Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
18.12.2008
Божественное в музыке

Чтобы перенести на сцену и близость, и трудность, и нечто спасительное, нужно рисковать: слишком велика опасность неправильно сформулировать свои чаяния или быть неправильно понятым. Не в само Рождество, но довольно-таки близко к нему Пермский театр оперы и балета представил свое новое творение – мировую премьеру оперы Антона Рубинштейна «Христос».


В преддверии спектакля была проведена не обычная пресс-конференция, а дискуссия в формате «круглого стола» на тему «Божественное в человеке». Обсуждали проблемы духовности, но после на некоторых информационных сайтах появились исключительно слова Георгия Исаакяна о том, что театр обвиняют в оскорблении чувств верующих (в то время как режиссер просто спросил, думают ли так собравшиеся). Однако Пермскому театру оперы и балета не нужен искусственный скандальный пиар. Посыл создателей спектакля, далеких от цели «переписать» библейское повествование о Христе, со сцены убедительно продемонстрировал, что настоящее искусство – это не забава или провокация, а инструмент, способный заставить общество в целом и каждого конкретного человека в частности задуматься о мире, в котором мы живем.
Впрочем, не лишним будет вспомнить: изначально желание поставить оперу «Христос» было связано с именем ее композитора, великого Антона Рубинштейна,
180-летие со дня рождения которого предстоит отметить в будущем, стремительно приближающемся году. Опера «Христос», после того как единожды была сыграна в концертном варианте под управлением автора в Берлине в 1894 году, более ста лет считалась утерянной. Поразительно, но никто ее до сих пор и не пытался найти. Более того, произведение было вычеркнуто из многих биографических справочников. А между тем многими экспертами признается, что оно является своеобразным итогом жизни композитора и написано в период, когда Рубинштейн прекратил светскую и концертную жизнь, закрылся в дрезденской гостинице и работал только над ним – «не давая застыть пальцам и прославляя Христа в нотах».
Десять лет назад правнук Рубинштейна Антон Шароев, будущий дирижер-постановщик оперы и, как его называют, «первооткрыватель музыкальных шедевров», обнаружил фрагменты клавира утерянной оперы, стал бредить идеей отыскать произведение полностью и поставить его в России. «Это центральный замысел моей жизни», – признавался маэстро в интервью. Шароев нашел соратника в лице художественного руководителя пермского театра Георгия Исаакяна. Последний нам уже известен как режиссер, открывающий заново великие имена: достаточно вспомнить прошлогоднюю премьеру «Орфея» К. Монтеверди, недавно заслуженно выдвинутого на «Золотую Маску» в нескольких номинациях.
Сравнение с «Орфеем» во время премьерных спектаклей оперы «Христос» 12 × 13 декабря напрашивалось прежде всего благодаря общей атмосфере (несмотря на то, что «Орфей» – барочная камерная опера, играющаяся на сцене). Цепочка визуальных метафор в обоих случаях для раскрытия смысла действия значили гораздо больше, чем субтитрованный текст («Христос» идет на русском, немецком, иврите, латинском и армянском языках). Оформление оперы «Христос» также выполнено в черно-белой стилистике, усиливающей противостояние божественного и адского, с редкими, но оттого более яркими акцентами – особенно в конце, когда на сцене, как символ крови, в костюмах палачей начинает царить красный цвет (художник-постановщик – Елена Соловьева). Впрочем, противопоставление шло и по линии «традиция – современность»: традиционные одеяния волхвов и священников соседствовали с офисными костюмами белых воротничков и плащом Иуды времен Гражданской войны. Кульминацией этого противопоставления стало появление дьявола: на фоне телемониторов и тусовки «продвинутой молодежи» – то ли из модного клуба, то ли из очередного ток-шоу – появился трансвестит в облегающем платье с разрезом до бедра и стал сулить Спасителю все искушения мира (роль сатаны – Олег Иванов и Владимир Тайсаев).
Удивительное свойство декораций позволило прямо на глазах у зрителя варьировать пространство сцены, превращая одну декорацию в другую. В то же время конструкция не была сложной. Это как раз тот случай, когда гениальность – в кажущейся простоте.
 В целом спектакль выстроен по принципу эпического полотна. Второе название оперы – «Семь попыток познание божественного» – можно соотнести не только с семью известными евангельскими эпизодами, но и с разными видами искусства – пением, кукольным театром, музыкой, видеоартом, живописью, скульптурой и даже наукой. Элементы всего перечисленного органично вплетены в ткань представления.
Но скорбный и надрывный тон спектакля определяется прежде всего музыкой, той, что пермяки, не считая зрителей концерта вековой давности, смогли услышать первыми в мире. Музыка – принципиально иная, чем в других постановках пермского театра. Во-первых, она именно духовная. «В ней мировосприятие А. Рубинштейна соединилось воедино во всем его многообразии: в опере есть православная, католическая и протестантская музыка», отмечают исследователи. И когда Антон Шароев признавался в том, что «это очень сложная вещь – по духу, по музыке, – не для всех», наверное, он имел в виду тот факт, что в опере Рубинштейна нет арий в полном смысле этого оперного слова. Основное время герои общаются речитативом.
Когда-то Рубинштейн завоевал славу одного из величайших пианистов мира, но его пианистическое искусство отличалось драматической силой, мужественностью. Эти качества характерны и для его композиторского таланта. Вся музыка в опере – на надрыве, на пределе… Именно сложная для восприятия музыка и отсутствие привычных слуху мелодичных арий держали зал в некотором напряжении, к тому же приходилось вчитываться в субтитры в самом верху сцены (что с первых рядов к концу второго действия стало практически невозможным). С другой стороны, сама Библия, несмотря на сложность и глубину текста, стала самой читаемой книгой в истории и не упускает своих позиций в современном мире. Так кто знает, может быть, и «Христос» будет собирать аншлаги не только на премьере?
Масштабная сценическая картина – целых семь евангельских сюжетов от Рождества до Вознесения – позволили задействовать всю оперную труппу (одних только сольных партий – 23) и множество детей. Отрадно, что, несмотря на количество ролей и сложность музыкального материала, театр сумел обойтись собственными силами. Хотя пришлось потрудиться — многие солисты исполняли сразу несколько ролей. Например, настоящее украшение первого действия – партию Матери, молящей Христа о спасении сына, блистательно исполнила и сыграла Анна Носкова (13 декабря – Светлана Боровикова), во втором действии появившись в роли жены Понтия Пилата. Как ни крути, а все же самой яркой ролью — как по количеству пребывания на сцене, так и по глубине образа – стала роль Иуды: ее исполнили Дмитрий Бобров и Алексей Герасимов (играли 12 × 13 декабря соответственно).
 В то же время постановка оперы «Христос» – тот случай, когда пение и актерская игра хора (хормейстер – Владимир Никитенков) производит не меньшее, а порой даже большее впечатление, чем отдельно взятые солисты. Интересны и режиссерские находки с перемещением хора по залу – первое действие артисты хора начинают с балкона третьего яруса и лишь затем оказываются на сцене.
Но главный режиссерский ход – не показывать публике Христа. Нет на сцене такого персонажа. Георгий Исаакян словно подтверждает мысль, что Христа нельзя сыграть, можно лишь, в силу таланта, создать некое представление о Нем. И не стоит искажать Его образ гримом, костюмом, актерской игрой. Христос по Исаакяну – не конкретная историческая личность, а всеобъемлющее абстрактное понятие. Его партию артисты (Виктор Компанеев и Павел Брагин), одетые в концертные смокинги, исполняют из зрительного зала. Таким образом, Христа нет на сцене, но он где-то среди нас, обычных людей. И каждый волен представить его по-своему. Вне зависимости от того, на каком языке он говорит.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.