Справлять Новый год в Голландии для пермской балетной труппы – давняя традиция. Как и в прошлом году, балетные гастроли, начавшиеся в Амстердаме 18 декабря, пойдут без оркестра. Но все равно интерес к пермским артистам высок как никогда. Голландцы к их приезду тщательно подготовились: загодя в Пермь были откомандированы двое балетных критиков, написавших отзывы в известных голландских газетах «Telegraph newspaper» и «North Holland». Заметим: несмотря на масштабные визиты прошлых лет, подобный повышенный интерес голландцы продемонстрировали впервые.
Гастроли, которые закончатся лишь 5 января, пройдут на сцене голландского театра «Rai». Зрителям Амстердама будут представлены спектакли, в которых кроме артистов Пермского театра оперы и балета будут задействованы учащиеся хореографического колледжа – большая группа ребят присоединится к команде из 70 человек под занавес гастролей. В Пермь артисты вернутся в Рождество, 7 января, а первым балетным спектаклем в новом году станет «Сильфида», которая запланирована на 11 января. Многое в этих гастролях будет привычным — и импресарио Хэнк ван дер Мейден, и постоянные преданные зрители, и неизменный Чайковский в репертуаре. Однако будут и новшества, о которых «Новостям культуры» рассказала художественный руководитель балета Наталья Ахмарова.
– Приятно отметить, что в Голландии пермский балет выглядит традиционно: без него Амстердам не мыслит Рождества и Нового года. И это несмотря на то, что рядом идут спектакли ведущей национальной труппы «Het National». Но именно на наши спектакли специально приезжал из Лондона в прошлом году критик Клемент Крисп. Обычно он очень строг, но рецензия на выступление пермской труппы получилась удивительно благосклонной. Он отметил замечательную работу кордебалета и то, какой сложился органичный ансамбль солистов кордебалета. Таких критиков, которые на своем веку оценили балетную элиту всех стран, уже осталось мало, поэтому его рецензия нас порадовала вдвойне. В прошлом году мы привозили «Всего Чайковского»: спектакли «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». В этот раз тоже будут три разных названия, а это всегда труднее, чем, скажем, демонстрировать один или два спектакля на целый месяц. Всего труппа представит голландскому зрителю пять спектаклей балета «Золушка», четыре – «Щелкунчика» и пять – «Лебединого озера».
– Именно эти спектакли «заказали» ваши голландские партнеры?
– Выбор спектаклей всегда зависит как от желания приглашающей стороны, так и от наших намерений. Например, «Щелкунчик» – больше рождественский спектакль, тогда как «Лебединое озеро» можно показывать в любое время дня и ночи – все равно будет полный зал. А выступать мы будем в театре «Rai» на две тысячи мест, где всегда проводит гастроли и Мариинский театр.
– Не надоели еще поездки в Голландию?
– Артисты любят ездить – это вдохновляет. А эти поездки артисты всегда ждут, потому что здесь нет утомительных автобусных переездов, удваивающих и так непростую гастрольную нагрузку. Все уже знают, что можно будет вновь сходить в музей Ван Гога, насладиться выставкой Рембрандта, просто окунуться в другую предпраздничную атмосферу и отдохнуть. Я, например, люблю ходить на большие цирковые программы в театр «Karre», где наша труппа как-то раньше выступала.
Но и работы хватает. Причем не только на сцене. Артисты «Het National» вместе со своим балетмейстером Тедом Бронсоном приходят на наши спектакли, а у нас всегда есть возможность сходить к ним, чтобы позаниматься балетными уроками, пообщаться и посмотреть, чем они «дышат». Конечно, смотрим максимальное количество местных балетов. Так, в прошлый раз мы ходили на «Спящую красавицу» в постановке Питера Райта, который откровенно изменял хореографию Петипа, что больше поражало, чем восхищало. Но такой обмен энергетикой придает новые силы.
– Есть какие-то особенности выступлений в Голландии?
– Публика там не очень здоровая – кашель не прекращается ни на минуту. Получается своеобразная аранжировка к спектаклю! Меня это всегда отвлекает, но я свыклась с фактом, что простуженная публика здесь – в порядке вещей.
– Кто из ведущих танцовщиков задействован в спектаклях?
– Первый спектакль – «Золушку» – танцуют наши опытные танцовщики Наталья Моисеева и Сергей Мершин, а второй – Мария Белоусова и Роберт Габдуллин. Если Роберт уже знаком голландской публике по прошлогодним гастролям, то для Марии это будет дебют. Мы очень надеемся, что у нее хватит сил, прежде всего эмоциональных, потому что впервые танцевать большой спектакль за рубежом всегда очень волнительно.
Также и в «Щелкунчике»: первый спектакль танцуют Моисеева и Мершин, а второй – дебютантка Мария Меньшикова с Габдуллиным.
«Лебединое озеро» открывает приглашенная пара: выбранная и подготовленная к участию в постановке самой Натальей Макаровой Вероника Парт (выпускница Вагановского училища), солистка American Ballet Theatre, и Алексей Тюков (выпускник Пермского хореографического училища) из Денвера. Вероника Парт, очень женственная балерина, участвовала и в наших предыдущих голландских гастролях, во время которых очень полюбилась местной публике и критике. Вообще, раньше приглашение солистов со стороны на гастролях практиковалось повсеместно. Поэтому мы особенно рады, что сегодня можем настоять на том, чтобы наши ведущие артисты тоже танцевали и их имена громко звучали. Нынче в двух спектаклях «Лебединого озера» будут солировать Наталья Моисеева и Сергей Мершин. А Роберт Габдуллин исполнит партию Бено, друга принца.
– В этом году вы отказались от еще одной давней традиции – зимних гастролей в Ирландии. Почему?
– Дорога в Ирландию непростая, занимает практически два дня, поэтому после прошлогоднего 10-летнего юбилея гастролей мы решили сделать перерыв. Правда, потом пожалели об этом – там до сих пор спрашивают, когда же мы наконец приедем! Поэтому на будущий год, несмотря на загруженный гастрольный график, мы обязательно найдем время и силы на поездку в Ирландию, там нас очень ждут.
2010 год мы открываем гастролями по Франции, которых у нас прежде не было. Я не могу сказать, что туда нас не приглашали раньше. Но до сих пор они не соответствовали уровню пермского балета. Теперь достигнута договоренность о спектаклях в Париже и о турне по всей стране. Это будет большой шаг вперед для нас, поэтому очень много сил уйдет на подготовку. Во Францию мы везем сложный репертуар – постановки Баланчина и давно уже не шедшее «Кончерто барокко» Баха.
– С одной стороны, зарубежные гастроли очень важны для репутации и роста труппы, но я как простой зритель опасаюсь, что в театре станет меньше балетных спектаклей, премьер.
– Такая опасность существует постоянно. У нас на сегодняшний день по бюджету числится 80 артистов балета. Если это количество увеличить до 110 человек, то мы бы могли работать и в Перми, и выезжать за границу, как это делают многие театры – не только Большой и Мариинский, но и, скажем, нестоличный Красноярский. Это моя давняя мечта, надеюсь, что когда-то она воплотится в жизнь.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.