Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
04.02.2009
Людмила Сырвачева: «Вокал — профессия жертвенная»

…Она владеет искусством вокальной педагогики. Она знает тайны природы певческих голосов. Она умеет шлифовать их до изысканного блеска, а потом – отправлять на «звездную» орбиту.
Ее, Людмилы Сырвачевой, ученики, как и многие другие выпускники отделения «Вокальное искусство», которым она руководит в Пермском музыкальном колледже, блистают на лучших сценах России и мира. В эти дни отделение отмечает 80-летие. Собственную юбилейную дату она тоже отметила. Совсем недавно.
…Как музыка становится судьбой? У каждого артиста или преподавателя – история своя.
Почти невероятно: путь Людмилы Сырвачевой в Московскую консерваторию, в профессию, прочертила школа. Общеобразовательная.


Путевка комсомола
Спортсменка. Активистка. Участница школьной самодеятельности. Такой она, тогда Людмила Наборщикова, была в школе № 5, на правобережье Камы. Мечтала стать агрономом, потому что всегда любила мир растений. Чуть было не уехала с подругами на север области по комсомольской путевке, учительствовать в начальной школе.

Но судьба в лице преподавателя немецкого языка, у которой Людмила даже и не училась, распорядилась по-другому. Любившая музыку и театр школьная учительница буквально за руку привела выпускницу в музыкальное училище.

Она не знала нот. Не умела играть ни на каком инструменте. На занятия, став студенткой, порой шла через Каму по льду пешком или добиралась на катере. Училась взахлеб, с увлечением открывая для себя новый, неведомый мир…

– Людмила Михайловна, говорят, что музыка живет в певце с рождения. Вы свои детские впечатления помните?
– Конечно. Это – семья, деревня, потом – школа. Все мои тети имели потрясающие голоса. Дед хорошо пел. И я им подпевала. Родилась я в селе Рябчата Еловского района. Прожила там недолго, но потом меня отправляли к бабушке на каникулы. На вечерках пела вся деревня. Непременно – с гармонистом.
 В школе я увлекалась спортом: лыжи, коньки, баскетбол. Разряд имела, в соревнованиях участвовала. У нас был удивительный учитель пения – Иван Лукич, фамилию не помню. На баяне по слуху играл нам классику. Естественно, и песни школьные разучивал. Потом некоторые из нас пошли заниматься пением в кружок во Дворец пионеров.
Помню, лет в 14 на школьной линейке за успехи мне вручили часы. Такая гордость!
Да, нас еще в театр оперный часто водили.

– А если бы не случилось оказаться в музыкальном училище?
– Уехала бы в Красновишерский район, в школу. Комсомол призывал. Мы так воспитаны были.
Когда прослушивали меня, помню, желающих был полный коридор. А заканчивали вместе со мной 10 человек. Учиться было, конечно, трудно без музыкального образования. Но я чувствовала, что меня любят, все стараются помочь. Особенно по сольфеджио – молодой преподаватель Ирина Георгиевна Мигай. По музлитературе и итальянскому – Владимир Николаевич Фокин. По фортепиано меня поддерживала концертмейстер Галина Леонидовна Якубович. Но, конечно, главный педагог – по специальности. Это – Елена Александровна Логвинова, выпускница Московской консерватории, ученица знаменитой Елизаветы Петренко, участницы «Дягилевских сезонов» в Париже. 14 лет Е.А. Логвинова была солисткой пермской оперы, 34 года заведовала нашим отделением.
У меня сформировался высокий голос: лирико-колоратурное сопрано. Толчком для дальнейшей учебы стала сцена. На отчетном концерте (а они у нас тогда проходили в театре, с настоящим оркестром), я пела сцену таяния Снегурочки Римского-Корсакова и Джульетту Беллини. Полный зал, аплодисменты. Дирижер Илья Ильич Гольдберг меня поцеловал. Все это просто встряхнуло. Так началась Москва.

Справка: Сырвачева Людмила Михайловна
Выпускница Пермского музыкального училища (1965 г., класс сольного пения Е.А. Логвиновой)
Выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1971 г.)
Преподаватель Пермского музыкально-педагогического училища им. Д.Б. Кабалевского (с 1971 г. – 12 лет)
Преподаватель Пермского музыкального училища (колледжа) – с 1983 г. 
Заведующая отделением «Вокальное искусство» – с 1994 г. 
Обладатель Почетного знака «За достижения в культуре»
Подготовила более 40 выпускников, 30 из них поступили в музыкальные вузы, остальные работают по специальности
Дочь Екатерина – педагог-музыкант, выпускница отделения хорового дирижирования, сын Алексей – юрист

«Я так безропотна…»
– Вы оказались в главной консерватории страны. Как там все складывалось?
– Это сейчас я понимаю, что такое процесс поступления. А тогда все как-то само собой получилось. Хотя конкурс был 20 человек на место. Самое яркое впечатление – педагог по фортепиано Елена Александровна Прохорова. Она была ученицей Нейгауза, аристократкой, знала несколько языков. Как она пела Графиню на французском – не рассказать! А я ей аккомпанировала. Она меня влюбила: в себя, в языки, в оперу. Мы слушали все концерты в Большом зале консерватории. В Большой театр приходили по студенческим билетам.

– Вас ориентировали на камерное или оперное пение?
– Конечно, на театр. Оперный класс, потом оперная студия – я продвигалась очень хорошо. У нас было одно здание со Щукинским училищем. И в консерватории, и там мы давали спектакли. Зарабатывали по 8 рублей. Сначала – в хоре, потом – соло. Это была «Служанка-госпожа» Перголези, «Бастьен и Бастьенна» Моцарта. Потом – Розина, Мюзетта, Марфа.
О театре я, безусловно, мечтала. Но в Перми высокие голоса не очень были нужны, а уехать отсюда по семейным обстоятельствам не получилось. Так я и пришла в педагогику. Правда, пару раз спела Розину в «Севильском цирюльнике» Россини. Я хорошо чувствовала сцену и очень любила театр. Сожалею, конечно, что певческая судьба не сложилась, но концертировала я в молодости очень много.

Блиц
Любимый мужской голос – все, если красивый тембр
Привлекательный по звуку инструмент – виолончель
Волнующий оперный жанр – драма
Любимые книги – русская классика (Чехов, Толстой) и специальная литература по вокалу
Телепередача – фигурное катание
Вид отдыха – театр, концерты, летом дача
Где предпочитаете встречаться с друзьями – дома
Каким блюдом гордитесь – пиццей собственного изготовления
Любимое растение – смородина
Романс – «Ямщик, не гони лошадей»


«Слово в пении должно быть величественно…»
– Людмила Михайловна! В чем для вас учительское счастье?
– Есть одна мудрость, которую часто повторяет Галина Вишневская: «Научить невозможно, можно научиться». Очень важно взаимопонимание с учеником. Когда он впитывает все, все берет – получается результат. Это и есть счастливый момент.

– В чем особенности работы с вокалистами в среднем звене профессионального образования?
– Мы – лишь первая ступень, начальный этап. И у нас – свои проблемы. Начинаем с гигиены голоса, с режима. От многого приходится отказываться. Вокал – жертвенная профессия.
Голос не всегда раскрывается сразу. И хотя сейчас многие студенты приходят с певческой подготовкой и потенциал сразу слышен, итоги зависят от работы каждого студента. Вокал – самая трудная из всех музыкальных профессий. Здесь задействована и умственная, и физиологическая сторона. Голосовой аппарат руками не подстроишь. Очень важен также индивидуальный подход.

– Отдаете ли вы на приемных экзаменах предпочтение каким-либо голосам?
– Приходится: ведь у нас и ансамбли есть, и хор. И тем не менее решающий фактор – перспективность.

– Что помимо вокала – занятий по специальности – приоритетно для ориентации на профессию?
Это сложный комплекс: и актерское мастерство, и сценическое движение, и танец, и иностранный язык, и культура речи. Не случайно итальянцы, знатоки и мастера вокала, говорят: «Слово в пении должно быть величественно!»

Справка:
Самые известные выпускники отделения:
Татьяна Бородина – лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра, Санкт-Петербург (педагог Е.А. Логвинова)
Елена Максимова – лауреат международных конкурсов, солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Staatsopera, Бавария, Германия (педагог Л.М. Сырвачева)
Лариса Юдина – лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра, Санкт-Петербург (педагог – з.а. РФ Т.В. Дроздова)
Владимир Целебровский – лауреат Всероссийского конкурса, солист Мариинского театра, Санкт-Петербург (педагог – з.а. РФ Виктор Суховской)
Елена Горшунова – лауреат международных конкурсов, солистка Академии при Мариинском театре, Санкт-Петербург (педагог – Р.А. Юдина)


От «Сокола» до «Графа Люксембурга»
– Ваше отделение всегда было тесно связано с пермской оперой. Как выглядят эти контакты сейчас?
– Одна из линий – хор. Артист хора – квалификация наших выпускников. В 2002 году мы создали на отделении свой хор. До этого наши студенты пели в коллективе дирижерско-хорового отделения, и им было трудно с этим справляться. Создатель хора – выдающийся музыкант, н.а. РФ, тогда главный хормейстер оперы Владимир Валерианович Васильев. После его безвременной кончины эту работу продолжил Дмитрий Батин, нынешний хормейстер театра. Ребятам в своем хоре комфортно, это сплачивает коллектив. Сейчас с оркестром ПГИИК хор готовит «Реквием» Форе.
Наши студенты активно посещают спектакли. Старшекурсники и в хоре театра поют, и в мимансе на сцену выходят. Среди преподавателей у нас – несколько солистов оперы: з.а. РФ Тамара Дроздова, з.а. РФ Виктор Суховской, Ольга Лийка, Владимир Тайсаев. А в составе оперной труппы театра есть выпускники отделения, солисты и стажеры: Айсулу Хасанова (сопрано), Даниил Соколов (тенор), Анжела Неласова (сопрано), Анатолий Маринин (тенор), Ольга Рапецкая (сопрано).

– В последнее время на вашем отделении появляются свои спектакли: и оперы, и оперетты, и музыкальные сказки. Насколько значимо это творческое направление в подготовке специалистов?
– Это наша инновационная деятельность. Мы начали со старинной русской оперы – «Сокол» Бортнянского. К юбилею Шостаковича поставили его оперу «Балда». Еще – «Бастьен и Бастьенну» Моцарта. Оперетты: «Прекрасная Елена» Оффенбаха и «Граф Люксембург» Легара. Подготовили и музыкальные сказки.

– Оперный класс у вас всегда был?
– Нет, раньше только актерское мастерство преподавали. Были отдельные эксперименты, но стабильная работа началась с творческого союза Владимира Тайсаева (режиссер) и Дмитрия Батина (дирижер).

Справка:
Отделение сольного пения было открыто в 1928 году, через 4 года после создания Мотовилихинского музыкального техникума.
Первые педагоги – солисты театров Ленинграда: Ксения Александровна Сорнева (сопрано) и Валериан Александрович Серебровский (тенор).
За 80 лет подготовлено более 600 специалистов.
На отделении сейчас работают 7 преподавателей (6 из них – выпускники училища) и 6 концертмейстеров.
Только за последние 10 лет 24 студента отделения стал лауреатами и дипломантами различных конкурсов, в том числе международных и всероссийских.
Обладатели именных стипендий: Тимур Бондарчук, теперь студент Хоровой академии (Москва) (краевой уровень), Дмитрий Мазанский, студент Московской консерватории (президентская стипендия).
Из 77 выпускников за последние 10 лет 50 человек поступили в вузы, остальные работают в хоровых коллективах пермской оперы и филармонии, в ДМШ и ДШИ.
 В оперном классе отделения «Вокальное искусство» поставлено 7 спектаклей.
Ежегодно студенты участвуют более чем в 30 концертах в Перми и крае.


Артисты из Большого
– Ваши студенты любят выступать: и соло, и в ансамблях. Причем выходят на ответственные сценические площадки: Органный зал и Большой зал филармонии, Дом Дягилева, Дом учителя и другие. Какое значение вы придаете организации концертно-просветительской работы?
– Это один из наших приоритетов, серьезная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Хотелось бы расширять это направление, выступать не только в Перми, но и в городах края.
У нас часто вспоминают курьез: как-то на концерте в маленькой деревеньке студентов приняли за артистов из Большого театра. Часто петь для людей – наша задача. Недавно съездили в Карагай с концертом, будем продолжать эту работу.

– Как вы формируете репертуар? Поете ли оперетты, мюзиклы?
– На 2-м курсе по учебному плану обязательно ставятся отрывки из оперетт. Поем песни-ретро. И спектакли наши показываем. В общем, готовы к встречам с разной публикой. Поп-музыка – не наша стихия. Там и певческий стиль другой, и манера поведения. Интересно, что в шоу-бизнесе певцы с академическим образованием долго держатся на сцене (Кобзон, Долина, Пугачева, Басков).

- Какова роль концертмейстеров?
Это наши великие труженики, наши помощники, а на сцене – артисты, партнеры. Девяносто процентов успеха зависит от них. Наши концертмейстеры – талантливые люди, подвижники.

- Студентов формирует вся вокальная аура Перми. Ваш взгляд на ее состояние?
Хорошо, что в филармонии выступают интересные певцы-гастролеры. Каждая яркая личность оказывает положительное влияние. Хотелось бы, чтобы по опыту столичных городов вход для студентов был бесплатный или хотя бы с большими льготами.
Активно развивается детский вокал. Но обучать этому искусству должны только специалисты.
Радует, когда я работаю в жюри, и сохранение традиций любительского академического пения (конкурс «Романсиада», который проводит Музыкальное общество Пермского края).
 В вокале самое сложное – это начало. То, что называется «достать голос». И – важные заключительные моменты: перед экзаменами, конкурсами. Помимо хорошего голоса и владения им должна быть и вокальная энергетика. Научить петь – можно при обоюдном желании педагога и студента. Но «примами» становятся единицы…

Галина Баталина


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.