04.02.2009
Людмила Сырвачева: «Вокал — профессия жертвенная»
…Она владеет искусством вокальной педагогики. Она знает тайны природы певческих голосов. Она умеет шлифовать их до изысканного блеска, а потом – отправлять на «звездную» орбиту.
Ее, Людмилы Сырвачевой, ученики, как и многие другие выпускники отделения «Вокальное искусство», которым она руководит в Пермском музыкальном колледже, блистают на лучших сценах России и мира. В эти дни отделение отмечает 80-летие. Собственную юбилейную дату она тоже отметила. Совсем недавно.
…Как музыка становится судьбой? У каждого артиста или преподавателя – история своя.
Почти невероятно: путь Людмилы Сырвачевой в Московскую консерваторию, в профессию, прочертила школа. Общеобразовательная.
Путевка комсомола Спортсменка. Активистка. Участница школьной самодеятельности. Такой она, тогда Людмила Наборщикова, была в школе № 5, на правобережье Камы. Мечтала стать агрономом, потому что всегда любила мир растений. Чуть было не уехала с подругами на север области по комсомольской путевке, учительствовать в начальной школе.
Но судьба в лице преподавателя немецкого языка, у которой Людмила даже и не училась, распорядилась по-другому. Любившая музыку и театр школьная учительница буквально за руку привела выпускницу в музыкальное училище.
Она не знала нот. Не умела играть ни на каком инструменте. На занятия, став студенткой, порой шла через Каму по льду пешком или добиралась на катере. Училась взахлеб, с увлечением открывая для себя новый, неведомый мир…
– Людмила Михайловна, говорят, что музыка живет в певце с рождения. Вы свои детские впечатления помните? – Конечно. Это – семья, деревня, потом – школа. Все мои тети имели потрясающие голоса. Дед хорошо пел. И я им подпевала. Родилась я в селе Рябчата Еловского района. Прожила там недолго, но потом меня отправляли к бабушке на каникулы. На вечерках пела вся деревня. Непременно – с гармонистом. В школе я увлекалась спортом: лыжи, коньки, баскетбол. Разряд имела, в соревнованиях участвовала. У нас был удивительный учитель пения – Иван Лукич, фамилию не помню. На баяне по слуху играл нам классику. Естественно, и песни школьные разучивал. Потом некоторые из нас пошли заниматься пением в кружок во Дворец пионеров.
Помню, лет в 14 на школьной линейке за успехи мне вручили часы. Такая гордость!
Да, нас еще в театр оперный часто водили.
– А если бы не случилось оказаться в музыкальном училище? – Уехала бы в Красновишерский район, в школу. Комсомол призывал. Мы так воспитаны были.
Когда прослушивали меня, помню, желающих был полный коридор. А заканчивали вместе со мной 10 человек. Учиться было, конечно, трудно без музыкального образования. Но я чувствовала, что меня любят, все стараются помочь. Особенно по сольфеджио – молодой преподаватель Ирина Георгиевна Мигай. По музлитературе и итальянскому – Владимир Николаевич Фокин. По фортепиано меня поддерживала концертмейстер Галина Леонидовна Якубович. Но, конечно, главный педагог – по специальности. Это – Елена Александровна Логвинова, выпускница Московской консерватории, ученица знаменитой Елизаветы Петренко, участницы «Дягилевских сезонов» в Париже. 14 лет Е.А. Логвинова была солисткой пермской оперы, 34 года заведовала нашим отделением.
У меня сформировался высокий голос: лирико-колоратурное сопрано. Толчком для дальнейшей учебы стала сцена. На отчетном концерте (а они у нас тогда проходили в театре, с настоящим оркестром), я пела сцену таяния Снегурочки Римского-Корсакова и Джульетту Беллини. Полный зал, аплодисменты. Дирижер Илья Ильич Гольдберг меня поцеловал. Все это просто встряхнуло. Так началась Москва.
Справка: Сырвачева Людмила Михайловна Выпускница Пермского музыкального училища (1965 г., класс сольного пения Е.А. Логвиновой)
Выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1971 г.)
Преподаватель Пермского музыкально-педагогического училища им. Д.Б. Кабалевского (с 1971 г. – 12 лет)
Преподаватель Пермского музыкального училища (колледжа) – с 1983 г.
Заведующая отделением «Вокальное искусство» – с 1994 г.
Обладатель Почетного знака «За достижения в культуре»
Подготовила более 40 выпускников, 30 из них поступили в музыкальные вузы, остальные работают по специальности
Дочь Екатерина – педагог-музыкант, выпускница отделения хорового дирижирования, сын Алексей – юрист
«Я так безропотна…»
– Вы оказались в главной консерватории страны. Как там все складывалось? – Это сейчас я понимаю, что такое процесс поступления. А тогда все как-то само собой получилось. Хотя конкурс был 20 человек на место. Самое яркое впечатление – педагог по фортепиано Елена Александровна Прохорова. Она была ученицей Нейгауза, аристократкой, знала несколько языков. Как она пела Графиню на французском – не рассказать! А я ей аккомпанировала. Она меня влюбила: в себя, в языки, в оперу. Мы слушали все концерты в Большом зале консерватории. В Большой театр приходили по студенческим билетам.
– Вас ориентировали на камерное или оперное пение? – Конечно, на театр. Оперный класс, потом оперная студия – я продвигалась очень хорошо. У нас было одно здание со Щукинским училищем. И в консерватории, и там мы давали спектакли. Зарабатывали по 8 рублей. Сначала – в хоре, потом – соло. Это была «Служанка-госпожа» Перголези, «Бастьен и Бастьенна» Моцарта. Потом – Розина, Мюзетта, Марфа.
О театре я, безусловно, мечтала. Но в Перми высокие голоса не очень были нужны, а уехать отсюда по семейным обстоятельствам не получилось. Так я и пришла в педагогику. Правда, пару раз спела Розину в «Севильском цирюльнике» Россини. Я хорошо чувствовала сцену и очень любила театр. Сожалею, конечно, что певческая судьба не сложилась, но концертировала я в молодости очень много.
Блиц Любимый мужской голос – все, если красивый тембр
Привлекательный по звуку инструмент – виолончель
Волнующий оперный жанр – драма
Любимые книги – русская классика (Чехов, Толстой) и специальная литература по вокалу
Телепередача – фигурное катание
Вид отдыха – театр, концерты, летом дача
Где предпочитаете встречаться с друзьями – дома
Каким блюдом гордитесь – пиццей собственного изготовления
Любимое растение – смородина
Романс – «Ямщик, не гони лошадей»
«Слово в пении должно быть величественно…»
– Людмила Михайловна! В чем для вас учительское счастье? – Есть одна мудрость, которую часто повторяет Галина Вишневская: «Научить невозможно, можно научиться». Очень важно взаимопонимание с учеником. Когда он впитывает все, все берет – получается результат. Это и есть счастливый момент.
– В чем особенности работы с вокалистами в среднем звене профессионального образования? – Мы – лишь первая ступень, начальный этап. И у нас – свои проблемы. Начинаем с гигиены голоса, с режима. От многого приходится отказываться. Вокал – жертвенная профессия.
Голос не всегда раскрывается сразу. И хотя сейчас многие студенты приходят с певческой подготовкой и потенциал сразу слышен, итоги зависят от работы каждого студента. Вокал – самая трудная из всех музыкальных профессий. Здесь задействована и умственная, и физиологическая сторона. Голосовой аппарат руками не подстроишь. Очень важен также индивидуальный подход.
– Отдаете ли вы на приемных экзаменах предпочтение каким-либо голосам? – Приходится: ведь у нас и ансамбли есть, и хор. И тем не менее решающий фактор – перспективность.
– Что помимо вокала – занятий по специальности – приоритетно для ориентации на профессию? Это сложный комплекс: и актерское мастерство, и сценическое движение, и танец, и иностранный язык, и культура речи. Не случайно итальянцы, знатоки и мастера вокала, говорят: «Слово в пении должно быть величественно!»
Справка: Самые известные выпускники отделения:
Татьяна Бородина – лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра, Санкт-Петербург (педагог Е.А. Логвинова)
Елена Максимова – лауреат международных конкурсов, солистка театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и Staatsopera, Бавария, Германия (педагог Л.М. Сырвачева)
Лариса Юдина – лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра, Санкт-Петербург (педагог – з.а. РФ Т.В. Дроздова)
Владимир Целебровский – лауреат Всероссийского конкурса, солист Мариинского театра, Санкт-Петербург (педагог – з.а. РФ Виктор Суховской)
Елена Горшунова – лауреат международных конкурсов, солистка Академии при Мариинском театре, Санкт-Петербург (педагог – Р.А. Юдина)
От «Сокола» до «Графа Люксембурга» – Ваше отделение всегда было тесно связано с пермской оперой. Как выглядят эти контакты сейчас?
– Одна из линий – хор. Артист хора – квалификация наших выпускников. В 2002 году мы создали на отделении свой хор. До этого наши студенты пели в коллективе дирижерско-хорового отделения, и им было трудно с этим справляться. Создатель хора – выдающийся музыкант, н.а. РФ, тогда главный хормейстер оперы Владимир Валерианович Васильев. После его безвременной кончины эту работу продолжил Дмитрий Батин, нынешний хормейстер театра. Ребятам в своем хоре комфортно, это сплачивает коллектив. Сейчас с оркестром ПГИИК хор готовит «Реквием» Форе.
Наши студенты активно посещают спектакли. Старшекурсники и в хоре театра поют, и в мимансе на сцену выходят. Среди преподавателей у нас – несколько солистов оперы: з.а. РФ Тамара Дроздова, з.а. РФ Виктор Суховской, Ольга Лийка, Владимир Тайсаев. А в составе оперной труппы театра есть выпускники отделения, солисты и стажеры: Айсулу Хасанова (сопрано), Даниил Соколов (тенор), Анжела Неласова (сопрано), Анатолий Маринин (тенор), Ольга Рапецкая (сопрано).
– В последнее время на вашем отделении появляются свои спектакли: и оперы, и оперетты, и музыкальные сказки. Насколько значимо это творческое направление в подготовке специалистов? – Это наша инновационная деятельность. Мы начали со старинной русской оперы – «Сокол» Бортнянского. К юбилею Шостаковича поставили его оперу «Балда». Еще – «Бастьен и Бастьенну» Моцарта. Оперетты: «Прекрасная Елена» Оффенбаха и «Граф Люксембург» Легара. Подготовили и музыкальные сказки.
– Оперный класс у вас всегда был? – Нет, раньше только актерское мастерство преподавали. Были отдельные эксперименты, но стабильная работа началась с творческого союза Владимира Тайсаева (режиссер) и Дмитрия Батина (дирижер).
Справка: Отделение сольного пения было открыто в 1928 году, через 4 года после создания Мотовилихинского музыкального техникума.
Первые педагоги – солисты театров Ленинграда: Ксения Александровна Сорнева (сопрано) и Валериан Александрович Серебровский (тенор).
За 80 лет подготовлено более 600 специалистов.
На отделении сейчас работают 7 преподавателей (6 из них – выпускники училища) и 6 концертмейстеров.
Только за последние 10 лет 24 студента отделения стал лауреатами и дипломантами различных конкурсов, в том числе международных и всероссийских.
Обладатели именных стипендий: Тимур Бондарчук, теперь студент Хоровой академии (Москва) (краевой уровень), Дмитрий Мазанский, студент Московской консерватории (президентская стипендия).
Из 77 выпускников за последние 10 лет 50 человек поступили в вузы, остальные работают в хоровых коллективах пермской оперы и филармонии, в ДМШ и ДШИ. В оперном классе отделения «Вокальное искусство» поставлено 7 спектаклей.
Ежегодно студенты участвуют более чем в 30 концертах в Перми и крае.
Артисты из Большого
– Ваши студенты любят выступать: и соло, и в ансамблях. Причем выходят на ответственные сценические площадки: Органный зал и Большой зал филармонии, Дом Дягилева, Дом учителя и другие. Какое значение вы придаете организации концертно-просветительской работы? – Это один из наших приоритетов, серьезная подготовка к будущей профессиональной деятельности. Хотелось бы расширять это направление, выступать не только в Перми, но и в городах края.
У нас часто вспоминают курьез: как-то на концерте в маленькой деревеньке студентов приняли за артистов из Большого театра. Часто петь для людей – наша задача. Недавно съездили в Карагай с концертом, будем продолжать эту работу.
– Как вы формируете репертуар? Поете ли оперетты, мюзиклы? – На 2-м курсе по учебному плану обязательно ставятся отрывки из оперетт. Поем песни-ретро. И спектакли наши показываем. В общем, готовы к встречам с разной публикой. Поп-музыка – не наша стихия. Там и певческий стиль другой, и манера поведения. Интересно, что в шоу-бизнесе певцы с академическим образованием долго держатся на сцене (Кобзон, Долина, Пугачева, Басков).
- Какова роль концертмейстеров? Это наши великие труженики, наши помощники, а на сцене – артисты, партнеры. Девяносто процентов успеха зависит от них. Наши концертмейстеры – талантливые люди, подвижники.
- Студентов формирует вся вокальная аура Перми. Ваш взгляд на ее состояние? Хорошо, что в филармонии выступают интересные певцы-гастролеры. Каждая яркая личность оказывает положительное влияние. Хотелось бы, чтобы по опыту столичных городов вход для студентов был бесплатный или хотя бы с большими льготами.
Активно развивается детский вокал. Но обучать этому искусству должны только специалисты.
Радует, когда я работаю в жюри, и сохранение традиций любительского академического пения (конкурс «Романсиада», который проводит Музыкальное общество Пермского края). В вокале самое сложное – это начало. То, что называется «достать голос». И – важные заключительные моменты: перед экзаменами, конкурсами. Помимо хорошего голоса и владения им должна быть и вокальная энергетика. Научить петь – можно при обоюдном желании педагога и студента. Но «примами» становятся единицы…
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.