Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
12.03.2009
Трагедия несовпадений

Свершилось! На сцене Пермского государственного театра оперы и балета им. П.И. Чайковского – наконец долгожданная премьера «Отелло»: без мишуры, псевдоосовременивания и новомодных штучек, к которым мы так привыкли. Музыкальная постановка стала классической, но вместе с тем оригинальной трактовкой трагедии, предложенной московским режиссером-постановщиком, заслуженным деятелем искусств России Владимиром Петровым и почетным членом академии художеств Юрием Купером. Ее Величество Оперу великого мастера Джузеппе Верди пермяки услышали уже 26 февраля.


«Отелло» – одна из поздних и сложнейших опер Верди. За воплощение этого шедевра на сцене берутся немногие. Подобрать ключ к нему не так просто. Сложно найти подходящий состав исполнителей, к голосам которых Верди предъявляет огромные требования. Вокальная сложность партий обусловлена стремлением композитора через музыкальные сцены передать характеры героев. Но главное – необычайно трудно создать не просто оперу, а музыкальную трагедию.
На эти запросы в Пермском театре оперы и балета на сей раз постарался ответить драматический режиссер – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Владимир Петров (по иронии судьбы последняя постановка «Отелло» на пермской сцене в 1987 году была сделана также режиссером по фамилии Петров – Юрием).
Работа над постановкой длилась в течение нескольких месяцев. Несколько раз премьера спектакля откладывалась и переносилась по техническим причинам. Одной из причин переноса премьеры была затянувшаяся подготовка уникальных «одежд» сцены. Осенью было показано концертное исполнение «Отелло», а сценическую версию с потрясающими костюмами и декорациями пермяки смогли увидеть только в феврале.
Но долгое ожидание того стоило.
Во-первых, гениален, глобален сам материал постановки. Опера «Отелло» – признанная вершина вердиевского театра. Более того, в основе ее лежит одна из трагедий другого мастера мирового масштаба – Вильяма Шекспира. Кстати, Верди долгое время не соглашался браться за создание оперы, боясь не подняться на высоту, достигнутую боготворимым им английским драматургом. Но либреттист Арриго Бойто убедил композитора взяться за сочинение. В создании либретто «Отелло» Верди принадлежала ведущая роль, по его указаниям Бойто несколько раз менял план, заново переписывал целые сцены. В стройном по композиции, сжатом, действенном либретто «Отелло» счастливым образом сочетались верность духу шекспировской трагедии с теми характерными деталями, которые определяют чисто музыкальное впечатляющее воздействие. Триумфальная премьера «Отелло» состоялась 5 февраля 1887 года в Милане.
Во-вторых, постановка действительно поражает. Работа режиссера Владимира Петрова и художника Юрия Купера, после последних громких премьер театра – «Травиаты» и «Христоса», кажется событием иного толка. Именитые мастера вернули на сцену классическую оперу: с трагическими героями шекспировских времен, страстями; пышными костюмами и живописными декорациями все тех же староанглийских веков. Кстати, опера исполняется на классическом итальянском языке с русскими субтитрами. Художественный руководитель театра Георгий Исаакян назвал постановку оперой большого стиля. Причем классика стиля совсем не мешает говорить об «Отелло» как об абсолютно авторском спектакле.
Владимир Петров ставил не просто историю любви и ревности, ненависти и зависти, как предполагает классическая трактовка. «это еще и история несовпадений культурных, ментальных, религиозных, – рассказал режиссер в интервью. – Ненависть Яго к Отелло, ее глубинная основа, зиждется не только на том, что Яго, по его мнению, обошли по службе. Корни этой ненависти – в отсутствии терпимости к иной вере, цвету кожи. К удачливости представителя другой, чуждой культуры.
Отелло начинает подозревать свою юную супругу в измене, потому что подсознательно чувствует: Кассио гораздо ближе его жене и по происхождению, и по вере, и по годам, и по воспитанию. Поэтому Отелло так скоро верит Яго. Последним событием, приведшим к необратимым последствиям, стал отзыв Отелло в Венецию. Его преемником на Кипре назначен Кассио. И воспаленный мозг Отелло рождает „понимание“ происходящего: Дездемона любит Кассио! Это она сделала все для того, чтобы никто больше не помешал ее воссоединению с возлюбленным. Но как вероломно она лгала!.. В результате – гибель двух совершенно невинных людей, ставших жертвой ненависти, зависти, ментальных несовпадений».
Драматический режиссер своей главной задачей в работе над спектаклем посчитал выстраивание взаимоотношений между участниками трагедии, достижение психологической достоверности действия, с опорой (естественно и непреложно) на музыкальную эмоциональность великой оперы Верди.
 В итоге таки получилась музыкальная трагедия, поражающая правдивостью и глубиной воплощения человеческих характеров. Артисты не только исполняют оперные партии, но и режиссерскую волю – глубоко, подлинно существуют в драматической роли: мечущийся по сцене Яго и кроткая, но отчаянно борющаяся за свою любовь Дездемона – кто будет спорить, что это не шекспировские герои!
Необычайно драматичны образы Отелло (Виктор Компанеев, Павел Полянинов) – героя и воина, страстно любящего супруга, человека доверчивого и одновременно неистового в своей ярости; чуткой и чистой Дездемоны (Екатерина Орлова, Ирина Крикунова); коварного Яго (Александр Агапов, Дмитрий Бобров), попирающего все нравственные законы. Особо следует отметить мощный, яркий, притягательный образ, созданный Ларисой Келль, – Эмилия в ее исполнении выше всяких похвал.
Мастерски прорисованные декорации в классическом стиле – отдельная заслуга Юрия Купера, почетного члена Российской академии художеств, известного во всем мире художника. Декорации к пермскому «Отелло» в его исполнении производят потрясающее впечатление: никаких кричащих красок, только сдержанные тона, простота и пышность одновременно. В центре сцены – серые «каменные» глыбы: они превращаются то в стол для пиршеств, ломящийся от яств, то в страшное место для поединков, от которого веет холодом, то в богато убранное ложе. Все «пиковые» моменты действия происходят именно здесь. Отсюда Яго, коварно сокрушивший высокие чувства двух влюбленных, ногой сбрасывает потерявшего сознание, обезумевшего Отелло. Здесь бедная покинутая Дездемона поет грустную песню об иве, предчувствуя близкую гибель.
 В том же авторском стиле решены и костюмы. Кстати, эскизы костюмов к «Отелло» и еще к ряду знаковых в творчестве художника спектаклей можно рассмотреть детальнее в Центральном выставочном зале, где в день премьеры открылась персональная выставка Купера.

Дина Нестерова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.