Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
09.01.2009
Восстанавливать и создавать

Реставрация – это довольно закрытая для зрителей область деятельности любого музея. Работа тех, кто занимается восстановлением произведений искусства, невидима глазу, потому что она, как правило, остается за кадром. Но необычно в этом отношении сложилась судьба Игоря Васильевича Арапова, бывшего старшего реставратора Пермской государственной художественной галереи. Несмотря на ярко выраженное призвание реставратора, Игорь Васильевич с юности развил и сохранил в себе талант живописца. И вот сегодня в свои восемьдесят он каждый день по расписанию делает зарядку, два часа гуляет, а затем садится за работу. Благо, последней хватает: на протяжении нескольких последних месяцев мастер собирает очередную выставку «Туманы Родины моей».


В галерею бегал тайком
– Игорь Васильевич, расскажите, как вы пришли к такому необычному ремеслу – профессии реставратора?
– Тяга к искусству была всегда, наверное, с детства, когда я тайком от всех начал бегать в нашу галерею. В той среде, где я рос, это было не принято. А когда пришло время получать специальное образование, решил поступать в Ленинградское художественное училище. То самое, основанное на базе Академии, в которой когда-то преподавали мастера русской живописи: Шишкин, Крамской, Васильев. Помню, тогда училище размещалось на Таврической в роскошном особняке, что тоже создавало для его учеников нужную творческую атмосферу. Отучился пять лет и вернулся в Пермь, где начал искать работу. Поначалу я устроился вести кружок рисования в Дом пионеров Орджоникидзевского района. Однажды мне посчастливилось встретить бывшего знаменитого директора Пермской галереи Николая Серебренникова. А надо сказать, Николай Николаевич в то время организовывал самые разные выставки: и любительские, и детские. И вот именно он пригласил меня на работу в галерею.
– Какие впечатления остались у вас от общения с этим человеком?
– Сам он в то время уже не работал в галерее, но поддерживал с ее работниками самые тесные контакты, что говорит о многом. Если касаться личности… Он был исключительно трудолюбивый и требовательный, даже несколько суровый по обычаю того времени. Помню, когда я уже поступил работать, случилось закрытие церкви в Ленове – небольшом селе под Березниками. Она находилась буквально на грани затопления. Меня послали туда как молодого представителя галереи вместе с опытным человеком – Серебренниковым. По иронии судьбы это была его последняя экспедиция в область, а моя – первая.
Сохраняя лики святых
– А с чего начались ваши полноценные реставраторские работы?
– С того, что я очень долгое время, почти до 1971 года, работал один. Я вообще был, по сути, первым реставратором галереи. Состояние многих работ на тот момент было очень и очень запущенным. Мне пришлось в краткие сроки обзаводиться специальной литературой, а что-то перечитывать и освежать в памяти. И все-таки, не имея никаких на то прав (а права даются после поездки в Центральные реставрационные мастерские), я взялся самостоятельно за осмотр галереи. И нашел, что лик Николы Можайского из всем известной коллекции пермской деревянной скульптуры вот-вот упадет и разобьётся. Слишком заметно было сильное отставание левкаса с красочным слоем. Специальных книг по этому направлению реставрации не было, обратиться за помощью было не к кому. И я рискнул. Сделал профилактические заклейки и тем самым спас скульптуру.
– Нашлись ли в итоге мастера, которые смогли оценить то, что было сделано молодым реставратором?
Где-то через год или два меня направили в Москву на первую стажировку в реставрационные мастерские. К слову, всего таких поездок было три, через каждые пять лет. И там, на первой же лекции по древнерусской пластике, в качестве примера была продемонстрирована… фотография отреставрированного мной Николы! А вообще стажировка была прекрасным временем моей жизни: мы работали в тесном соседстве вместе с признанными мастерами. В любой момент можно было подойти к своему учителю и посмотреть, что он делает, либо пригласить его к себе за помощью. Моими мастерами по темперной живописи были И. Громова, А. Баранова, А. Овчинников и другие.
– А какие из отреставрированных вами работ запомнились более других?
– Запомнился, наверное, самый сложный мой опыт. Во время той же стажировки мне принесли совершенно изорванный, прокопченный свиток, который оказался снятым с подрамника холстом. Портрет неизвестной аристократки XIX века, добротная музейная работа, которая находилась в ужасном состоянии. Непонятно, как реставраторы сумели это проглядеть. Но я постепенно принялся за работу, решил сделать с холстом все, что смогу: разгладить, продублировать. Почти месяц я над ней бился, и результат оказался вполне достойным. Однако мой руководитель получил выговор от специальной проверяющей комиссии: мол, зачем вы начинающему доверяете такие хорошие вещи! А «хорошая вещь» при этом изначально насчитывала десятка три прорывов и несколько утрат величиной с ладошку. В итоге члены комиссии работу одобрили. Говорят, сейчас она нашла свое место во Львовской картинной галерее. А мне с тех пор стали больше доверять.
Я счастливый человек!
– Имеет ли реставратор право на ошибку?
– Как любой нормальный человек, и реставратор может ошибаться, но меня, как мне кажется, Господь миловал (смеется).
– Знаю, что вы занимались не только реставраторской работой в Перми, но и ездили по городам края…
– Да, это действительно так. Несмотря на невероятный завал работы, я находил возможность пополнять галерею. В течение пятнадцати лет возглавлял многочисленные экспедиции по Чердынскому, Соликамскому, Пермскому районам. Ездили, как водится, по бездорожью на плохой машине. На меня ложилась задача не только руководить, но и планировать поездки, добиваться разрешения на них. Ведь самое трудное – это добиться, чтобы тебя отпустили на недельку-другую. Да и самому нелегко было уезжать, зная, что десятки работ ждут неотложной помощи. Мы же по сути доктора произведений искусства. Тем не менее за это время удалось собрать около тысячи экспонатов, в основном икон, относящихся к XVII и XVIII векам. А некоторых вещей, например, старинных прялок до экспедиций попросту не было в коллекции галереи.
– Широко известно, что вы не только реставратор, но и художник. Как в вас проявилась эта сторона творчества?
– Как я уже говорил, это пришло с детства. Как многие дети, я рисовал, а затем совершенно случайно познакомился с шедеврами галереи. Случайно, потому что время было такое, и мы вместе с ним – полубеспризорные разгуляйские мальчишки. Но впечатление от увиденного было настолько сильным, что я купил себе за пятьдесят копеек годовой абонемент в Пермскую художественную галерею. Ходил один, поначалу пытался пристраиваться к экскурсиям – не увлекло. Так и осваивал высокое искусство самостоятельно, пытался читать литературу, которой, к сожалению, было немного. Позже стал ходить на лекции, но, честно говоря, даже не мечтал стать художником. Если бы мне тогда сказали, что так сложится судьба, я бы в жизни не поверил. Но даже не веря в свое будущее как художника, я просто никогда не оставлял это дело.
– Игорь Васильевич, а что вы пишете и что вас вдохновляет?
– Я очень люблю природу, она меня радует всегда, и я считаю, что она всегда прекрасна: и ночью, и в слякоть, и в бурю, и в туман. А я как художник пытаюсь поделиться этими впечатлениями со зрителем и поговорить с ним уважительно, не делая скидок на возраст, талант и подготовленность к восприятию искусства. Природа на моих полотнах – это моя дача в деревне Заозерье Чусовского района, на берегу любимой реки Чусовой. Эти места за долгие годы я буквально исходил с этюдником. Этюды пишутся за несколько часов с натуры, а затем кропотливо и тщательно обрабатываются, в том числе и во время долгих зимних месяцев. Мне кажется, что я человек по-настоящему счастливый. У меня прекрасная семья: два сына, внуки, преданная и любящая жена Валентина Ивановна. А еще на протяжении всей жизни я занимаюсь любимым делом – создаю новое и даю второе дыхание шедеврам прошлого.

Анна Пепеляева.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.