26.02.2009
Цирк «Тамерлан» — энциклопедия конного искусства
Весь февраль на манеже Пермского цирка выступают артисты цирка «Тамерлан» с программой «Легенда о любви», создателями которой являются народный артист России, лауреат государственной премии РФ и заслуженный артист Чечено-Ингушской республики Тамерлан Нугзаров и Светлана Авдеева.
У любителей цирка еще есть шанс увидеть этот конно-балетный аттракцион на одном из заключительных его показов – в последние выходные февраля.
Цирк Тамерлана Нугзарова называют настоящей энциклопедией конного искусства.
Представители династии Нугзаровых – хранители и почитатели древних традиций. Сам Тамерлан в цирке с детства – впервые сел на коня в два года. Его сын Тамерлан-младший – достойный продолжатель династии. В настоящее время многие из конных цирковых номеров утрачены. Их возрождением активно занимаются в цирке «Тамерлан». Конные номера этого цирка восхитительны: потрясающая джигитовка, бланш под животом лошади, прыгающей в кольцо с закрепленными кинжалами. Говорят, что лучше, чем народный артист России Тамерлан Нугзаров, руководитель демонстрируемой программы, в лошадях сегодня в цирке не разбирается никто. Насколько это правда, пусть судят профессионалы, но зрители уходят с представлений, не скрывая своего восторга. Причем не только пермские. Артистам «Тамерлана» рукоплескали в Европе и Америке, а высшие цирковые награды Нугзаров получал из рук принца Монако, Джины Лоллобриджиды и Керка Дугласа.
Главными действующими лицами представления являются, конечно же, лошади. Сегодня в конюшнях Пермского цирка их аж 24. Такого эскадрона в Перми не было очень давно. В труппе Тамерлана выступают лошади разных пород – все как на подбор красавцы. «Большинство наших лошадей выращено на конезаводе под Рязанью, который построили немцы 100 с лишним лет назад. Лошади, как и люди, бывают талантливые и не очень. С одними нужно долго заниматься, а другие понимают с полуслова, чувствуют тебя и идут на контакт. Я стараюсь выбирать злых темпераментных лошадей – они самые артистичные», – рассказывает Тамерлан Нугзаров.
Четвероногие артисты работают красиво и азартно. А наездники чего только не выделывают на бешено галопирующих скакунах. Вообще все трюки, что показывает конный цирк «Тамерлан», уникальны, но самый потрясающий – восстановленная «Римская почта». Говорят, что в Древнем Риме почтальоны перевозили корреспонденцию, стоя на двух лошадях, а впереди них в упряжке шли еще 13 лошадей. В цирке, конечно, почту не возят, да и лошадей поменьше, но смотрится номер очень эффектно. Идет он под музыку из оперы Александра Бородина «Князь Игорь», а точнее под «Половецкие пляски». Объяснять, что происходит в манеже, не имеет смысла. Это надо видеть.
Надо заметить, что выступление цирка «Тамерлан» – единый спектакль с хорошим сценарием и исполнителями. Артисты не только мастерски показывают трюки, но и замечательно двигаются, демонстрируя зрителям настоящий конно-хореографический спектакль. На сегодняшний день программ такого уровня в Российской цирковой компании очень мало, и в основном выступают они за пределами нашей страны. Западному зрителю их имена известны лучше, чем нашему. О том, как российский конный цирк «Тамерлан» живет сейчас и в чем его секрет успеха у зрителей, «Новостям культуры» рассказал создатель программы Тамерлан Нугзаров: – Еще тридцать лет назад можно было говорить о настоящем советском конном цирке. У нас были потрясающие номера: па-де-де, гротески, джигитовка. С перестройкой мы очень многое потеряли в конном деле. Во-первых, чисто количественно, сравните: в СССР было 74 цирка, а сейчас 40. А значит, и количество конных цирков стало меньше. К тому же многие талантливые артисты предпочли уехать за границу и там заниматься конным цирком. Во-вторых, традиции стали забываться, а что еще страшнее – упрощаться. Например, большинство номеров, сегодня объявляемых как джигитовка, таковой не являются вовсе. Исчезли хорошие гротески, настоящие жокеи. И только в последние несколько лет началась отстройка заново всей цирковой системы. Возрождаются жанры, в том числе и конного искусства. Моей целью всегда было возвращение в цирк незаслуженно забытых жанров, номеров. Я горжусь, что сделал номера «Почта», «Кентавры». Много работаю с жокеями. При этом я против демонстрации на арене сухих трюков, пусть и отточенных до автоматизма. На манеж должен выходить прежде всего артист. Сейчас в погоне за шоу об этом забывают. Это еще одна утраченная цирковая традиция. Цирк, театр и спорт раньше дружили, но время их разобщило. Я пытаюсь вернуть в цирк театральные элементы. Мы всегда тщательно продумываем сценарий. Наша «История любви» сюжетна. Все трюки работают на общий сюжет. Столь же внимательно мы относимся и к декорациям. Наша гордость – мост и лифт, ни у кого таких нет. Они позволяют поднимать лошадь с всадником на высоту. Мост сам по себе является красивой деталью всего спектакля. У нас постоянно появляются новые идеи, которые мы воплощаем на манеже. Я уверен, что спектакль нашего конного цирка будет интересен всегда.
Представления
28 февраля (суббота) в 12.00 и в 16.00
1 марта (воскресенье) в 12.00 и в 16.00
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.