Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
15.12.2008
Время перемен

В этом сезоне пермскую балетную труппу ждут гастроли в Нидерландах и премьера балетного вечера в стиле модерн, который будет специально поставлен к Дягилевскому фестивалю. Но есть поводы для беспокойства: в последнее время стал очевиден разрыв между старшим и младшим поколениями танцовщиков. Заслуженные звезды продолжают собирать аплодисменты, талантливые новички заставляют зрителя обратить на себя внимание. А вот среднего поколения, на котором держится любой театр, как раз и не хватает. На кого делать ставку? Вопрос, ставший особенно острым после ухода Елены Кулагиной, до сих пор мучает многих. Казалось бы, почему именно сейчас, а например, не в голодные 90-е у труппы случились проблемы с кадрами? Думается, ответ прост: если лет пятнадцать назад было просто страшно сменить родной театр, окунувшись в неизвестность, то сегодня есть все условия для того, чтобы уехать и в столицу, и за границу. «Виноват» в оттоке пермских артистов балета и уровень подготовки пермских танцовщиков: все хотят быть первыми, а «средняя» артистка пермского балета в ином театре может стать солисткой, а то и примой. Такая приманка слаще любых денег. Очень нелегко объяснить, что в кордебалете можно танцевать. Пришло время амбиций. Это данность, с которой бесполезно бороться, с ней нужно жить и находить новые методы работы. Как это делает руководство пермского балета.


У пермского балета всегда были особенные черты: доставшаяся по наследству от Кировского театра слаженность кордебалета и солистов и приобретенное умение не бояться экспериментов, при этом не отказываясь от русской классики. В последнее время у труппы появился новый козырь – сильный и многочисленный мужской состав. Правда, за этим кроется и проблема – традиционно сильный женский состав дал слабину. Яркие звезды постепенно покинули сцену. А молодые … Светлана Головкина уехала в балет Бориса Эйфмана, Яна Алфимова – в МАЛЕГОТ, Яра Яраптанова – за мужем в турецкий театр. Другие выбирают легкую дорогу – вместо тяжелой работы в академических труппах идут в различные шоу, «подшабашить». Их имена постепенно исчезают из нашей памяти, а обратная дорога в творчество оказывается закрыта навсегда. Но так или иначе, многие из тех, на кого в театре делали ставку, в кого вложили много сил и труда, труппу покинули. Из такой непростой ситуации был найден выход – быстрый ввод новых артистов благодаря хорошим педагогам.
Виталий Дубровин,
заведующий труппой балета, заслуженный работник культуры России:
– У нас всегда были очень хорошие педагоги. Наш педагогический состав просто блестящий, каждый – профессионал высокого класса, и каждый находится на своем месте: Валентина Владимировна Байкова, Ольга Ивановна Лукина отвечают за кордебалет, Римма Михайловна Шлямова и Ольга Феликсовна Салимбаева работают с солистами. Теперь есть педагоги, работающие с мужчинами: Игорь Соловьев, Станислав Фечо и Виталий Полещук, который недавно окончил академию им. Вагановой, постепенно приобретает необходимый опыт и успешно работает в театре и хореографическом колледже. Вообще, понимая, что люди заканчивают свою творческую деятельность, наш художественный руководитель Наталья Ахмарова предлагает им попробовать себя на педагогическом поприще. Получается плюс и для театра, и для артиста.
Особо хочется отметить, что в театр вернулась Алевтина Александровна Лисина и появился Станислав Фечо. Я поначалу не верил в чудо, в то, что наших ребят можно так подготовить, и сказал ему: «Станислав, если ты вытянешь наших ребят, я буду на тебя молиться». И то, что он сделал с ребятами, это уму непостижимо! Пермский мужской балет вышел на совершенно другой уровень. Я просто не узнаю артистов в «Корсаре»! И главное, что они это понимают и работают с удвоенной энергией.
Хорошая теплая связь с колледжем – тоже большое подспорье для театра. Во многом благодаря ему существует театр. Но тут нужно понимать, что пермские выпускники останутся в городе только в том случае, если им предложат комфортные условия работы, хорошую зарплату, обеспечивающую достойную жизнь. Раз этого нет – найдутся другие театры, в других странах. Традиции русского балета востребованы везде. Но те, кто остался в театре, сделали правильный выбор. Потому что сейчас есть все условия, чтобы здесь работать, есть простор для творчества. В последней премьере – «Корсаре» – невероятное количество новых партий: только расти и расти.
 В репетиционных залах работа кипит нон-стоп с десяти до десяти. У Юлии Манжелес, в прошлом месяце станцевавшей свое первое «Лебединое озеро» – мечту любой балерины, а затем завоевавшей диплом на Всероссийском конкурсе артистов балета им. Г. Улановой в Красноярске, есть дом и ребенок. Казалось бы, зачем ей лишняя нагрузка, стрессы? А отступать не хочется – интересные партии надо брать, пока есть возможность. Ведь самая большая беда для настоящего артиста – не отсутствие денег (это скорее неприятность), а отсутствие ролей.
Партнер Юлии по «Лебединому» – Иван Михалев, завоевавший на том же конкурсе бронзовую медаль, вообще случай исключительный: всего три месяца в театре, а уже заявил о себе ролью, которую, бывает, ждут годами. Впрочем, как признался «Новостям культуры» сам Михалев, он готов был и к долгой работе исключительно в кордебалете, прекрасно понимая практику пермского театра – постепенных вводов в спектакль, даже на самые маленькие роли. Но — другое время, другие темпы…
 В конце концов театр всегда много делал для артистов: снимал квартиры, выделял премии. Далеко не в каждом российском театре такое происходило. Теперь культура финансируется по остаточному принципу и подобного давно не происходит. В результате огромный стимул для молодых, но состоявшихся — пропадает. Их ничего не держит в городе, и они уезжают.
К счастью, еще один традиционный козырь балета остается: бережное отношение к спектаклям, идущим на сцене много лет. Они не выглядят старьем, Наталья Ахмарова использует любую возможность, чтобы они «воскресали». Мы увидели «реанимированную» «Жизель» с цельными мизансценами, обновленными костюмами, добавленными связками. Словом, со всем тем, что делает постановку интересной зрителю. Да, наверное, хотелось бы еще больше премьер, но… Приходится выбирать то, что не терпит промедления.
Полвека любви
У пермского балета во все времена были не только преданные поклонники, но и настоящие фанаты. Наверное, отсутствие после спектакля за кулисами разношерстной группы людей, пришедших поблагодарить и поздравить артистов, стало бы безусловным доказательством того, что «неладно что-то в датском королевстве». Но сегодня есть зрители, которые настолько влюблены в пермский балет, что не пропускают практически ни одного спектакля, приобщают к балету огромное количество своих друзей и знакомых. Они разбивают стереотип о том, что балетом увлекаются в основном женщины гуманитарного склада: здесь есть юноша и несколько молодых девушек, недавних студенток, пожилые дамы и удивительная супружеская пара – Людмила и Николай. «Зрительский стаж» последнего, инженера-электромеханика, отработавшего большую часть жизни в Пермской научно-производственной приборостроительной компании, – аж 45 лет! Впервые он попал в театр в далеком 1963 году. Примечательно, что опера «Князь Игорь» покорила его половецкими плясками. С тех пор балет для него стал настоящей страстью и не надоедает уже пятое десятилетие. Наоборот, интерес только возрастает: последние пять лет он постоянный зритель, и места у них с женой постоянные – в первом ряду. «Привозные» балетные спектакли у таких зрителей интереса не вызывают: завсегдатаи театра слишком хорошо образованны, «подкованы» тем, что показывает родная труппа. «У нас уникальный театр, и уровень труппы – высочайший, поэтому когда на „Дягилевские сезоны“ приезжают „звезды“, это не всегда производит впечатление, – делится Николай. – Например, года четыре назад, когда приезжала прима одного из парижских театров, хотелось сказать только одно: у нас таких балерин пять-шесть найдется».
Конечно, не всегда получается радоваться увиденному. Обшарпанные декорации, маленькая сцена – из первого ряда это все видно очень хорошо. Видно и то, как сложно сразу «поставить на сцену» столько молодежи, научить их чувствовать зал. Это приходит только с опытом. Тем не менее оказалось, что у зрителей есть свои любимчики из «молодых да ранних». Влад Шумаков громко заявил о себе ролью Модеста («Анюта»), ныне, по прошествии всего-то полугода, выглядит как готовый артист. Многие в разговоре отметили Марата Фадеева – как его безусловный талант, так и то, что иногда ему мешает чрезмерное волнение. «Сегодня мне очень нравится постулат Натальи Ахмаровой о том, что звезды должны танцевать постоянно: уметь станцевать любую партию – пусть не заглавную. Маша Белоусова танцует „Золушку“ – а на следующий день мы ее видим в кордебалете. На это смотреть интересно, спектакль получает совсем другой заряд», добавляет Николай.
Совсем иные рассуждения у тех, кто видит пермский балет первый раз в жизни: после «Корсара» 3 октября гости города, приехавшие в Пермь на конференцию психологов и случайно оказавшиеся в театре оперы и балета, за кулисами целовали руки Марии Меньшиковой. Танцовщица, которая только вышла из кордебалета, была шокирована таким вниманием. Что ж, это хороший аванс на будущее.
Кроме того, что на балет тратится гораздо меньше, чем он того заслуживает, расстраивает зрителей и другое: «Наши недооцененные звезды – Наташа Моисеева, Виталий Полещук. Мы еще будем говорить когда-нибудь, что жили „в эпоху Моисеевой“ – это же талантище, актриса от Бога».
Но, наверное, все же дело не в званиях, а в том, что любят. В том, что на пермский балет интересно смотреть всегда. Особенно сегодня, когда наряду с реставрацией классики можно увидеть образцы старинной хореографии (блестящий премьерный «Корсар») и современные постановки Баланчина и Роббинса, которые в России, кроме Большого и Мариинки, смог себе позволить только пермский балет: «Больше всего мне нравится Баланчин, – неожиданно признается Николай. – Я просто не понимаю тех, кто не ходит на одноактные балеты. „Времена года“ на музыку Верди – пример настоящей красоты и гармонии. Но, наверное, тут нужен иной, не массовый, уровень подготовленности и вкуса. По-моему, он стоит гораздо выше многих классических балетов. Или вечера хореографии Дж. Роббинса. Мы как только увидели премьеру, сразу сказали: вот лауреаты на „Золотую Маску“. До сих пор смеемся как сумасшедшие!»
Во второй половине сезона у пермяков будет возможность оценить премьеру, созданную специально приглашенным Юрием Посоховым. Этот хореограф, постоянно работающий в Сан-Франциско, уже выписывался знающим толк в талантах Большим театром. Теперь дело за Пермским театром оперы и балета.

Наталья Смольковская.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.