Под бурные овации прошла заключительная часть проекта «Три вечера а-ля Божоле» в Пермском академическом Театре-Театре. Город впервые посетил знаменитый французский жонглер и мастер пантомимы Жером Тома. Во Франции его имя уже давно стало синонимом нового явления – смеси театра, циркового искусства и музыки. В пермской программе маг выступал на пару с аккордеонистом Сергеем Осокиным.
Это было не то знакомое с детства масштабное цирковое зрелище, где акцент делается на пышность, размах, переливы света и звука. Атмосфера выступлений Жерома Тома – камерная, дружеская. В луче прожектора немолодой улыбчивый человек. Звучание аккордеона моментально воспроизводит кадры из фильма «Амели», дух парижских улочек, запах жареных каштанов, импровизацию уличного мима. Причем все это настроение создается минимумом атрибутов – малая сцена, несколько предметов, в числе которых нет ничего сверхъестественного: несколько теннисных шаров, пара-тройка кегель, стул, стол. Словно старый приятель решил между делом развлечь вас.
Примечательно, что от первой до последней минуты действия Жером Тома оставался человеком: ронял мячики, заигрывал с публикой, иногда ошибался и начинал все сначала. Словно маленький ребенок радовался удачам, а в случае промахов восклицал «Rien! Rien!» («Ничего! Ничего!»). И каждый номер неизменно заканчивал дружелюбным русским «Спасибо!».
Он словно бы не сделал ничего сверхъестественного, но в то же время заставил зрителя удивиться. Казалось бы, что может быть проще – жонглировать парой мячей, отскакивающих из-под стола. Или же жонглировать одновременно несколькими перышками. А вы попробуйте!
Отдельное слово – это внутренняя энергия спектакля, которая заметно нарастала с каждым трюком. От ленивого, полусонного настроения Жерома, который явно показывал, что хочет разогнать скуку, до бешеного танца мячей в конце. В руках жонглера простые предметы будто ожили. Обыкновенные атрибуты фокусника превратились в музыкальный инструмент, отбивающий какой-то напряженный ритм, созвучный африканским барабанам. И не случайно под конец действия зрители невольно уловили этот пульс и даже начали сами постукивать ногами в такт. В этот момент стало очевидно, что никакие языковые барьеры не являются помехой восприятию настоящего искусства, ведь добрый юмор, музыка и язык тела близки и понятны всем.
Сергей Осокин
– Как организовалось ваше с Жеромом Тома сотрудничество?
– Предложение поработать вместе поступило от французского культурного центра в Москве. А лично с Жеромом мы познакомились совсем недавно, буквально неделю назад. Соответственно, совместных репетиций было немного. Работа в паре показалась очень интересной, потому что я инструменталист, всегда играл соло. И вот, когда на репетиции мы стали пробовать несколько номеров, я не мог даже следить за своей партией, поскольку отвлекался на то, что делает Жером. На основе музыки мы делаем импровизации, время от времени возвращаясь к основной теме – этакая форма джазовых стандартов. Пермь стала вторым городом наших выступлений, до этого был один концерт в Иркутске. Для первого концерта нас очень здорово встретили. Дальше мы намерены двигаться в Казань, Тольятти, Ростов, Самару, Санкт-Петербург и Москву. Думаю, на основе этого дуэта у нас возникнут новые совместные проекты.
Жером Тома
– Расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли к такому необычному синкретичному жанру выступлений?
– Я начал свой творческий путь с изучения мастерства мимов, поэтому лично мне очень понравилось то, что было организовано перед спектаклем: дегустация вина, показ пантомимы, музыка, общение. Помимо этого, я занимался упражнениями на шаре и на трапеции. А потом понял: мое направление – жонглирование, благодаря которому я стал часто выступать в кабаре, мюзик-холлах. Это были, как правило, небольшие десятиминутные выступления. А потом прекратил все это и начал искать именно то, что я хочу делать, поняв – хватит уже исполнять все подряд. Сегодня я нашел свою стезю. Мне сорок пять лет, и я ищу некий баланс между необходимостью сценического прогресса и своим здоровьем. В моем деле прогресс приходит как раз с возрастом. Когда люди молоды, им все дается гораздо сложнее и медленнее. Но, думаю, когда я буду совсем старый, я не буду ничего делать, а просто буду полтора часа проводить на сцене (смеется). Как клоун Карандаш, у которого были осел и тележка, на них он и передвигался. Помимо всего прочего, за моей спиной еще и образование в области классического и современного танца. Это очень кстати, ведь то, что я делаю, – сплав цирка, танца, актерского мастерства, этакие оттенки самых разных видов искусства. Вообще же спектакль «Дуэт» родился шесть лет назад, мы выступали на пару с музыкантом Жаном-Франсуа Баезом. А в российском турне меня сопровождает молодой, но безусловно талантливый аккордеонист Сергей Осокин.
– Насколько я знаю, вы помимо всего прочего имеете своих учеников?
– Да, у меня есть ученики, которые сегодня уже стали профессионалами и выступают во Франции самостоятельно. Например, замечательный артист Филипп Мена, который тоже одновременно является танцором и жонглером. Русских учеников у меня нет, скорее несколько последователей, которые вдохновляются тем, что я делаю.
– Впервые ли вы в России и каковы ваши впечатления?
– В России я уже пятый раз. В предыдущие приезды я показывал другие спектакли и занимался со студентами цирковых школ в Москве. В Перми я впервые, мало что успел посмотреть, но уже отметил широту ее улиц, а также пообщаться с милыми и спокойными пермяками.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.