Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
19.02.2009
О театре замолвите слово

Для своей новой постановки – очень личной, но не автобиографичной, – Борис Мильграм взял спорную пьесу Александра Марданя о закулисной жизни провинциального театра, его повседневности, мелких склоках и ломающих судьбы поступках, актерах и режиссерах, творчестве и непонимании. Вышла забавная и печальная история о театре как таковом.


Премьера спектакля «Антракт», имеющего пикантный подзаголовок «Акт творческого вуайеризма с элементами мастер-класса», имела все шансы не состояться.
Во-первых, когда неожиданно для себя Мильграм обнаружил желание взяться за «Антракт», репетиции пришлось прекращать дважды – сначала из-за «интересного положения» одной из актрис, а затем помешало новое амплуа режиссера, которому было предложено стать краевым министром. Во-вторых, написан «Антракт» Александром Марданем – бизнесменом, переквалифицировавшимся в востребованного драматурга, чьи пьесы Мильграм обычно читал по дружбе, не желая обидеть автора, но ни в коем случае не собираясь ставить. Однако «Антракт» взбудоражил: это же про театр! Необычная конструкция пьесы, предлагающая «спектакль в спектакле», переклички с чеховским сюжетом, где главные героини мечтают о Москве, режиссер жаждет провокации, а худрук балансирует между капризами зрителей и творчеством, поймали создателей спектакля на крючок. Однако все же пьеса «не про наш театр, по крайней мере, мы так не живем» (Борис Мильграм). Скорее получились режиссерские размышления на тему театра, вызванные пьесой. Слегка «пересоленная» стереотипами и анекдотами, она обрела, пожалуй, единственно возможную для успеха спектакля форму – «игры в театр», где актеры жонглируют своими образами, иногда общаясь со зрителем. (Кстати, губернатор Олег Чиркунов на премьере был, а вот автора пьесы не было. «И слава богу, – усмехнулся Борис Леонидович, – может быть, и не увидит, во что мы превратили его пьесу!»).
Учитывая, что «Антракт» идет в Малом зале, возникает ощущение эдакого междусобойчика. Оно усиливается тем, что в первом ряду зрительного зала сидит режиссер и словно конферансье управляет действием: пересказывает содержание не вошедших в пьесу сцен, в перерывах между ними разговаривает со своими актерами и зрителями. Получается своеобразный интерактив (достигающий пика ближе к финалу, когда сидящих в первом ряду Лидия Аникеева мажет юбилейным тортом).
Премьера вообще получилось корпоративной, зато «на ура» прошли многие «шутки для своих», которые, возможно, не были поняты случайно попавшим сюда зрителем, но отлично принимались собравшейся публикой, среди которой кроме губернатора были замечены Марат Гельман, Георгий Исаакян, Наталья Ахмарова и самые яркие представители местной богемы.
Итак, зрителю было предложено провести три часа в театре. В смысле не только внутри театрального здания. Местом действия драматург определил провинциальный театр (гримерки, буфет и репетиции), в котором служат всего пять актрис да несколько актеров (правда, те так и не покажутся зрителю). Размеренное их существование – ссоры, любовные похождения и мелкие обиды на всевластного художественного руководителя – прервано возвращением знаменитого своими скандальными постановками режиссера, когда-то бросившего свой родной театр, друзей и возлюбленную. Вымысел перемешивается с реальностью, и каждому приходиться выкручиваться, пряча свои несчастья. Фоном служат чеховские «Три сестры»: в этой пьесе «за кадром» играют героини, аудиодорожка из одноименного тюзовского спектакля в постановке Татьяны Жарковой звучит до антракта и в самом антракте спектакля, а в финале мы видим «трех сестер» (точнее, всех пятерых актрис) со своим знаменитым «Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного – и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем…»
«Антракт» Бориса Мильграма – это очень «женский» спектакль. И не потому, что женщин на сцене количественно больше (пять против двух мужчин – худрука и режиссера). Дело в том, что эти мужчины, не менее героинь покусанные жизнью, отчего-то сочувствия не вызывают, несмотря на блестящую актерскую работу Анатолия Смолякова и всегда органичного Михаила Чуднова.
«Театральная старуха» в непосредственном исполнении Лидии Аникеевой, смешная и боящаяся всего – и своих коллег, и сделать что-то не так – лучшая из фигур постановки. Главная прима театра, красавица Ольга (Елена Старостина), ее соперница и подруга по несчастью Маша (Татьяна Синёва), правильная и чинная жена худрука (Мария Полыгалова) и юная прелестная интриганка Ирина (Ирина Максимкина) берут в свои руки сценическое пространство так естественно, что «трехсестерская» жалость быстро улетучивается, зато остается сочувствие и удовольствие от актерских работ и ярких приемов, на которые актрисы прочно «ловят» публику. В театре не скрывают, что игра в «Антракте» Мильграма самоценна, она становится основным персонажем действия, а у сюжета в данной постановке роль второстепенная.
Актерской атмосфере под стать антураж: сложные раздвигающиеся декорации, уже ставшие «фирменным» знаком мильграмовских постановок, работа художника Елены Соловьевой и музыкальное оформление Татьяны Виноградовой.
«Творческий вуайеризм с элементами мастер-класса», которому отдан второй акт (в его ходе герои ставят свой спектакль дарит зрителю возможность проникнуть в театральный процесс – от первой встречи с режиссером до метаморфоз, происходящих с образом на разных стадиях репетиций, и наконец – до готового спектакля, рожденного вопреки обидам и предательству. Потому что «Антракт» – это спектакль для тех, кто любит театр. Неважно, провинциальный или столичный, классический или новомодный. Просто театр.

Наталья Смольковская.

Из анонса к спектаклю
«В театр ходят подсматривать» (реплика режиссера Павла, персонажа «Антракта»).

«Спектакль „Антракт“ для Бориса Мильграма – история знаковая, символическая. Понимать сие высказывание следует не буквально. Это не иллюстрация жизни и творческой судьбы режиссера. Но есть что-то в материале и структуре пьесы Александра Марданя, что перекликается с мыслями Мильграма о своем, о личном. Что-то, что будоражит воображение. Представим это „что-то“ как некий палимпсест – многослойность, многоэтажность импульсов».

Особую роль в этой постановке Мильграма играет само слово «антракт», потому что, став министром, художественный руководитель и режиссер Борис Мильграм сам оказался как бы в ситуации «между действиями».

Главный герой нового спектакля – сам театр, игра и творчество как таковые.

«Антракт» – это еще один своеобразный привет постмодернизму: от режиссера с любовью!.. Постмодернизму, который, по мнению Бориса Леонидовича, уже закончился, но еще не канул в Лету.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.