Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
15.01.2009
Человек-эпоха и эпоха человека

Театр – живое искусство. Блестящие спектакли рождают множество восторженных отзывов, но – фактически – через некоторое время от работ талантливого режиссера, талантливого актера не остается никаких «вещественных доказательств»: спектакль существует только в момент его исполнения. Казалось бы, всё это так. Но каждая действительно чего-то стоящая режиссерская работа исполняет свою миссию: продолжая, доказывая ценность открытий великого Русского Театра; создавая особую театральную среду, богатую историческим опытом и обогащенную новизной подходов.


Такая среда драматического искусства существует в Перми. Молодой духом – и богатый многолетней историей – Пермский академический Театр-Театр несколько лет назад начал новый этап. Сегодня со всей уверенностью можно сказать: это театр Мильграма – пространство, ценностью которого является Театр в самом широком смысле этого понятия, Театр во всем многообразии его сознаний и форм.
Жизнь меняется, меняется и театр. Но он не должен изменять самому себе. Спектакли Театра-Театра, волнующие зрителя новизной и неожиданно открывающимися гранями классики, завораживают еще и тем, как глубоко и тонко здесь осмыслен опыт психологического театра – «театра переживания», который в Перми принято называть «театром Бобылёва».
Мы привыкли думать, что большие режиссеры – недостижимы: они живут где-то далеко или жили давно, когда-то. Режиссер, чьим именем в Перми сегодня называют целую театральную эпоху, живет рядом – в одно время с нами. «Бобылёв» – это давно уже круг понятий, символ определенных творческих ценностей. «Бобылёв» – обширное художественное явление.
На этой неделе Иван Тимофеевич именинник: 14 января ему исполнилось 84 года. Он в хорошей форме, прекрасно выглядит. Ясно, остро и современно мыслит. Следит за всем, что происходит в мире, в стране, в театральной жизни. Великий режиссер с особым мироощущением, мировосприятием, занимающий важное место в пермской культуре, он остается организованным, волевым и в то же время – простым и добрым человеком.
Иван Тимофеевич Бобылёв руководил Пермским театром драмы почти половину его существования. В прошлом сезоне театр отмечал юбилей – 80 лет.
37 из них можно смело называть «эпохой Бобылёва».
Эта эпоха – множество великолепных спектаклей, каждый из которых выстроен в контексте традиций русской культуры, в каждом из которых пьеса приобретает самое острое современное звучание. За годы работы в пермском театре Бобылёв сумел создать труппу, которая считалась одной из лучших в стране. Лидия Мосолова, Галина Васильева, Евгений Шальников, Виктор Саитов, Лидия Аникеева, Александр Корчажников, Владимир Гинзбург, Владимир Дроздов – эти и многие другие выдающиеся актеры труппы Бобылёва сумели поднять театр на высокий художественный уровень. Великий режиссер без команды блистательных актеров мало что может. И Иван Тимофеевич сумел воспитать, собрать на сцене актёров-лидеров, способных выразить душу каждого его спектакля. Многие актеры, которые начинали при Бобылёве, стали народными, заслуженными артистами. С его легкой руки многие занялись режиссурой – Владимир Дроздов, Никита Ширяев, Владимир Гинзбург. Воспитывать актеров Бобылёв продолжал не только в театре, большую роль он сыграл и в создании актерской специальности в ПГИИК.
Характер и воля – вот главное, что проявлялось в работе на сцене. У Бобылёва была ясная концепция, очень четкое решение касательно того, каким будет каждый его спектакль. Еще до начала репетиций Бобылёв видел спектакль, чувствовал и, самое главное, – слышал. Слышал, как должен «звучать» каждый человек на сцене, – и блистательно, заразительно показывал это сам.
«У Бобылёва есть удивительное врожденное чувство правды на сцене, – говорит коллега и друг Ивана Тимофеевича Владимир Гинзбург. – Он всегда чувствовал малейшую фальшь, наигрыш, представленчество. Бобылёв – приверженец школы Станиславского, школы переживания. Главное для него – человек с его бедами, болями, страстями. И Бобылёв всегда старался этого человека прочувствовать. Найти те мотивы, которые помогут актеру понять, какого человека ты играешь. Если Бобылёв видел, что актер правильно чувствует роль, правильно существует на сцене, то он давал свободу – и здесь могли быть совершенно неожиданные актерские открытия. Но когда актер не понимал, Бобылёв показывал, настаивал – был непреклонен. Но главное, результат, – стоил того».
Пьесы Чехова, Островского, Горького у Бобылёва поворачивались такими сторонами, что зрители с удивлением слушали знакомый текст, как заново написанный. Для режиссера Бобылёва всегда главным был смысл той истории, которая рассказывалась на сцене. Каждая история – прежде всего о людях. Значит, в каждом спектакле должен быть добрый человеческий смысл.
«Да, в провинции тогда не было таких театров, – вспоминает актер Владимир Дроздов, проработавший с Иваном Тимофеевичем много лет. – Театр Бобылёва – театр высокопрофессиональный: умный, сильный и беспощадный. В спектаклях Ивана Тимофеевича всегда острое, неожиданное развитие действия.
Бобылёв учил нас, актеров, играть правду. Чисто. Конкретно. Не терять действия. Ничего лишнего. Стремительная „чистая“ речь. И – энергия, потоком идущая в зрительный зал. Так нас учил Иван Тимофеевич. В профессии масса таких тонкостей, мелочей, которые являются важными ее составляющими частями. К нам приезжали артисты из других театров. Сидели на репетициях – учились вместе с нами. Завидовали.
Театр Бобылёва – добрый театр! Где режиссер знает и верит, что в зале будут сидеть хорошие, добрые и умные люди, ждущие умного и доброго разговора; общения, обогащающего душу, знакомства с людьми (персонажами – и актерами), чья судьба непроста, но близка; сложна, но понятна. Чтобы зрителю обязательно захотелось еще и еще раз услышать этих людей. Театр Бобылёва любили те, кому важно было знать, что добро живет рядом, что душевная щедрость – достоинство, а забота о других – благо!
Наш режиссер приучал нас к глубокому живому общению со зрителями. Именно актер выходит на сцену и оживляет декорации, придуманные художником. Именно актер произносит текст, написанный драматургом, и воплощает действие, выстроенное режиссером. Именно актер вступает в общение с публикой. А подготовить его к этому ответственному – мистическому – акту обмена духовной энергией сцены с залом должен режиссер. Его дело – не „сочинение“ невероятных мизансцен, не „изобретение“ громоздящихся на сцене конструкций, а подготовка живого энергетического обмена актеров со зрителями».
Пермь стала для Ивана Бобылёва второй родиной после Москвы, где прошли его детство, юность, учёба в театральном училище им. Б.В. Щукина. Свой грандиозный творческий путь Иван Тимофеевич Бобылёв начал в закрытом городе Челябинск-40 (ныне Озёрск) в 1950 году. Потом работал в Воронежском театре им. А.В. Кольцова, был главным режиссёром Ивановского драматического театра и Московского театра им. К.С. Станиславского.
 В Пермский театр драмы Бобылёв приехал в 1967 году, став его главным режиссёром и художественным руководителем (в 1967—1969 и 1972—2004 годах). Именно при Бобылёве театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени и удостоен звания академического.
Первой же постановкой на пермской сцене – «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого – Бобылёв громко заявил о себе. Писатель Виктор Астафьев в своей статье назвал спектакль «волнующим, умным и сложным».
Многочисленные режиссёрские работы Бобылёва последующих лет лишь умножали славу Перми театральной: «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, «Три сестры» А.П. Чехова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Последний срок» В.Г. Распутина, «Доходное место», «Без вины виноватые» А.Н. Островского, «Кукольный дом» Г. Ибсена.
Как признают критики, Бобылёв владеет даром видеть душу человека в произведениях самых разных по своей стилистике. Совершенно неожиданные решения он находил для пьес Л.Н. Толстого и С. Мрожека, И.С. Тургенева и М.А. Булгакова, А.М. Горького и А.В. Вампилова, А.С. Грибоедова и Б. Брехта. В 1990-е годы он первым в России поставил пьесы зарубежных классиков ХХ века: «Как прежде, но лучше, чем прежде» Л. Пиранделло, «Адская машина» Ж. Кокто.
Иван Тимофеевич – не только режиссёр-постановщик и организатор театрального дела, но и педагог, воспитавший не одно поколение артистов. Многие годы он был членом Центральной ревизионной комиссии Союза театральных деятелей России, членом комиссии по Государственным премиям при Совете министров РФ, возглавлял режиссёрскую секцию областной зоны Урала и поныне является членом правления Пермского отделения СТД. Бобылёв принимал самое непосредственное участие в создании и становлении Пермского института искусства и культуры, возглавлял кафедру театральной режиссуры, работал с первым актёрским экспериментальным курсом, максимально приближая учебный процесс к практике театра.
Рассказать об Иване Тимофеевиче многое могут его звания и награды. Бобылёв – режиссер, народный артист СССР, лауреат государственной премии РСФСР, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук, Почетный гражданин Пермской области. За вклад в развитие искусства и культуры награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Почета, орденом Петра Великого 1-й степени. На театральном фестивале «Волшебная кулиса» удостоен звания лауреата в номинации «За честь и достоинство».
Сегодня, будучи на заслуженном отдыхе, Иван Тимофеевич остается организованным, крепким человеком, продолжающим заниматься творчеством и радоваться жизни. Дочь Бобылёва – Ольга Силина, замечательная актриса Театра на малой Бронной.
После выхода на пенсию Бобылёву предлагали стать режиссером в Лысьвенском театре, преподавать в ПГИИК. Но он отказался.
Иван Тимофеевич, с первого взгляда полюбивший природу Северного Урала, вот уже двадцать пять лет каждое лето ездит в верховье реки Вишеры.
«Его не столько привлекает ловля хариуса, сколько то, что в нашей суровой и прекрасной природе он ощущает себя очень гармонично, – рассказывает Владимир Гинзбург. – В знаменитом Вишерском заповеднике Бобылёва знают много людей – знают как человека знаменитого, выдающегося. И в то же время он там свой – простой и близкий. В нем самом есть что-то такое исконно русское, природное. Поэтому селяне ему доверяют, делятся своими секретами, болями, радостями. Он какой-то очень земной, добрый. И в то же время – по-прежнему организованный, цельный человек.
Он продолжает работать – читает очень много пьес, анализирует их, проигрывает, – говорит Владимир Гинзбург. – Как-то мы, друзья, пришли к Ивану Тимофеевичу на день рождения. И он сыграл нам несколько сцен из «Гамлета», которые он дома, у себя в кабинете, проанализировал, нашел решение особого актерского существования. Это было потрясающе! Мы просто ахнули! Такая удивительная глубина, страсть, правда. Он очень талантливый человек. И талант не дает ему успокоиться. Владимир Валерьевич Дроздов, с которым мы много лет работали вместе, всегда говорит: «Бобылёв – гений. Он обыкновенный гений».

Ирина Гулая.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.