Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
26.02.2009
Пермский период российского искусства

Именно так – открыть пермский период в российском искусстве – желают создатели Пермского музея современного искусства. И амбициям этим, уже изрядно подтвержденным успехом «Русского бедного», предстоит испытание новой выставкой: «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, которая откроется в Речном вокзале 26 февраля.


Выставка
В экспозиции представлены работы, основанные на современных фотографиях новостных лент и Интернета, каждая из которых подписана цитатой из Евангелия. Совмещение это, отчасти эпатажное, отчасти шокирующие, и уж точно удивляющее, требует тщательного обдумывания. Евангелие здесь используется ни в коем случае как религиозный текст, а как насыщенная история. Главная книга, в которой есть ответы на все вопросы. Хотя не исключено, что для кого-то из зрителей увиденное останется лишь своеобразным эстетическим аттракционом, а у других вызовет протест. В последнем вопросе организаторы проявили несвойственную современному искусству осторожность: изначальное название «Евангелие от Врубеля» было сознательно изменено на «Евангельский проект», чтобы никого не обидеть.
К религии проект вообще не имеет отношения, уверяет перебравшийся из Москвы в Пермь куратор проекта и директор будущего Пермского музея современного искусства Марат Гельман. Евангелие – лишь текст, который использует художник:
– Дмитрий Врубель – художник, 19 лет назад ставший жертвой известности своей работы: фрески на Берлинской стене «Братский поцелуй», запечатлевшей поцелуй при встрече Брежнева и Хонеккера. Эта работа, ознаменовавшая начало новой эпохи, известна всему миру, ее репродукции используют в журналах, галереях, на обложках книг, даже не зная имени автора.
Иногда слава поднимает художника, а в случае с Врубелем она его накрыла: что бы он дальше ни делал, публика и критики сравнивали с фантастическим успехом «Братского поцелуя». Понадобилось много лет, чтобы Дмитрий сделал не просто масштабный, но и более успешный проект – Евангельский.
Впервые «Евангельский проект» был представлен публике на ярмарке «АртМосква-08». Однако экспозиция, которую увидят в Перми, гораздо обширнее «арт­московской»: более 50 произведений займут первый этаж здания, а на втором расположится мастерская, где любой желающий сможет увидеть, как именно художник превращает цифровые фотографии в свои произведения. Одна работа будет выполнена художниками уже в Перми.
– Это фирменный стиль Врубеля – взять публичный медиаобраз и добавить свой персональный взгляд, – поясняет Марат Гельман. – По жанру это «дневник художника», в котором записано все, что он видит и чувствует здесь и сейчас. В данном проекте в качестве внутреннего текста используется Евангелие. И выясняется, что Евангелие – это не просто сакральная книга и литературный памятник, но и фактически публицистика сегодняшнего дня! Мы не изменились – дети, о которых писал Марк, и теперешние гопники – суть одно и то же. Соединение старого текста и современных образов — вот квинтэссенция работы. Это концептуальное искусство. Это не та выставка, на которой можно рассуждать, хорошо ли прописано, скажем, лицо на холсте. Здесь живопись является только инструментом для выражение смысла.
Художественный тандем Дмитрия Врубеля (внука Михаила Врубеля) и Виктории Тимофеевой, жены художника, сформировался в 1995 году. Первая совместная выставка называлась по-семейному – «Домашний альбом». Затем было более 20 проектов, в числе которых «12 настроений президента», ЦУМ (Центральный универсальный музей), выставки «Портрет эпохи», «2007» и др. Словом, ныне тандем хорошо известен российскому арт-сообществу. Использует он все тот же метод, придуманный Врубелем еще двадцать лет назад и ставший со времени «Братского поцелуя» его фирменным знаком. Медийный монументализм – так называет его сам художник. Кроме метода Врубель создал новое понятие художника-журналиста, создающего актуальное искусство, материалы для которого лежат в окружающей нас повседневности. Чтобы подчеркнуть актуальность сегодняшнего дня, даже каталог выставки будет сделан в виде газеты, внутри которой напечатаны евангельские тексты с картинами «Евангельского проекта». Но это только прием. Сиюминутное, попадающее на холсты Врубеля, и становится вечным.
– Ты иногда переживаешь что-то, и тебе кажется, что там, тогда, в библейские времена, это были фигуры, это были трагедии, а сейчас лишь моя суета. Мы показываем, что масштаб один и тот же: горе осталось горем, счастье – счастьем, – резюмирует Гельман.
Музей
«Евангельский проект» пройдет в здании Речного вокзала без вывески «Выставка Пермского музея современного искусства». Но уже в следующий раз, в мае, таковая уже появится.
Пермский музей современного искусства будет краевым в форме автономного учреждения. На апрельское заседание Законодательного собрания Пермского края запланировано голосование по изменению в бюджете 2009 года. По подсчетам, годовой бюджет будущего музея современного искусства составит 90 млн рублей, но далеко не вся сумма ляжет бременем на краевой бюджет: 30—40 процентов Гельман намерен собирать со спонсоров и партнеров. Кроме того, учитывая, что год давно начался, предстоящее голосование пройдет по еще меньшей сумме. Пока за образец Марат Гельман с соратниками берут знаменитый Музей современного искусство в Бильбао, где на четвертый год существования 60 процентов посетителей составили иногородние и иностранные гости.
 В уже существующей миссии музея сказано: «Кроме собственно художественных задач музей выполняет особую миссию для города, всего Пермского края. В первую очередь это создание нового культурного наследия, способного стать мировым достоянием, а также развитие того наследия, которое нынешние пермяки получили от предшественников. Точно так же, как деревянные боги, собранные Серебренниковым в начале XX века, коллекция Пермского музея современного искусства должна стать бесценным символическим капиталом Перми». Заявленный ориентир на пермский период в российском искусстве должен принести городу не только культурные дивиденды, но и вполне ощутимые социально-экономические: повышение качества жизни горожан (в сфере формирования приличного культурного досуга: в здании Речного вокзала кроме выставочного комплекса планируется разместить несколько компаний – от книжной лавки до магазина); формирование творческой среды и центра коммуникации для художников; развитие городской среды и туризма.
Красивые слова наполняются конкретикой, если взглянуть на ближайшие, выходящие далеко за рамки выставочного дела планы команды Гельмана: грядущие в марте гастроли «Новой драмы» и премьера аудиоспектакля «День опричника» Владимира Сорокина, обещание привезти Такеши Китано на «Флаэртиану», поэтические вечера и мини-ярмарки лучших российских издательств к каждому крупному культурному событию, организация площадки для интеграции всех молодых творческих сил города – фестиваль «Живая Пермь» в мае, а вдобавок намерения впервые за 12 лет увезти «артМоскву» за пределы столицы – в Пермь.
Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.