звания: заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва), лауреат премии в сфере культуры и искусства Пермского края.
Она уверенна и свободна в суждениях, органична и выразительна в работе с хором. Она словно запрограммирована на успех.
Ее окружение по жизни – студенты. Она обожает семью, своих детей и взрослых внуков. С годами все чаще, словно в шутку, добавляет к своим регалиям: «Мама ди-джея Smash». И с гордостью наблюдает за реакцией. Здесь – все понятно: быть мамой суперпопулярного в молодежной среде и успешного сына – счастье не меньшее, чем хоровые победы всероссийского и международного уровня. Генетика творчества – Лариса Алексеевна! Такие яркие предюбилейные кульминации: победа на международном конкурсе в Екатеринбурге, краевая премия в сфере культуры и искусства, премия Фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва) – явно не простое совпадение. Вы к этому стремились, и все состоялось! Вообще, успех можно запланировать? – Наверное, нет. Можно запланировать творческий путь. Просто у меня он – на crescendo. Я не могу сказать, что это кульминация, итог жизни, потому что хочу работать еще долго и плодотворно. Так получилось: жизненно-творческо-судьбоносный момент. – Лично вам свойственно планировать определенные вехи в профессии? – Для меня самое главное, чтобы в каждом поступке был результат. Кроме того, я человек ностальгический. Когда я пришла в профессию, в педагогику, то была уверена, что именно здесь буду работать всю жизнь. Но у судьбы – свой сценарий, и приходится выбирать иногда другие направления, не меняя сути. – Дирижерами, конечно, становятся. А может быть, и рождаются? – Творческая профессия – это всегда большой процент генетики. Как не вспомнить здесь родителей, которым судьба не предоставила в те годы возможности получить музыкальное образование.
Мой отец, будучи главным бухгалтером ОКБ завода Калинина в Перми, играл на всех инструментах, находившихся в доме. А их было как минимум семь, включая мандолину. Видимо, его способности, абсолютный слух и мне передались. Еще ребенком я понимала, что математика – это не мое. Но и русский с литературой преподавать не хотела.
Мама, главный терапевт области, настаивала на медицине. А я, опираясь на папину поддержку, собралась поступать в музыкальное училище. Решающим аргументом были слова моей подруги, уже студентки: «Иди к нам на дирижерско-хоровое отделение. Здесь ничего делать не надо, нужен лишь слух и немножко – голос». Я легко сдала экзамены, и только потом мы с папой сообщили об этом маме. Процесс пошел.
Здесь надо отдельной строкой сказать о моем обучении в этом главном для меня учебном заведении. У меня были блестящие педагоги, те, кто направлял развитие хорового движения в Перми и области: з.р.к. РФ Тамара Петровна Редько, з.р.к. РФ Рея Васильевна Котова, з.р.к. РФ Юрий Николаевич Пучков. В нашем деле ведь мало самому быть специалистом, надо увлечь учеников, зарядить их энергетикой своего дела, чтобы пошли в профессию. Они, мои учителя, это делать умели.
Тогда в Пермь и в училище приезжали величайшие деятели отечественной хоровой культуры: и Александр Юрлов, и Владимир Минин, и другие. Это такой профессионализм и такая жертвенность, что многие студенты пошли за своими педагогами в профессию не глядя.
Я поступила в Ленинградскую консерваторию, но обучалась в ее филиале в Карелии, в Петрозаводске. И там мне повезло: моим педагогом был з. д.и. РФ, теперь профессор в Санкт-Петербурге, Станислав Николаевич Легков. Два года назад я дирижировала на юбилее маэстро его камерным хором, наряду с выпускниками из Канады и Кореи. – Расставим акценты: какие вехи собственного пути кажутся вам наиболее значимыми? – Училище, консерватория, возвращение в alma mater, открытие института культуры, камерный хор, педуниверситет. Был и период «безвоздушного пространства»: не всегда все складывается гладко. – Каков, на ваш взгляд, идеальный набор качеств для профессии? – Для начала – желание научиться. Далее – воля, характер, слух, вокальные данные, умение слышать партитуру, выстроить исполнительскую концепцию. Поступаем-то мы учиться с минимальным багажом. Все остальное приходит с годами. Важно, конечно, уметь общаться с людьми. Но главное – стремиться стать личностью. Иначе тебе не поверят и за тобой не пойдут. – В вашей судьбе – несколько хоровых коллективов. В каждом – свой стиль работы. Где была наиболее полная реализация? – Профессиональный комфорт и ощущение счастья возникали не однажды. Это было в камерном хоре, где я работала в качестве ассистента-стажера в первые годы существования коллектива. Тембры, краски смешанного хора – большие возможности создавать музыку. А еще – выступление на сцене Ленинградской хоровой капеллы с женским хором студентов ПГИИК. Дело, собственно, не в составе хора, а в качестве, в результате. Никогда у меня не было ни одного восклицательного знака после концерта. Я всегда сомневалась. Перед концертом, наверное, каждый музыкант не спит, прокручивая все произведения не по одному разу. А после выступления понимаешь: могло быть лучше! Полезны аудио- и видеозаписи. При этом на сцене, «через уши», всё сам ощущаешь, и очень точно. «Рацио» и эмоции в исполнительстве должны быть на равных. С годами я стала на сцене больше контролировать процесс, отходя от лишнего волнения и эмоций. – Вы были главным хормейстером города, много работали в жюри. Ваш взгляд на современную хоровую культуру Перми. Что радует? Что тревожит? – Радует, что есть более молодое поколение дирижеров, что все прорастает в учениках. Хоровые студии, музыкальные школы, профессиональные коллективы – везде ученики. И многие не уступают нам по уровню подготовки. Опыт же придет с годами. Беспокоит то, что меньше становится условий для создания новых коллективов. Старые еще карабкаются, хотя самодеятельность практически исчезает. «Воспитывать учителя – миссия» – Как вам удается побеждать со студенческим хором в крупных конкурсах? – Когда ты чувствуешь, что учебный коллектив переходит на уровень концертного, ты можешь себе позволить повезти его на конкурс. А какова уже будет степень признания – зависит и от жюри, и от многих обстоятельств. Важно, чтобы руководство, в нашем случае – вуза, понимало: это надо студентам, чтобы они полюбили свою профессию. Концерты на фестивалях и конкурсах – возможность слушать не только свой коллектив, но и представлять себе уровень российских и зарубежных хоров. Для меня бесценно, что наш ректор, профессор Андрей Константинович Колесников, физик и математик, выросший в интеллигентной семье, связанной с музыкой, считает – и часто повторяет, что студенты из всего процесса обучения запомнят, быть может, более всего именно поездки на конкурсы и выступления в концертах. – Вы с такой теплотой и заботой относитесь к участникам вашего вузовского женского академического хора. Чем они вам дороги? – Они – словно собственные дети. У нас очень доверительные отношения. Они часто говорят, что объединяет нас любовь друг к другу, к музыке, к нашему делу. Для нас общение вместе с пением – удовольствие. Хоровой класс – звуковая лаборатория. Мы пробуем разные жанры, разные варианты исполнения, понимая, что творчество – это сиюминутность, потом все может быть по-другому, и тоже интересно. Студенты в хоре меняются, но отношение к занятиям, традиции остаются. И когда они увлечены, когда горят глаза, это дорогого стоит. Это – результативность педагогического труда. – Какое значение занятия в хоровом классе имеют для формирования будущих специалистов с профессией «учитель музыки»? – Здесь нужен целый комплекс качеств: вокал, ансамблевое пение, игра на инструменте, владение мыслью и словом, артистизм. Опять же умение вести за собой коллектив. Все это воспитывается в хоровом классе. Все группы здесь сливаются в единый коллектив. Остальные виды искусства, кроме оркестра, почти монологичны. Мне кажется, хоровые коллективы – самые теплые. Через пение, через душу. – Учитель музыки: каково сегодня его место в социуме? – Потенциально – очень важное. К сожалению, сегодня не все после обучения приходят в профессию. И причины здесь – серьезные. Если зарплата учителя не соответствует прожиточному уровню, молодые специалисты вынуждены менять сферу деятельности.
Кроме того, сейчас в школе внимание сосредоточено совсем не на наших предметах. Приходится искать формы привлечения будущих студентов. У нас в вузе, к примеру, работает лицей для старшеклассников, ведется активная профориентационная деятельность. Есть и обратная связь с выпускниками: встречи, конференции, другие виды общения. Все это – под патронажем декана факультета музыки, профессора Владимира Ильича Адищева. – Есть ли у вас ощущение, что абитуриенты и студенты становятся менее интересными по профессиональным качествам? – Хотелось бы этого не замечать, но тенденция существует: и по свойствам певческих голосов, и по владению ими, и, может быть, даже по интеллектуальному запасу. А главное, меньше людей, которые точно знают, что пошли в свою профессию. Меньше ярких личностей. Наша миссия – уметь «сделать конфетку», довести учеников до экзамена только на «хорошо» и «отлично». Я счастливый педагог. В моем классе уход из профессии – редчайший случай. – А какова здесь роль семьи? – Огромная. Воспитание – это миссия. И об этом надо думать всегда. – Ваших собственных детей, дочь и сына, вы сумели приобщить к творчеству… – Да, оба получили начальное музыкальное образование. Учились с удовольствием в третьей музыкальной школе, которую окончила и я. Общались с великолепными педагогами: з.р.к. РФ Ириной Дмитриевной Колесниковой, з.р.к. РФ Ольгой Ивановной Московченко. Внуки поступили в Хоровую капеллу, но ненадолго. Мудрый педагог мне сказала: «Девочек надо учить музыке всех, а мальчиков – только талантливых». В итоге английская школа взяла верх. Пристрастия моих 17-летних внуков-двойняшек – гуманитарные: иностранные языки и киноведение. Но музыку любят. Формула успеха: взгляд мамы – Ваш сын, суперизвестный в молодежной среде DJ SMASH, он же Андрей Ширман – в иной звуковой сфере. Как вы относитесь к этой профессии и к его собственному музыкальному творчеству? – Андрей уехал в Москву в 18 лет, и семья тогда потеряла покой. Слишком уж смелым был шаг. Прошло 8 лет. Он состоялся. Он успешен. И мы все этому рады. – То, чем он занимается, – «клубная» музыка. Чем она вам интересна? – Мы с мужем – оба музыканты, и оба – люди современные. Синтезатор и прочее – для нас это всегда было близко. Мы гордимся успехами сына, наградами на MTV: «Дебют года», «Клип года», премия «Матрешки», которую ему вручали Лариса Долина и Валерия. В «Песне года» его поздравляла Пугачева. Все это – огромная работа.
А пробовать писать он начал еще подростком в Перми. Тогда же и к бизнесу прикоснулся, продавая диски. Не очень в юности пускал в свою сферу, и мы еще не знали, что увлечение вырастет в профессию. Выбор он сделал сам. Характер у него решительный, творческий. Личность, как мне кажется, неординарная. Мне он интересен как музыкант, а еще – и как клипмейкер, как продюсер. – Для него важна родительская оценка? – Слава богу, да. Он звонит, как только что-то появляется в телеэфире, в прессе. Ему интересно наше мнение. – А как вы, будучи профессором музыки в академической сфере, оцениваете это явление – клубную музыку? – Часто мне об этом рассказывают студенты, задают вопросы. Им все нравится. В этой субкультуре – свой стиль. И далеко не всегда это «музыка для ног». Здесь много красок, фантазии. Я не увлекаюсь аналитикой. И если мне нравится музыка, я оцениваю по принципу – «верю!» Чем больше слушаю, тем чаще нахожу новые детали, возникают новые ощущения. В автомобиле у нас – только музыка сына. Композицию «Эти лучшие песни», из нового диска, которую Андрей поет сам, я, пожалуй, люблю особенно. – Каково это: быть мамой молодого и столь известного деятеля сферы шоу-бизнеса? – Когда я работаю в жюри, и в завершение перечисления регалий добавляется «мама DJ Smasha», в студенческих аудиториях – всегда овации, громкие приветствия. И это своего рода «добро» на право оценивать молодых. Я рада, что у сына – своя ниша в современном искусстве. Он – многогранный. Он вписался в наше время. Думаю, и дальше может найти себя в разных, самых неожиданных направлениях. – Как вырастить ребенка самостоятельного и успешного? Или это воля судьбы? – Судьба, карма – я в это верю. Но не бывает ничего случайного. И я, конечно, знаю ответ на вопрос: надо просто очень любить детей. Любовью созидательной, доброй, дружеской. И чем дальше, тем более на «creschendo», на усилении этих чувств, на позитиве, на вере. Тогда все получится!
Справка:
Петрова Лариса Алексеевна Выпускница ДМШ № 3
Выпускница Пермского музыкального училища (1968)
Выпускница Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (1973)
Преподаватель Пермского музыкального училища (1973—1975)
Преподаватель, доцент ПГИИК (19 лет)
Главный хормейстер Уральского государственного камерного хора (1994—2001)
Главный хормейстер Перми
Доцент, профессор ПГПУ (с 2003 года)
Муж – профессиональный музыкант, занимается административной деятельностью
Дочь Екатерина – креативный директор творческого агентства
Сын Андрей – аспирант, DJ (Москва)
Блиц Любимое время года: весна.
Стиль одежды: классика, с оттенком экстравагантности.
Цветовая гамма: черно-белая.
Любимое блюдо собственного приготовления: салаты непредсказуемых сочетаний.
Вид домашней одежды: в свободном полете.
Варианты отдыха: Я – «рыба». Поэтому – море, корабль; бассейн – плавание.
Книга на досуге: стихи русских поэтов с музыкальной интонацией.
Привлекательный театральный жанр: хоровой театр.
Любимый телеканал: Муз-ТВ, MTV – там, где показывают моего сына.
Слова похвалы: У нас это получилось!
Мнение: Андрей Константинович Колесников, профессор, ректор ПГПУ Лариса Алексеевна – великолепный профессионал и замечательный организатор. При ценности сочетания этих двух качеств есть еще и то, что случается редко: жизненный и сценический кураж. Все это заметно выделяет ее из профессионального сообщества.
Что касается академического женского хора ПГПУ, которым руководит профессор Лариса Петрова, я убежден: чем больше победных конкурсов будет в жизни факультета музыки, тем полнее у студентов будет впечатление от образования, тем богаче станет их духовный мир.
И сам по себе хор как команда, как коллектив, и концертно-просветительская деятельность в Перми и крае – все это очень важно для профессионального и личностного становления выпускников нашего вуза.
Мнение: О победе женского академического хора ПГПУ на IV Международном конкурсе-фестивале детских и юношеских хоров «Рождество в России». 5—9 января, 2009 год, Екатеринбург (две тысячи участников), диплом лауреата I степени Дэвид О. Кастонгуэй (США), директор хоровой деятельности университета г. Рэдфорда, профессор: «Большая радость от встречи с талантливыми хормейстерами, с хорошим качеством хорового звучания». Питер Дейвис (Великобритания), директор Международного хорового фестиваля, руководитель молодежного хора г. Корнуэлла, профессор: «Тот оптимизм, с которым относятся руководители хоров к своему делу, и то, что их кризис не пугает, – это все мне пришлось по душе». Петр Стражников, замминистра культуры Свердловской области: «Особое чувство гордости за тех педагогов, которые, несмотря ни на что, продолжают воспитывать детей и молодежь на высочайших образцах культуры».
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.