12.02.2009
Акт творческого вуайеризма (с элементами мастер-класса)
«В театр, – говорит один из персонажей „Антракта“, – ходят подсматривать». В контексте новой постановки Театра-Театра (премьера 13 февраля) фразу эту можно понимать почти буквально. Зритель «Антракта» попадет в воображаемый театр практически со служебного входа и сразу окунется в самую будничную атмосферу закулисья. Там, между действиями чеховских «Трех сестер», что идут на сцене, пять актрис и художественный руководитель театра отчаянно борются с бытом, злобствуют по мелочам, плетут любовные интрижки, копят обиды… Суета сует. И тут в театр приезжает очень известный московский режиссер. Что-то будет!
Вуайеризм – подглядывание, подсматривание, болезнь,
связанная с тайным наблюдением за человеком.
Спектакль «Антракт» для Бориса Мильграма – история знаковая, символическая. Понимать сие высказывание следует не буквально. Это не иллюстрация к жизни и творческой судьбе режиссера. Но есть что-то в материале и структуре пьесы Александра Марданя, что перекликается с мыслями Мильграма о своем, о личном. Что-то, что будоражит воображение. Представим это «что-то» как некий палимпсест – многослойность, многоэтажность импульсов. Во-первых, Борис Мильграм знаком с автором. Как выяснилось при знакомстве, они выросли в одном дворе и, даже не будучи знакомы тогда, вынесли из одесского детства одно: вольное, яркое, творческое отношение к жизни. Александр Мардань стал бизнесменом, влюбленным в театр. Борис Мильграм – театральным режиссером. Во-вторых, это театр. В рамках идеи автора пьесы – театр провинциальный, театр по ту сторону занавеса. У Александра Марданя он дан как история бытовая, обыденная, сквозь призму анекдота, обывательского представления о том, что есть провинциальный театр, как там существуют актеры, как складываются их взаимоотношения друг с другом, с режиссерами. Что, собственно, и явилось для Мильграма толчком для самых неожиданных реакций. Текст Марданя превратился в поле для постмодернистской игры с театральными штампами, стереотипами, сложившимися вокруг театра, и, конечно, собственными мыслями на тему театральных реалий. В-третьих, «Антракт» – это еще один своеобразный привет постмодернизму: от режиссера с любовью!.. Постмодернизма, который, по мнению Бориса Леонидовича, уже закончился, но еще не канул в Лету. В постмодернистском сознании автор и режиссер прожили значительную часть своей жизни. И то, что пьеса написана как развлечение автора с большим использованием чужих конструкций, открывает перед режиссером и актерами «дивный поток эмоций, который называется творчеством» (Борис Мильграм). Реальность спектакля «Антракт» – это выдуманная территория без претензии на универсальность и нормативность. «Это фигуры, которые двигаются в коробочке». И режиссер должен найти механизм, который оживит их. Отсюда следует – в-четвертых. В-четвертых – это игра. Игра в «Антракте» Мильграма самоценна! На игре держится театр. У сюжета в данной постановке роль второстепенная. Таким образом, главный герой нового спектакля – сам театр, игра и творчество как таковые.
Наконец, в-пятых, особую роль в этой постановке Мильграма играет само слово «антракт», потому что, став министром, художественный руководитель и режиссер Борис Мильграм сам оказался как бы в ситуации «между действиями».
Напоследок, несколько перефразировав слова одного из героев пьесы, скажем (в сторону): автор пишет про себя, режиссер ставит про себя, актер играет про себя, зритель смотрит про себя.
Автор постановки – Борис Мильграм. Художник – Елена Соловьева. В спектакле заняты актеры: народная артистка России Лидия Аникеева, заслуженная артистка России Елена Старостина, Ирина Максимкина, Анатолий Смоляков, Михаил Чуднов, Татьяна Синева, Мария Полыгалова.
Спектакль идет на Малой сцене.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.