Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
15.01.2009
Диалог с мудростью

Каждая творческая личность – загадка. Зрелость наполняет загадку магией. Притягивает.
…У нее редкое имя – Рея, со своей особенной морской историей. Для сотен людей: профессиональных музыкантов, театрального мира, интеллигенции, гимназистов и их родителей, за этим именем – энергичный, твердый, неугомонный характер, обаяние доброты и сердечности. Дирижер-хоровик по образованию, руководитель по призванию, заслуженный работник культуры РФ Рея Васильевна Котова – всегда среди музыки, среди молодежи. И непременно – в курсе всех событий.


Первая запись в трудовой книжке – «Молотовское музыкальное училище». На вопрос о любимом месте в Перми отвечает не задумываясь: музыкальное училище. Уже многие годы является консультантом по музыкально-хоровому направлению в гимназии им. Дягилева. А юбилейные даты, как и эту, недавнюю, «круглую», по традиции отмечает в Хоровой капелле мальчиков, где была и преподавателем, и директором. Где ее всегда встречают как родного и очень уважаемого человека.

«Сладкая греза»
В музыкальное училище в войну принимали учиться и без подготовки. Она играла при поступлении «Сладкую грезу» Чайковского (из педагогического репертуара младших классов музыкальной школы). Собственная память зафиксировала шаги профессионального роста: 1-й курс – «Подснежник» Чайковского, 2-й – фортепианный концерт Мендельсона, на 3-м был «Революционный этюд» Шопена и Концерт Грига для фортепиано с оркестром, на выпуске – Первый концерт Рахманинова. «Быстро скакала!» – смеясь, прокомментирует она свои успехи.
Время детства – голодные годы. Когда ей, двухлетней девочке, тетя принесла, как рассказывала Рея Васильевна, «беленькую булочку» (какой трепетный эпитет!), ребенок не понял, что это такое.
 В селе Рябки Чернушинского района, где отец был одним из руководителей партизанского движения, ему дали квартиру, в которой стоял рояль. Так она прикоснулась к звукам. И к своей мечте…
Когда семья уезжала в Пермь, с собой забрали не рояль, а корову. И это – тоже одно из ярких детских воспоминаний. Троих детей, младшая из которых – Рея, надо было кормить. Корову пристроили к знакомым в дом на окраине Перми. А первое пианино появилось у нее только после окончания консерватории.

Мир на крыльях альбатроса
…Она неторопливо говорила, погрузившись в далекие воспоминания, а я все порывалась произнести простой вопрос, который за несколько десятилетий общения со своим наставником в профессии и жизни никогда не задавала:
– Рея Васильевна, как вам досталось такое редкое имя?
– Родители ждали третьего ребенка. Папа во время первой русской революции служил на Дальнем Востоке на крейсере «Аскольд». Именно так, Аскольдом, они хотели назвать своего следующего сына. А появилась девочка. Мама предложила имя Фрейя (надо же, потом в консерватории я подружилась со студенткой из Свердловска с таким именем!). Папа согласился на Рею. Наверное, это напоминало ему морскую молодость, он ведь даже в «кругосветку» ходил. Я запомнила по его рассказам, что в 1905-м, представьте себе, француженка учила его кататься на роликах. В школе меня, конечно, дразнили из-за имени. До слез дело доходило.
– Как вы пришли в музыку и почему профессией выбрали хор?
– Мама моя была учительницей математики. Окончила осинскую гимназию, преподавала в Бик-Барде, там, где родовое имение Дягилевых. Уже потом – в Перми. Очень любила петь. Стремилась нас приблизить к музыке. Брата отправили в школу на скрипку, а меня не взяли, потому что не было пианино. И только в 13 лет я начала заниматься в кружке во Дворце пионеров. Обучение было платное, но родители пошли на это, чтобы осуществить мою мечту. Мне разрешили и самостоятельно заниматься во Дворце, поскольку инструмента дома не было. С тех пор моим любимым и единственным по фортепиано педагогом была Валентина Ивановна Воронова, ученица знаменитой Елены Ф. Гнесиной (Москва).
Я всегда любила петь в хоре. Даже участвовала в опере М. Коваля «Волк и семеро козлят» в 21-й школе. А учитывая то, что подготовка в игре на фортепиано была недостаточной, другого выбора, кроме дирижерско-хорового отделения, не было. Да я и не жалею.

Музыка для мальчишек
– Рея Васильевна, вы 13 лет были директором Пермской хоровой школы мальчиков. Еще в старом, двухэтажном здании, в пору становления. В чем, на ваш взгляд, уникальность Хоровой капеллы (теперь она так называется)?
– У этого вида пения – свои, особенные краски. И голоса мальчиков совсем не обязательно смешивать с голосами девочек. К тому же у хормейстера в этом случае – дополнительные проблемы. Да и ведут себя мальчишки в своей среде совсем по-другому. Мы еще в 1978 году открыли в Дягилевской гимназии (школа № 11) филиал ХШМ. С тех пор здесь в хоровых коллективах или ансамблях поют все ученики.
– Хоровая капелла активно развивается, готовится отметить весной 45-летие. Здесь много блистательных побед: и международного уровня, и всероссийского, и краевого. Награды получали как хоровые коллективы, так и солисты. Какие традиции вам видятся самыми ценными?
– Хор мальчиков, первый на Урале, сохранили. Ансамбль юношей вырос в хоровой коллектив. А это уже – возможности петь смешанным составом. Очень важно, что деловые и профессиональные качества руководителей, в первую очередь  з. р.к. РФ Ларисы Васильевны Носковой, позволяют организовывать не только много концертов, но и различных поездок. От директора во многом зависят и микроклимат в коллективе, и творческая атмосфера.
– Сегодня у детей и их родителей столько возможностей выбрать разные занятия! Чем можно заинтересовать и удержать в капелле тех мальчишек, кто не очень хочет петь?
– Хор они, как правило, любят. А еще, я знаю это точно, парням очень нравится выступать. С радостью идут на сцену, даже если ничего не знают.
– Что бы вы пожелали капелле к юбилею?
– Яркий, качественный концерт подготовить и организовать интересную поездку.

«К детям надо быть ближе…»
– Вы так или иначе всю жизнь связаны со сферой музыкального образования и с детьми. Непростое дело, множество проблем. Что для вас значит эта работа?
– Я действительно работала в разных музыкальных школах, в том числе с хоровыми коллективами, а также – в самодеятельности. И я уверена: чем старше становишься, тем надо быть ближе к детям. Они дают жизненный тонус, энергию.
– Вам много приходилось беседовать с людьми, в частности с родителями детей, о пользе начального музыкального образования. Для чего в наше время, в век Интернета, надо бы учиться музыке?
– Я всегда говорю, что это развивает душу ребенка, его чувства. Дети, которые связаны с музыкой, по-другому воспринимают все вокруг. У них иное, более яркое, эмоциональное восприятие. Музыка развивает потребность в творчестве в любых жизненных проявлениях. Дети более организованы, умеют ценить время. Переключение деятельности – своего рода отдых. Пение – это дыхание, что полезно для здоровья. Но главное – это духовное наполнение.
– Сейчас рассматривается идея перехода на бесплатное обучение в музыкальных школах. Как вы к этому относитесь? Не превратятся ли школы в кружки музицирования в собственное удовольствие?
– Сколько помню, музыкальные школы всегда были с родительской оплатой. Конечно, для семьи лучше не платить, но, боюсь, как бы не разрушилась наша система непрерывного профессионального музыкального образования, результативность которой ценит весь мир.
– Ощущаете ли вы здесь развитие?
– Многие школы выделяются своими творческими коллективами, создают театры. Появились школы искусств, и это интересно. Качество не всегда проявляется, хотя талантливых детей было много во все времена. Жаль, что музыку профессией не хотят выбирать.
– Как вы относитесь к ситуации с уроками музыки в общеобразовательных школах?
– На мой взгляд, дела здесь обстоят неважно. Во времена Кабалевского и он сам, и Хоровое общество (тогда – всесоюзное), и музыканты-энтузиасты боролись за то, чтобы в каждой школе были уроки музыки. Теперь этого нет, что, конечно, сказывается на общей культуре молодого поколения. Классика уходит. Все – сплошное шоу.

«Лбовская консер­ватория»
– Вы называете любимым местом в Перми музыкальное училище. Почему?
– Это мое первое место работы сразу после консерватории. А еще – здесь я училась, и это профессиональная школа на всю жизнь. У меня были замечательные педагоги: по дирижированию – Николай Павлович Кольцов (он и директором был, и завучем в разные годы), по фортепиано – Валентина Ивановна Воронова. Вокал – Валерий Александрович Серебровский, весь цикл теории – Георгий Игнатьевич Мигай. Очень важен был для нас оперный театр. Мы много слушали радио, знали отечественных солистов по голосам. В студенчестве мы ходили в театр едва ли не каждый день. Кстати, еще в детстве, помню, родители покупали семейный абонемент в ложу на пять человек. Комсорг, парторг, директор – все мои первые шаги руководителя – родом отсюда. Мне очень помогала в педагогической работе  з. р.к. РФ Тамара Петровна Редько, возглавлявшая тогда хоровое отделение.
– Вы ведь учились в старом здании, оно было в глубокой Мотовилихе, в районе площади Восстания. Об этом мало кто знает. У Пермского музыкального училища (теперь – колледжа) – 85-летняя история, и большинство музыкантов города тоже учились здесь когда-то, но уже в новом здании в центре города (с 1960 года). Каким было училище в послевоенные годы?
– Тогда мы находились на улице Лбова (в районе мотовилихинского рынка). Нас даже называли «лбовская консерватория». Большая часть занятий проходила у педагогов дома. В этом старом здании было всего пять классов. Печку топили углем, на занятиях сидели в пальто. Большой класс был как зал. Мы все собирались здесь вечером, и все пели в хоре. А днем в разных углах класса каждая группа занималась своим предметом. Очень много мы выступали в госпиталях для раненых. Трамваи в те времена ходили редко, и в центр города приходилось идти пешком.
– А в вашу бытность директором что происходило?
– Это был конец 60-х годов. С одной стороны – время ярких музыкальных событий. Например, наш хор (а хоровое отделение в те годы было очень сильным) исполнял вместе с хором и оркестром оперы и «Реквием» Моцарта, и Патетическую ораторию Свиридова, и его же «Поэму памяти Сергея Есенина» (дирижер – И.И. Гольдберг). А с другой стороны – целина, куда наши студенты уезжали на целое лето. Что до картошки-моркошки, то это «трудовое воспитание» было обязательной и веселой частью нашей жизни многие годы. Студентов в годы моего директорства, включая вечернее и заочное отделения, было почти тысяча. Повсюду в области открывались музыкальные школы, и специалисты были очень нужны. Мы много занимались и методической работой, и консультациями, а также концертно-просветительской деятельностью.
– Власть сейчас активно обсуждает идеи реструктуризации средних профессиональных образовательных учреждений. Речь идет, видимо, о разных вариантах объединения. Что вы, как опытный руководитель, думаете по этому поводу?
– Считаю, что такие «киты» искусства, как наше прославленное училище, должны быть самостоятельны. Особенно в таком городе, как Пермь, где есть замечательные культурные традиции, но нет таких академических учебных заведений, как консерватория или специальная школа-десятилетка. Край у нас огромный, есть где развернуться выпускникам. Наоборот, общежитие надо создать для студентов из других городов. Училище – центр музыкальной классики.

Морские мотивы
– Рея Васильевна, вы знаток хорового дела. Интересно, за праздничным столом у вас в доме принято петь?
– Теперь уж реже поем. Но когда компания собирается, то для мужа моего, Игоря Викториновича, напеваем красивую душевную песню: «Прощайте, скалистые горы». Он ведь наше военное училище окончил – МАТУ. Служил на Рыбачьем. Ушел на фронт добровольцем. Потом его отправили на японскую войну. Морская тема мне очень близка, тем более что и папа был морем увлечен.
– Немножко лирики. А есть особенно ценное для вас качество мужского характера, о котором вы, быть может, мечтали еще в юности?
– Ум. Конечно, ум. Игорь Викторинович мне всегда очень интересен. Он был и партийным руководителем, и театральным. Мыслит глубоко. Когда в молодости меня спрашивали: «Ты принца Уэльского ждешь?», я отвечала: «Главное – встретить умного человека. И – чтобы он хоть чуточку был повыше (для туфель с каблуками). А еще – не скупой». Такого и встретила.

«Пермские Афины»
– Вы один из символов современного Дома Дягилевых. Каждый концерт здесь проходит под вашим руководством. Чем вам дорог этот Дом?
– Мне всегда были интересны пермские традиции Дягилевых. Когда мы занялись возрождением «дягилевских четвергов», ставку сделали на классику. Подняли качественный уровень, подключив не только творческую молодежь – студентов, но и преподавателей вузов, филармонию, театр. При всем том, что я лично знакома со многими музыкантами, дело это хлопотное. Но когда вижу счастливые лица и слушателей, и артистов, чувствую большое удовлетворение. Все это очень важно для воспитания молодого поколения.
– Одна из замечательных традиций – концерты «Ученик и Мастер», где вместе с артистами выступают и гимназисты: хор, участники хореографической студии, солисты. В чем еще вы ощущаете результативность работы по музыкальному воспитанию?
– Да в том, как дети слушают: внимательно и заинтересованно. И родители ждут детей до окончания «музыкального часа» (так мы называем эти встречи) с пониманием, иногда и сами слушают музыку вместе с детьми. Конечно, и с преподавателями пришлось много работать, чтобы привыкли к концертам как к необходимой части работы. Зато теперь мы – соратники.
– А каких музыкантов в Доме Дягилева еще не слышали?
– Очень хотим пригласить композитора Сергея Дягилева. Это молодой музыкант из Санкт-Петербурга. Внучатый племянник Елены Валерьяновны, мачехи Сергея Павловича Дягилева.

Почти по Крылову
– Чем культура Перми может гордиться сегодня?
Все-таки балетом. И галереей. Много интересного происходит в филармонии. Считаю большим успехом проект «Музыка старинных особняков»: он очень приближает музыку к людям.
– А каких изменений ждете в музыкальном искусстве?
– У нас так и не создали симфонического или хотя бы камерного оркестра. Во всех крупных городах Урала есть. Мы отстаем. Чего еще не хватает? Порядка. И последовательности. Есть много спонтанного, отдельные всплески, рассчитанные на быстрый и яркий эффект. Много передвижений, перестановок. Будет ли от этого смысл? Вспомнишь тут басню Крылова про квартет: «А вы, друзья, как ни садитесь…»

Галина Баталина.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.