Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
04.02.2009
«Орфей»: уйти в потусторонний мир и вернуться

Премьеру прошлого года, оперу «Орфей» Клаудио Монтеверди, в Перми называют «живым спектаклем». Действительно, зрители, сидящие не в зале, а прямо на сцене, не просто смотрят, а окунаются в оживающие древние эпохи.


В том, что спектакль необычайно человечный, трогательный и понятный (несмотря на исполнение на итальянском языке), огромная заслуга музыкантов и певцов. «Орфей» – произведение, посвященное Музыке. Она – его главная героиня.

Одним из главных составляющих спектакля является то, что все 125 зрителей располагаются на сцене, совсем рядом с камерным оркестром и актерами, которые во втором акте оказываются в зрительном зале. Негромкое звучание старинных инструментов и пение, характерное для начала XVII века – призванное показать красоту тембра, а не мощь голоса, – создают необычайно интимную атмосферу действа, где зритель максимально приближен к происходящему.

Ограниченный крошечным пространством сцены, спектакль передает каждому зрителю, с каким проникновением Монтеверди писал эту музыку, ставшую первой в истории «большой» оперой. И как подобает великой опере, она изучает человеческое бытие и в заключение пытается найти в нем смысл – «лишь тот достоин вечной славы, кто сумел одержать победу над собой».

Режиссер превращает сюжет древнегреческой трагедии в стильное смешение жанров и эпох: если вначале нас встречает Музыка в античном хитоне, имитирующем обнаженность, то уже через полчаса Орфей и компания оказываются в XVII веке. А после антракта появляется Харон в «спецухе», наяривающий на аккордеоне на фоне реанимации, чтобы оставить безутешного главного героя на светящемся помосте, уходящим в преисподнюю. Завершается действо экскурсией по древнегреческим развалинам.

Свобода чувствуется во всем не случайно. Во времена Монтеверди не было принято писать конкретные партитуры для конкретного состава – музыканты не следуют точно записанным нотам, а импровизируют внутри обозначенного композитором каркаса. Это для российских театров доселе являлось непреодолимым препятствием: у нас «Орфея» не ставили никогда – традиции таковой нет, и непонятно, как он, собственно говоря, исполняется. По словам самих пермских пионеров, поначалу им пришлось двигаться «на ощупь, как слепым котятам».

Для тех, кто опасается не понять рассуждений персонажей на итальянском языке, сообщаем, что здесь проблема решена двумя ТВ-мониторами с переводом – каждая строчка вполне читается в столь камерном пространстве. Последнее обстоятельство делает пермского «Орфея» (он появился в декабрьском репертуаре), обязательного к посещению заядлыми театралами, соблазнительным для всех остальных. И даже если вы до этого не слишком жаловали оперу, побывав в камерном аду «Орфея», почувствуете себя избранными ценителями.

Состоится 31 января в субботу.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.