Она вправду существует! Тому подтверждение – спектакли-юбиляры Пермского государственного театра кукол (их уже упоминали в «Новостях культуры»). И среди них – спектакль «Крокодил» по самой первой сказке Корнея Чуковского в постановке (а также с авторской музыкой) Дмитрия Заболотских, со сценографией, куклами и костюмами Геннадия Аверкина. Балетмейстер – Арнольд Райник, хормейстер – Лариса Петрова, заслуженный работник культуры России.
Самая первая тайна, достойная восхищения, – это Корней Чуковский.
От псевдонима до дня рождения, от великой любви к детям до многообразия интересов. Поэт, прозаик, переводчик, критик, педагог, доктор филологических наук, многодетный отец, человек, который до последних дней не потерял интереса к жизни и способности к игре (один из праздников нашего театра так и назывался – «Здравствуй, Чукоша!», это имя автор «Мухи-Цокотухи» предпочитал другим: так его называли многочисленные юные друзья).
Тайна появления первой сказки трагична. Самая первая сказка появилась от сострадания и даже отчаяния. Больного сына пришлось везти на поезде, и чтобы заглушать боль, отвлечь ребенка, молодой отец начал рассказывать сказку о крокодиле, подчиняясь возникшему в душе ритму (об этом ритме он потом гениально рассказал в книге «От двух до пяти»).
Тайна есть и в появлении истории с вполне сказочным началом: «Жил да был Крокодил…» Петроград уже был переполнен ранеными, и на судьбе каждого человека уже оставила свой след Первая мировая война (она есть и в «Крокодиле»). Эту сказку можно и сегодня изучать на курсах толерантности. А маленькие зрители, не зная, конечно, этого термина, очень хорошо понимают, из-за чего развязалась такая большая беда.
Тайна и ценность есть у каждого, даже у того, кто в сказке именуется букашкой! Да, у Чуковского всегда так – что-то произошло, скажем, с Мухой-Цокотухой, а возникала глобальная беда. Зато потом – такая же всеобщая, всемирная радость, настоящий апофеоз торжества справедливости.
Эти сказочные уроки Корнея Чуковского отнюдь не устарели и сегодня. Что, кстати, подтверждает и долгая жизнь (с 1997 года) спектакля «Крокодил», в котором царствуют ритм стиха, искренность и открытость.
Так получилось, что на день показа именно этого спектакля выпадали театральные праздники: юбилеи, дни рождения. И особенно органичен оказался грандиозный апофеоз Международного дня театра, когда на сцену в финале вышли актеры и другие работники театра в маскарадных костюмах и художественный руководитель в короне!
Лариса Нагогина, заслуженная артистка России: – Этот спектакль живой, музыкальный. Переход актера из одного качества в другое – с куклами и в живом плане – происходит легко и органично. И, конечно, подлинный праздник – общение с Корнеем Чуковским, его стихами. Мы получаем настоящий заряд бодрости и жизнелюбия. А это не во всех спектаклях происходит.
Получаем удовольствие, конечно же, и от прекрасно стилизованных костюмов художника Валентина Семынина. Играем с улыбкой, всегда с огромным удовольствием. Потому что не было спектакля, где не возникало бы взаимодействия со зрителями. Удивляются Крокодилу и Гиппопотаму, легко включаются и в тревогу, и во всеобщее ликование. Спектакль получился яркий и зрелищный, этим и объясняется его долголетие.
Дмитрий Заболотских, режиссер, постановщик спектакля и автор музыки: – «Жил да был Крокодил, он по улицам ходил, папиросы курил, по-турецки говорил…» Когда в 1997 году я начинал работать над спектаклем по Чуковскому, моей старшей дочери было три года. Теперь прошло 12 лет, спектакль все идет, старшая дочь подросла, а младшей три года, и вот недавно я сводил ее на «Крокодила». Крокодил, Крокодил Крокодилович, как старая любимая игрушка, перешел от старшего ребенка младшему. Наверное, не только в моей семье произошло такое, дети растут быстро. Давным-давно мы вместе с актерами театра кукол сделали волшебную игрушку, музыкальный спектакль, и каждый раз актеры передают его новому поколению детей: «Улыбнулся, засмеялся Крокодил: нет, проказники, я вас не позабыл…»
Владимир Прозоров, актер:
– Если разбираться, то в спектакле, разумеется, есть недостатки. Но парадоксальным образом его решение и музыкальность делают возможным восприятие очень серьезного смысла. И зрители очень любят этот спектакль. В этом я убеждаюсь каждый раз, выходя на сцену. Правда, чтобы разгадать его тайну, надо оказаться в зрительном зале.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.