Третья программа из филармонического абонементного цикла «Органисты мира» прозвучала в исполнении одного из самых известных музыкантов Литвы, впервые выступившего в Перми.
«Много публики, слушают внимательно», – шепнул мне за кулисами Дайнюс Свердиолас. Искренне улыбаясь, еще не успев выдохнуть внутреннее напряжение, добавил: «Рай! Просто рай!» Услышать такую эмоциональную оценку огромной филармонической работы по организации концертов, думается, было бы приятно каждому, кто бывает в Органном зале.
«Свою музыку надо преподносить» Дайнюс Свердиолас, органист из Вильнюса, активно гастролирует в разных странах мира, участвует в престижных фестивалях. Он имеет богатую репертуарную палитру и является первым исполнителем произведений многих литовских композиторов. В обширной программе выступлений в Перми, где звучала музыка разных эпох, от Баха до Мессиана, своеобразной интригой стало исполнение сочинений Микалоюса Константиноса Чюрлёниса – литовского композитора и художника. Романтик и символист по духу и стилю, он часто давал музыкальные названия своим картинам («Соната весны», «Соната солнца», «Прелюдия», «Фуга» и другие).
Фуги Чюрлёниса не раз звучали в нашем Органном зале, в том числе и в исполнении солистки Пермской филармонии Евгении Камянской. Тем интереснее было услышать интерпретацию музыканта из Литвы.
Об этом мы и начали разговор сразу после концерта. – Дайнюс, чем для вас дорог и интересен Чюрлёнис? – Он больше известен как художник, но для литовской музыки очень важен и как композитор. Основная масса его произведений – для фортепиано. Для органа есть несколько вещей полифонических. Чюрлёнис для нас особенно ценен как первый классик после возрождения в конце XIX века. По характеру он чаще мрачноватый, тяжеловатый, сдержанный. При том, что в живописи – жизнерадостный. Мышление – конструктивное. Гармония у него – позднеромантическая. Он использовал элементы серийной техники еще до Шенберга. – Вы играете Чюрлёниса рядом с Мендельсоном и Мессианом из патриотических побуждений? – Он, конечно, интересен в своей музыке, и хочется, чтобы люди это услышали. Обычно его знают как художника, и часто я вижу поднятые брови: как это, еще и композитор? – Вопрос на засыпку: а играете ли вы русскую органную музыку? – Надо признать, у нас русская органная музыка мало известна. Из музыкантов позднего времени я играл Таривердиева. Это дело пропаганды. Надо преподносить свою музыку. Хорошие вещи часто лежат в тени. – Что вы любите играть в Литве? – Стараюсь разнообразить концерты. Часто выступаю с вокалом. Это хорошее переключение. Орган ведь может и на уши давить, если «переборщить». В год я играю 15—20 сольных концертов, и каждый памятен. Перед Новым годом выступал в Швеции на фестивале современной музыки стран Балтии. Очень интересная задумка, которая звучит примерно так: «Познай своего соседа через музыку». «Миксы» для России – Какие краски у пермского органа? – Сорок регистров – это средний по возможностям орган. Но здесь, в Органном зале, регистры очень хорошие! Делать «микстуры» из таких приятно – есть большой выбор качественных красок.
…В пермской программе Дайнюса Свердиоласа, интеллектуальной по содержательному наполнению, смысловым стержнем была духовность. Не случайно через века, эпохи, стили арка перекидывалась от Хоральных прелюдий Баха к циклу Мессиана «Рождество Господне». Философичность, возвышенность чувств, величественность, яркая патетика, суровый драматизм и тонкие оттенки лирики в красочных по звучанию композициях – в такой богатый звуковой мир увлекал за собой слушателей органист из Литвы. Галина Баталина.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.