Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
12.03.2009
Лариса Петрова: юбилейное «crescendo»

Она, как говорят в таких случаях, дирижер от Бога: талантливая, волевая, статная, энергичная.


Она прекрасно чувствует людей. Она коммуникабельна, представительна, остроумна.
Лариса Петрова – профессор кафедры хорового дирижирования и сольного пения Пермского государственного педагогического университета, еще и член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург). И это – не только веселая игра слов. Это – высокий статус.
Как, впрочем, и другие звания: заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии Фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва), лауреат премии в сфере культуры и искусства Пермского края.
Она уверенна и свободна в суждениях, органична и выразительна в работе с хором. Она словно запрограммирована на успех.
Ее окружение по жизни – студенты. Она обожает семью, своих детей и взрослых внуков. С годами все чаще, словно в шутку, добавляет к своим регалиям: «Мама ди-джея Smash». И с гордостью наблюдает за реакцией. Здесь – все понятно: быть мамой суперпопулярного в молодежной среде и успешного сына – счастье не меньшее, чем хоровые победы всероссийского и международного уровня.
Генетика творчества
– Лариса Алексеевна! Такие яркие предюбилейные кульминации: победа на международном конкурсе в Екатеринбурге, краевая премия в сфере культуры и искусства, премия Фонда «Русское исполнительское искусство» (Москва) – явно не простое совпадение. Вы к этому стремились, и все состоялось! Вообще, успех можно запланировать?
– Наверное, нет. Можно запланировать творческий путь. Просто у меня он – на crescendo. Я не могу сказать, что это кульминация, итог жизни, потому что хочу работать еще долго и плодотворно. Так получилось: жизненно-творческо-судьбоносный момент.
– Лично вам свойственно планировать определенные вехи в профессии?
– Для меня самое главное, чтобы в каждом поступке был результат. Кроме того, я человек ностальгический. Когда я пришла в профессию, в педагогику, то была уверена, что именно здесь буду работать всю жизнь. Но у судьбы – свой сценарий, и приходится выбирать иногда другие направления, не меняя сути.
– Дирижерами, конечно, становятся. А может быть, и рождаются?
– Творческая профессия – это всегда большой процент генетики. Как не вспомнить здесь родителей, которым судьба не предоставила в те годы возможности получить музыкальное образование.
Мой отец, будучи главным бухгалтером ОКБ завода Калинина в Перми, играл на всех инструментах, находившихся в доме. А их было как минимум семь, включая мандолину. Видимо, его способности, абсолютный слух и мне передались. Еще ребенком я понимала, что математика – это не мое. Но и русский с литературой преподавать не хотела.
Мама, главный терапевт области, настаивала на медицине. А я, опираясь на папину поддержку, собралась поступать в музыкальное училище. Решающим аргументом были слова моей подруги, уже студентки: «Иди к нам на дирижерско-хоровое отделение. Здесь ничего делать не надо, нужен лишь слух и немножко – голос». Я легко сдала экзамены, и только потом мы с папой сообщили об этом маме. Процесс пошел.
Здесь надо отдельной строкой сказать о моем обучении в этом главном для меня учебном заведении. У меня были блестящие педагоги, те, кто направлял развитие хорового движения в Перми и области: з.р.к. РФ Тамара Петровна Редько, з.р.к. РФ Рея Васильевна Котова, з.р.к. РФ Юрий Николаевич Пучков. В нашем деле ведь мало самому быть специалистом, надо увлечь учеников, зарядить их энергетикой своего дела, чтобы пошли в профессию. Они, мои учителя, это делать умели.
Тогда в Пермь и в училище приезжали величайшие деятели отечественной хоровой культуры: и Александр Юрлов, и Владимир Минин, и другие. Это такой профессионализм и такая жертвенность, что многие студенты пошли за своими педагогами в профессию не глядя.
Я поступила в Ленинградскую консерваторию, но обучалась в ее филиале в Карелии, в Петрозаводске. И там мне повезло: моим педагогом был  з. д.и. РФ, теперь профессор в Санкт-Петербурге, Станислав Николаевич Легков. Два года назад я дирижировала на юбилее маэстро его камерным хором, наряду с выпускниками из Канады и Кореи.
– Расставим акценты: какие вехи собственного пути кажутся вам наиболее значимыми?
– Училище, консерватория, возвращение в alma mater, открытие института культуры, камерный хор, педуниверситет. Был и период «безвоздушного пространства»: не всегда все складывается гладко.
– Каков, на ваш взгляд, идеальный набор качеств для профессии?
– Для начала – желание научиться. Далее – воля, характер, слух, вокальные данные, умение слышать партитуру, выстроить исполнительскую концепцию. Поступаем-то мы учиться с минимальным багажом. Все остальное приходит с годами. Важно, конечно, уметь общаться с людьми. Но главное – стремиться стать личностью. Иначе тебе не поверят и за тобой не пойдут.
– В вашей судьбе – несколько хоровых коллективов. В каждом – свой стиль работы. Где была наиболее полная реализация?
– Профессиональный комфорт и ощущение счастья возникали не однажды. Это было в камерном хоре, где я работала в качестве ассистента-стажера в первые годы существования коллектива. Тембры, краски смешанного хора – большие возможности создавать музыку. А еще – выступление на сцене Ленинградской хоровой капеллы с женским хором студентов ПГИИК. Дело, собственно, не в составе хора, а в качестве, в результате. Никогда у меня не было ни одного восклицательного знака после концерта. Я всегда сомневалась. Перед концертом, наверное, каждый музыкант не спит, прокручивая все произведения не по одному разу. А после выступления понимаешь: могло быть лучше! Полезны аудио- и видеозаписи. При этом на сцене, «через уши», всё сам ощущаешь, и очень точно. «Рацио» и эмоции в исполнительстве должны быть на равных. С годами я стала на сцене больше контролировать процесс, отходя от лишнего волнения и эмоций.
– Вы были главным хормейстером города, много работали в жюри. Ваш взгляд на современную хоровую культуру Перми. Что радует? Что тревожит?
– Радует, что есть более молодое поколение дирижеров, что все прорастает в учениках. Хоровые студии, музыкальные школы, профессиональные коллективы – везде ученики. И многие не уступают нам по уровню подготовки. Опыт же придет с годами. Беспокоит то, что меньше становится условий для создания новых коллективов. Старые еще карабкаются, хотя самодеятельность практически исчезает.
«Воспитывать учителя – миссия»
– Как вам удается побеждать со студенческим хором в крупных конкурсах?
– Когда ты чувствуешь, что учебный коллектив переходит на уровень концертного, ты можешь себе позволить повезти его на конкурс. А какова уже будет степень признания – зависит и от жюри, и от многих обстоятельств. Важно, чтобы руководство, в нашем случае – вуза, понимало: это надо студентам, чтобы они полюбили свою профессию. Концерты на фестивалях и конкурсах – возможность слушать не только свой коллектив, но и представлять себе уровень российских и зарубежных хоров. Для меня бесценно, что наш ректор, профессор Андрей Константинович Колесников, физик и математик, выросший в интеллигентной семье, связанной с музыкой, считает – и часто повторяет, что студенты из всего процесса обучения запомнят, быть может, более всего именно поездки на конкурсы и выступления в концертах.
– Вы с такой теплотой и заботой относитесь к участникам вашего вузовского женского академического хора. Чем они вам дороги?
– Они – словно собственные дети. У нас очень доверительные отношения. Они часто говорят, что объединяет нас любовь друг к другу, к музыке, к нашему делу. Для нас общение вместе с пением – удовольствие. Хоровой класс – звуковая лаборатория. Мы пробуем разные жанры, разные варианты исполнения, понимая, что творчество – это сиюминутность, потом все может быть по-другому, и тоже интересно. Студенты в хоре меняются, но отношение к занятиям, традиции остаются. И когда они увлечены, когда горят глаза, это дорогого стоит. Это – результативность педагогического труда.
– Какое значение занятия в хоровом классе имеют для формирования будущих специалистов с профессией «учитель музыки»?
– Здесь нужен целый комплекс качеств: вокал, ансамблевое пение, игра на инструменте, владение мыслью и словом, артистизм. Опять же умение вести за собой коллектив. Все это воспитывается в хоровом классе. Все группы здесь сливаются в единый коллектив. Остальные виды искусства, кроме оркестра, почти монологичны. Мне кажется, хоровые коллективы – самые теплые. Через пение, через душу.
– Учитель музыки: каково сегодня его место в социуме?
– Потенциально – очень важное. К сожалению, сегодня не все после обучения приходят в профессию. И причины здесь – серьезные. Если зарплата учителя не соответствует прожиточному уровню, молодые специалисты вынуждены менять сферу деятельности.
Кроме того, сейчас в школе внимание сосредоточено совсем не на наших предметах. Приходится искать формы привлечения будущих студентов. У нас в вузе, к примеру, работает лицей для старшеклассников, ведется активная профориентационная деятельность. Есть и обратная связь с выпускниками: встречи, конференции, другие виды общения. Все это – под патронажем декана факультета музыки, профессора Владимира Ильича Адищева.
– Есть ли у вас ощущение, что абитуриенты и студенты становятся менее интересными по профессиональным качествам?
– Хотелось бы этого не замечать, но тенденция существует: и по свойствам певческих голосов, и по владению ими, и, может быть, даже по интеллектуальному запасу. А главное, меньше людей, которые точно знают, что пошли в свою профессию. Меньше ярких личностей. Наша миссия – уметь «сделать конфетку», довести учеников до экзамена только на «хорошо» и «отлично». Я счастливый педагог. В моем классе уход из профессии – редчайший случай.
– А какова здесь роль семьи?
– Огромная. Воспитание – это миссия. И об этом надо думать всегда.
– Ваших собственных детей, дочь и сына, вы сумели приобщить к творчеству…
– Да, оба получили начальное музыкальное образование. Учились с удовольствием в третьей музыкальной школе, которую окончила и я. Общались с великолепными педагогами: з.р.к. РФ Ириной Дмитриевной Колесниковой, з.р.к. РФ Ольгой Ивановной Московченко. Внуки поступили в Хоровую капеллу, но ненадолго. Мудрый педагог мне сказала: «Девочек надо учить музыке всех, а мальчиков – только талантливых». В итоге английская школа взяла верх. Пристрастия моих 17-летних внуков-двойняшек – гуманитарные: иностранные языки и киноведение. Но музыку любят.
Формула успеха: взгляд мамы
– Ваш сын, суперизвестный в молодежной среде DJ SMASH, он же Андрей Ширман – в иной звуковой сфере. Как вы относитесь к этой профессии и к его собственному музыкальному творчеству?
– Андрей уехал в Москву в 18 лет, и семья тогда потеряла покой. Слишком уж смелым был шаг. Прошло 8 лет. Он состоялся. Он успешен. И мы все этому рады.
– То, чем он занимается, – «клубная» музыка. Чем она вам интересна?
– Мы с мужем – оба музыканты, и оба – люди современные. Синтезатор и прочее – для нас это всегда было близко. Мы гордимся успехами сына, наградами на MTV: «Дебют года», «Клип года», премия «Матрешки», которую ему вручали Лариса Долина и Валерия. В «Песне года» его поздравляла Пугачева. Все это – огромная работа.
А пробовать писать он начал еще подростком в Перми. Тогда же и к бизнесу прикоснулся, продавая диски. Не очень в юности пускал в свою сферу, и мы еще не знали, что увлечение вырастет в профессию. Выбор он сделал сам. Характер у него решительный, творческий. Личность, как мне кажется, неординарная. Мне он интересен как музыкант, а еще – и как клипмейкер, как продюсер.
– Для него важна родительская оценка?
– Слава богу, да. Он звонит, как только что-то появляется в телеэфире, в прессе. Ему интересно наше мнение.
– А как вы, будучи профессором музыки в академической сфере, оцениваете это явление – клубную музыку?
– Часто мне об этом рассказывают студенты, задают вопросы. Им все нравится. В этой субкультуре – свой стиль. И далеко не всегда это «музыка для ног». Здесь много красок, фантазии. Я не увлекаюсь аналитикой. И если мне нравится музыка, я оцениваю по принципу – «верю!» Чем больше слушаю, тем чаще нахожу новые детали, возникают новые ощущения. В автомобиле у нас – только музыка сына. Композицию «Эти лучшие песни», из нового диска, которую Андрей поет сам, я, пожалуй, люблю особенно.
– Каково это: быть мамой молодого и столь известного деятеля сферы шоу-бизнеса?
– Когда я работаю в жюри, и в завершение перечисления регалий добавляется «мама DJ Smasha», в студенческих аудиториях – всегда овации, громкие приветствия. И это своего рода «добро» на право оценивать молодых. Я рада, что у сына – своя ниша в современном искусстве. Он – многогранный. Он вписался в наше время. Думаю, и дальше может найти себя в разных, самых неожиданных направлениях.
– Как вырастить ребенка самостоятельного и успешного? Или это воля судьбы?
– Судьба, карма – я в это верю. Но не бывает ничего случайного. И я, конечно, знаю ответ на вопрос: надо просто очень любить детей. Любовью созидательной, доброй, дружеской. И чем дальше, тем более на «creschendo», на усилении этих чувств, на позитиве, на вере. Тогда все получится!

Справка:
Петрова Лариса Алексеевна
Выпускница ДМШ № 3 
Выпускница Пермского музыкального училища (1968)
Выпускница Петрозаводского филиала Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова (1973)
Преподаватель Пермского музыкального училища (1973—1975)
Преподаватель, доцент ПГИИК (19 лет)
Главный хормейстер Уральского государственного камерного хора (1994—2001)
Главный хормейстер Перми
Доцент, профессор ПГПУ (с 2003 года)
Муж – профессиональный музыкант, занимается административной деятельностью
Дочь Екатерина – креативный директор творческого агентства
Сын Андрей – аспирант, DJ (Москва)

Блиц
Любимое время года: весна.
Стиль одежды: классика, с оттенком экстравагантности.
Цветовая гамма: черно-белая.
Любимое блюдо собственного приготовления: салаты непредсказуемых сочетаний.
Вид домашней одежды: в свободном полете.
Варианты отдыха: Я – «рыба». Поэтому – море, корабль; бассейн – плавание.
Книга на досуге: стихи русских поэтов с музыкальной интонацией.
Привлекательный театральный жанр: хоровой театр.
Любимый телеканал: Муз-ТВ, MTV – там, где показывают моего сына.
Слова похвалы: У нас это получилось!

Мнение:
Андрей Константинович Колесников, профессор, ректор ПГПУ
Лариса Алексеевна – великолепный профессионал и замечательный организатор. При ценности сочетания этих двух качеств есть еще и то, что случается редко: жизненный и сценический кураж. Все это заметно выделяет ее из профессионального сообщества.
Что касается академического женского хора ПГПУ, которым руководит профессор Лариса Петрова, я убежден: чем больше победных конкурсов будет в жизни факультета музыки, тем полнее у студентов будет впечатление от образования, тем богаче станет их духовный мир.
И сам по себе хор как команда, как коллектив, и концертно-просветительская деятельность в Перми и крае – все это очень важно для профессионального и личностного становления выпускников нашего вуза.

Мнение:
О победе женского академического хора ПГПУ на IV Международном конкурсе-фестивале детских и юношеских хоров «Рождество в России». 5—9 января, 2009 год, Екатеринбург (две тысячи участников), диплом лауреата I степени
Дэвид О. Кастонгуэй (США), директор хоровой деятельности университета  г. Рэдфорда, профессор:
«Большая радость от встречи с талантливыми хормейстерами, с хорошим качеством хорового звучания».
Питер Дейвис (Великоб­ритания), директор Между­народного хорового фестиваля, руководитель молодежного хора  г. Корнуэлла, профессор:
«Тот оптимизм, с которым относятся руководители хоров к своему делу, и то, что их кризис не пугает, – это все мне пришлось по душе».
Петр Стражников, замминистра культуры Свердловской области:
«Особое чувство гордости за тех педагогов, которые, несмотря ни на что, продолжают воспитывать детей и молодежь на высочайших образцах культуры».

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.