Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
15.01.2009
«Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи…»

Можно ли в искусстве искать сходства и различия? Сравнивать неистовость Брамса и ясную стройность Моцарта? Музыка – бесконечно многогранна, изменчива. И гениальный музыкант, тонко ощущая мысль композитора, привносит в каждое исполняемое им произведение то, что видит он. То, как он чувствует: музыку, композитора, эпоху – себя в мире. Игра великого скрипача двадцатого века Леонида Когана – воплощение бури и воинственности, как у Брамса. Скрипка Когана «говорила» взволнованно и страстно, вдохновенно рассказывая о трагических коллизиях человеческой жизни, о надеждах и утратах, мечтах и разочарованиях. Изменим лишь одну букву – «Коган» станет «Каганом». И тогда – изменится всё. Олега Кагана называли Моцартом исполнительского искусства, а его игру – воплощением самой гармонии. «Это художник исключительной нежности, – говорил о Кагане Мстислав Ростропович. – Нежности к друзьям, музыке, инструменту…»
Двух скрипачей экстра-класса сравнивать нельзя. Можно только рассказывать о каждом из них – рассказывать бесконечно, как бесконечно глубока и полна смысла игра Леонида Когана и Олега Кагана.


«Я хочу играть так, как чувствую»
Эти слова Леонид Коган повторял постоянно. Скрипач, которого всегда выделяла воинствующая творческая позиция, и в самом деле чувствовал необычайно глубоко и тонко – чувствовал музыку, жизнь, свою скрипку, сливаясь с ней: человек и музыкальный инструмент представляли собой неделимое целое. Голос скрипки Когана, густой, напряженный, переливался всеми тембрами. Его музыкальное искусство было будто спрессовано в единый энергетический сгусток. Любое произведение в исполнении Леонида Когана становилось живым существом.
Коган, без сомнения, являлся мастером крупных форм. Его игра – масштабная, глобальная, с глубоким осмыслением исполняемой музыки. Каждое произведение, исполненное Леонидом Коганом, открывалось слушателю по-новому. Но, пропуская музыку через свою душу, переживая её, музыкант не изменял авторскому замыслу. По аудиозаписям игры Когана можно точно воспроизвести нотный текст – со всеми указаниями автора.
«Мне хочется, чтобы слушатель испытал максимальный душевный подъем и полное эстетическое удовольствие, которые испытываю я, исполняя произведение на эстраде», – говорил Коган. Скрипач всегда хотел непременно убедить всех, заставить почувствовать музыку так, как чувствовал он сам. Во время концертов он целиком отдавался власти артистического темперамента, чем электризовал публику, притягивал ее внимание, пробуждал ее способность к творческому мышлению.
Леонид Коган родился в Днепропетровске 14 ноября 1924 года. «Заниматься на скрипке я стал совершенно случайно, – рассказывал музыкант. — Мои родители не были музыкантами. В детстве скрипка привлекала меня необычностью формы и удивительными звуками. Когда мне было три года, я не ложился вечером спать, если рядом со мной не клали скрипку. В пять лет <…> после долгих моих просьб родные купили мне маленькую скрипку, что было для меня огромной радостью».
Большую роль в развитии таланта мальчика сыграл один из основоположников современной отечественной скрипичной школы Абрам Ильич Ямпольский, прививший ему любовь к труду, к сложному искусству игры на скрипке.
Леониду не было еще и тринадцати лет, когда о нем заговорила Москва. В 1943 году он поступил в Московскую консерваторию, а затем – в аспирантуру, где поразил музыкантов виртуозным исполнением труднейших 24 каприсов Паганини, который на долгие годы стал любимым автором Когана. Даже тяготы военных лет не смогли помешать упорной до одержимости работе скрипача, блестящему расцвету его дарования.
 В конце сороковых годов начинается активная концертная деятельность Леонида Когана. Блистательная победа на Международном конкурсе скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе стала ярким свидетельством того, что для Когана наступил период творческой зрелости. Музыкант с триумфом выступает во Франции и Швеции, Польше и Болгарии, Англии и ГДР, США и Аргентине, Японии и Новой Зеландии – и всюду его встречает восторженный прием.
Позднее Коган стал преподавателем Московской консерватории, среди его учеников – известные музыканты Андрей Корсаков, Илья Груберт, Йоко Сато, Эдуард Татевосян и многие другие. Леонид Коган передал своим детям – сыну Павлу, скрипачу и дирижеру, и дочери-пианистке Нине – многие секреты исполнительского мастерства.
Жизненный путь артиста неожиданно оборвался 17 декабря 1982 года, когда после возвращения из Вены он ехал из Москвы в Ярославль исполнять Баха и Шостаковича. В его творческих планах значились новые прочтения сочинений Паганини, очередные гастроли. Но этим планам уже не суждено было осуществиться…

«Моцарт скрипки»
Так назвал Олега Кагана выдающийся альтист Юрий Башмет. Игра Кагана – утонченная, блистательная в своей нежности. Исполнение, где каждый звук пронизан искренней теплотой, трепетом и глубиной, смелостью. Олег Каган прежде всего – камерный музыкант, «художник мелких форм», хотя он блестяще исполнял и крупные концертные сочинения. В ансамблях со своими друзьями-музыкантами Святославом Рихтером, Юрием Башметом, женой Наталией Гутман Каган восхитительно исполнял ансамбли, заслуживая признание слушателей именно камерностью, интимностью и глубиной высказывания. Кагану присущи потрясающее чувство формы, соотношения деталей музыкального произведения. Каждое произведение для Кагана – пластично. Каждое является пространством для слияния идей и мыслей композитора и исполнителя. Олег Каган, играя свободно, не «теряет» заложенный композитором смысл, а лишь обогащает его, привнося свои мысли, «подсвечивая» музыку душевной теплотой, которой обладал музыкант.
Олег Каган родился в Южно-Сахалинске 22 ноября 1946 года. С семи лет Каган учился в Риге по классу скрипки в школе при консерватории. Потом известный скрипач Борис Кузнецов перевёз Кагана в Москву на обучение в ЦМШ, позже была учеба в консерватории. После смерти Кузнецова учителем Кагана стал знаменитый Давид Ойстрах.
 В 1964 году Каган завоевал четвёртое место на конкурсе имени Энеску в Бухаресте, год спустя — выиграл Международный конкурс скрипачей имени Сибелиуса, ещё через год стал лауреатом второй премии конкурса имени Чайковского, наконец, в 1968 году одержал победу на конкурсе имени Баха в Лейпциге.
С 1969 года началось многолетнее творческое сотрудничество Кагана со Святославом Рихтером. Их дуэт вскоре стал всемирно известным, а Каган сблизился с крупнейшими музыкантами того времени — виолончелисткой Наталией Гутман, альтистом Юрием Башметом, пианистами Василием Лобановым, Алексеем Любимовым, Элисо Вирсаладзе. Совместно с ними Каган играл в камерных ансамблях на фестивале Кумо в Финляндии и на собственном летнем фестивале в Звенигороде.
«Одним из самых любимых наших фестивалей был наш собственный, домашний фестиваль, который проходил в конце августа под Звенигородом, – вспоминает Наталия Гутман. – Там мы с большой компанией друзей и с детьми жили каждое лето. Мы делали ряд серьезных концертов – для взрослых и для детей, ставили оперы, кантаты… На первый фестиваль к нам в гости пришел Рихтер, а в следующем он уже участвовал, играл сольный концерт… За неделю до смерти Олег сказал: «Знаешь, чего бы мне хотелось больше всего? Уехать хотя бы на три дня под Звенигород и сделать там фестиваль для детей еще раз…» Сейчас Наталия Гутман проводит ежегодный фестиваль, посвященный мужу.
Каган называл себя «мужем великой виолончелистки», и в этом шутливом определении была доля правды. «Олег никогда за себя не боролся и никогда не занимался самоутверждением, – вспоминает Юрий Башмет. – Даже тогда, когда он – уже признанный именитый музыкант, лучший скрипач в СССР – не мог выехать за границу, чтобы выступить с лучшими исполнителями мира».
 В конце 1980-х годов Каган планировал организовать фестиваль в Кройте (Баварские Альпы), но смерть от рака помешала ему реализовать эти планы. В наши дни фестиваль в Кройте проводится в память о скрипаче.
«Мы знаем много примеров, когда искусство подавляли, запрещали, – сказал в своем последнем интервью Олег Каган. – А оно живет – и еще как!»
Ирина Гулая (с использованием некоторых фактов с порталов www.classic-music.ru, www.tvkultura.ru).
Благодарим за помощь в подготовке материала заслуженного артиста России, профессора, концертмейстера оркестра Пермского академического театра оперы и балета Бориса Михайловича Гамуса.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.