12.02.2009
Пермское «крещение» Екатерины Мечетиной
Пермская филармония подарила своим слушателям в рамках абонемента «Волшебные звуки рояля» уникальную возможность встречи с одной из самых ярких и модных современных исполнительниц – молодой пианисткой Екатериной Мечетиной.
Солистка Московской государственной академической филармонии, лауреат многочисленных престижных международных конкурсов, она в 2003 году стала обладательницей молодежной премии «Триумф». Два интригующих момента оставили особый след после концерта в Органном зале филармонии: монографическая программа из музыки Щедрина, что называется, «по следам юбилейного экстрима» слушалась с особенным интересом – еще и потому, что именно в Перми когда-то состоялся дебют восьмилетней Кати Мечетиной.
Ее «главный мир»
Кураж. Именно это Мечетина испытывает на сцене и… с удовольствием дарит публике. «Я не работаю пианисткой. Я так живу», – сказала она однажды в интервью.
У нее модельная внешность и мужская «хватка» в игре. Ей комфортно за рулем собственного «Мерседеса» и на горных лыжах. Она любит проводить время в Интернете, имеет свой сайт. Но главный ее мир – это музыка. Триумфальные победы. Свой взгляд на то, что делает сама, и на все вокруг.
Натура сильная и динамичная, она в то же время обаятельна и открыта для общения.
Екатерину Мечетину слушали затаив дыхание, впечатлённые тончайшей нюансировкой, виртуозностью и строгой архитектоникой формы.
Такой ее знает и любит мир. В Пермь Екатерину Мечетину после двадцатилетнего перерыва удалось зазвать Пермской филармонии. С далеких воспоминаний мы и начали разговор. – В закулисье витает информация о вашем выступлении в Перми в 8 лет. Что это было? – Это был мой первый выезд, первые гастроли: 86-й год. К тому же мое первое выступление в жизни. Играла фа-минорный Концерт Баха. Так что с Пермью у меня связана памятная веха биографии. Я, конечно, часто вспоминаю и рассказываю о первом выходе на сцену с оркестром, а как иначе?! – Какова, на ваш взгляд, роль детского приобщения к музыке? – Огромная. Если мы говорим о профессионалах-музыкантах, в детстве закладывается все. Велика тут роль педагога. Важно, чтобы с самого начала ребенок попал в хорошие руки. Причем даже если он не собирается стать профессиональным музыкантом, а учится просто для общего художественного развития. Сейчас большой выбор: можно учиться и живописи, и танцам… Но музыка дает особенно гармоничное развитие: и усидчивость, и художественное наполнение сути искусства. Занимаясь музыкой, можно ко многому прикоснуться. – Я читала ваши интервью и знаю, что вы очень трепетно относитесь к инструменту. Как вам наш «Steinway»? – В очень хорошей форме! Главное – его беречь, интонировать, регулировать постоянно. Видно, что мастер по настройке за ним внимательно следит. В сочетании с акустикой у вашего рояля очень яркое, красивое «форте». Наполненное, насыщенное (кстати, дома у Екатерины Мечетиной – салонный рояль Yamaha, который она получила вместе с Гран-При на конкурсе в Италии, когда ей было 10 лет – прим. авт.). «Все началось с экстрима»
Родион Щедрин, как и его жена Майя Плисецкая, – выдающиеся явления мирового искусства ХХ века. Впервые публично «большим талантом» Щедрина назвал Шостакович. На Западе говорят, что у Щедрина «русская Родина проглядывает в каждой пьесе, такте, ноте». А сам Щедрин на вопрос о мощной энергетике его музыки как-то сказал: «Это происходит оттого, что у нас в России нет гор. Музыка может беспрепятственно дать себе волю…» В канун празднования 70-летия композитора произошло неожиданное: не смогла прилететь из Германии пианистка, готовившая программу. Вот тогда имя своей аспирантки – Екатерины Мечетиной – назвал Щедрину его друг, профессор Сергей Доренский.
С того самого юбилейного концерта Щедрина Мечетина считается лучшей исполнительницей сочинений композитора. В Перми Екатерина играла Прелюдию и фугу для левой руки, Сонату № 2, цикл из 7 пьес «Дневник» и Концерт для оркестра «Частушки». – Особенность сегодняшней программы – исполнение Щедрина – большая редкость. Сказались особые творческие контакты с композитором? – Что касается сегодняшнего дня, это был пермский запрос. Это не моя идея, а Пермской филармонии. Мой агент меня поставила в известность: в Перми хотят слушать Щедрина. Я даже немножко удивилась! Приятно, что у вас захотели услышать именно эту музыку. Это говорит о многом. – Чем Щедрин вам интересен в фортепианном творчестве и вообще как композитор? – Мое знакомство с ним было «с бухты-барахты». Я не очень хорошо представляла его музыку, разве что по известным произведениям, типа «Basso ostinato», «Тройка» или «Играем оперу Россини». Но когда я взяла ноты, в глазах потемнело… Особенно от этих «Частушек». Я просто подумала: «За что я берусь? Как это возможно выучить?»
Потом оказалось, что это очень пианистичная музыка. «Частушки» – вообще самое сложное, что существует для рояля из того, что я играла, даже сравнивая с «Петрушкой» Стравинского. Кстати, сам Щедрин очень волновался, приходил на репетиции. Я ведь для него была «котом в мешке»: он никогда не слышал обо мне, поскольку на тот момент мало был знаком с российской музыкальной молодежью. Пришел на репетицию, убедился, что музыку можно доверить в мои руки. С тех пор мы с ним тесно общаемся. – Чем он вас привлекает? – Невероятным обаянием, оптимизмом. Он светится весь! Настолько энергичный человек – от него исходит невероятная энергетика. И, конечно, Майя Михайловна Плисецкая. Я даже не знаю, кто меня больше поражает. – «Рацио», интеллектуализм, которые свойственны Щедрину, – как вы к этим качествам современной музыки относитесь? – Мне кажется, это – веяние времени, это – отражение действительности. Но здесь есть и лирика, и минимализм. Щедрин, конечно, интеллектуальный композитор.
Что интересно, за эти шесть лет у меня тоже произошла своеобразная «слуховая» эволюция. Если сначала для меня это была суперсовременная музыка, которую нелегко понять, то теперь я начинаю видеть в ней новые смысловые глубины. Сейчас для меня это классика XX века.
…Артистизм и созвучие времени современных молодых музыкантов, таких как Денис Мацуев, Алена Баева, Екатерина Мечетина, активно привлекают в филармонические залы очень разную публику, по сути, многие открывают классику по-новому.
А Екатерина Мечетина подчеркивает: «Пока наш народ интересуется музыкой, у него большое будущее». Галина Баталина
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.