08.12.2008
Его величество Орган и волшебник Ааре-Пауль Латтик
В этом сезоне у филармонии появилось целых два органных абонемента – «Органисты мира» и «Органисты России». В минувшую субботу Пермскую филармонию в рамках абонемента № 2 посетил эстонский органист, лауреат международных конкурсов, президент Эстонского общества органистов Ааре-Пауль Латтик, сочетающий в себе музыкальный талант с человеческой мягкостью, открытостью и искренностью.
Для начала заметим: у Ааре-Пауля Латтика совершенно своеобразная пластичная манера движения, прямо-таки балетная.
Кстати, в начале концерта он вежливо отказался от микрофона, объяснив это желанием говорить «без посредников» – напрямую и очень искренне. Публика, конечно, оценила этот жест по достоинству, благосклонно отблагодарив музыканта аплодисментами. Так же предельно искренен он был и во время исполнения. В уютный субботний вечер пермяки услышали произведения И.С. Баха, А. Пярта, А. Каппа и Ш. Турнемира. Впервые в России прозвучала симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса в переложении гостя Пермской филармонии, известного собственными органными версиями сонат Листа и Рахманинова. Несмотря на мрачное название, поэма вызвала бурю эмоций, скорее ярких и восторженных, нежели грустных и удручающих. А меж тем «Пляску смерти» в России музыкант исполнил впервые!
Ааре-Пауль Латтик в Пермь прибыл, разумеется, только на время концерта, но это не первый его приезд в Россию, поэтому у него была возможность сравнить залы, инструменты, публику в разных городах. И «голосовые» данные пермского органа в личном рейтинге Ааре-Пауля заняли верхние строчки. Впрочем, столь же тепло музыкант отозвался и о приеме в целом:
– Замечательно, что у вас есть такой достойный инструмент, такой удивительный зал и, конечно, благодарный слушатель. Мне очень нравится российская публика. Вообще, концерты органной музыки в России любят и посещают больше, чем на Западе. Может быть, это связано с всеобщим европейским предубеждением, что орган – это не светский инструмент, а органист – человек церкви. Ведь орган испокон веков играл в католических соборах. А здесь он расположен в одном концертном зале с фортепиано и воспринимается как «просто» инструмент. Отсюда – особый контакт со слушателями.
Органная музыка требует определенного вслушивания: в игру регистров, переливы звуков, и еще она более других, на мой взгляд, пробуждает воображение – под нее можно бесконечно фантазировать. Орган – инструмент уникальный, хотя бы потому, что у него гораздо больше возможностей, нежели у прочих. Возможно, любой инструмент можно назвать уникальным, даже обыкновенные тарелки или ложки, если на них сыграно нечто необычное и убедительное… Но для меня только орган всегда будет необыкновенным – с первого моего знакомства с ним в детстве. Это достаточно любопытная история: вместо школьных уроков я частенько отправлялся гулять по улочкам родного города. Старый красивый Таллинн, где на каждом шагу случаются открытия, преподнес мне сюрприз. Однажды совершенно неожиданно я набрел на ворота собора Св. Иоанна. До сих пор отчетливо помню музыку – звуки органа, доносившиеся изнутри. Я не видел того, кто играл, просто слушал музыку. И тогда что-то во мне изменилось, я подумал: наверное, быть органистом – это все равно что быть волшебником. И это убеждение живо во мне до сих пор.
Не каждый сможет и захочет посвятить себя органу. Ведь это тяжелый труд – и физический, и психологический. К тому же сегодняшний динамичный темп жизни порождает потребность у людей – осуществления чего-либо вмиг. А в музыке ничего не бывает быстро. Это длительный процесс поисков, упражнений. Все скоро приобретенное быстро улетучивается. Поэтому музыкой, в особенности органной, занимаются чудаки- волшебники. Эти чудаки учатся всю жизнь – предела совершенствованию нет, ведь в природе не существует двух совершенно одинаковых органов.
Органы бывают разные как по технике исполнения, так и по стилю звучания. Есть барочный испанский орган, французский романтический, немецкий романтический, немецкий барочный. И у каждого свой «голос», к каждому нужно подобрать правильные «ключи». И постигать это можно всю жизнь, каждый раз открывая что-то новое. Боюсь, что даже в конце пути останется нечто неизвестное. Спасибо Пермской краевой филармонии, что она дала мне возможность познакомиться с еще одним инструментом – пермским.
Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.