Новости культуры  Вернуться на главную страницу
Архив
Режим поиска:
и или

ИНТЕРЕСНОЕ
ПАРТНЕРЫ


Новости культуры. Пермь
08.12.2008
Его величество Орган и волшебник Ааре-Пауль Латтик

В этом сезоне у филармонии появилось целых два органных абонемента – «Органисты мира» и «Органисты России». В минувшую субботу Пермскую филармонию в рамках абонемента № 2 посетил эстонский органист, лауреат международных конкурсов, президент Эстонского общества органистов Ааре-Пауль Латтик, сочетающий в себе музыкальный талант с человеческой мягкостью, открытостью и искренностью.


Для начала заметим: у Ааре-Пауля Латтика совершенно своеобразная пластичная манера движения, прямо-таки балетная.
Кстати, в начале концерта он вежливо отказался от микрофона, объяснив это желанием говорить «без посредников» – напрямую и очень искренне. Публика, конечно, оценила этот жест по достоинству, благосклонно отблагодарив музыканта аплодисментами. Так же предельно искренен он был и во время исполнения. В уютный субботний вечер пермяки услышали произведения И.С. Баха, А. Пярта, А. Каппа и Ш. Турнемира. Впервые в России прозвучала симфоническая поэма «Пляска смерти» К. Сен-Санса в переложении гостя Пермской филармонии, известного собственными органными версиями сонат Листа и Рахманинова. Несмотря на мрачное название, поэма вызвала бурю эмоций, скорее ярких и восторженных, нежели грустных и удручающих. А меж тем «Пляску смерти» в России музыкант исполнил впервые!
Ааре-Пауль Латтик в Пермь прибыл, разумеется, только на время концерта, но это не первый его приезд в Россию, поэтому у него была возможность сравнить залы, инструменты, публику в разных городах. И «голосовые» данные пермского органа в личном рейтинге Ааре-Пауля заняли верхние строчки. Впрочем, столь же тепло музыкант отозвался и о приеме в целом:
– Замечательно, что у вас есть такой достойный инструмент, такой удивительный зал и, конечно, благодарный слушатель. Мне очень нравится российская публика. Вообще, концерты органной музыки в России любят и посещают больше, чем на Западе. Может быть, это связано с всеобщим европейским предубеждением, что орган – это не светский инструмент, а органист – человек церкви. Ведь орган испокон веков играл в католических соборах. А здесь он расположен в одном концертном зале с фортепиано и воспринимается как «просто» инструмент. Отсюда – особый контакт со слушателями.
Органная музыка требует определенного вслушивания: в игру регистров, переливы звуков, и еще она более других, на мой взгляд, пробуждает воображение – под нее можно бесконечно фантазировать. Орган – инструмент уникальный, хотя бы потому, что у него гораздо больше возможностей, нежели у прочих. Возможно, любой инструмент можно назвать уникальным, даже обыкновенные тарелки или ложки, если на них сыграно нечто необычное и убедительное… Но для меня только орган всегда будет необыкновенным – с первого моего знакомства с ним в детстве. Это достаточно любопытная история: вместо школьных уроков я частенько отправлялся гулять по улочкам родного города. Старый красивый Таллинн, где на каждом шагу случаются открытия, преподнес мне сюрприз. Однажды совершенно неожиданно я набрел на ворота собора Св. Иоанна. До сих пор отчетливо помню музыку – звуки органа, доносившиеся изнутри. Я не видел того, кто играл, просто слушал музыку. И тогда что-то во мне изменилось, я подумал: наверное, быть органистом – это все равно что быть волшебником. И это убеждение живо во мне до сих пор.
Не каждый сможет и захочет посвятить себя органу. Ведь это тяжелый труд – и физический, и психологический. К тому же сегодняшний динамичный темп жизни порождает потребность у людей – осуществления чего-либо вмиг. А в музыке ничего не бывает быстро. Это длительный процесс поисков, упражнений. Все скоро приобретенное быстро улетучивается. Поэтому музыкой, в особенности органной, занимаются чудаки- волшебники. Эти чудаки учатся всю жизнь – предела совершенствованию нет, ведь в природе не существует двух совершенно одинаковых органов.
Органы бывают разные как по технике исполнения, так и по стилю звучания. Есть барочный испанский орган, французский романтический, немецкий романтический, немецкий барочный. И у каждого свой «голос», к каждому нужно подобрать правильные «ключи». И постигать это можно всю жизнь, каждый раз открывая что-то новое. Боюсь, что даже в конце пути останется нечто неизвестное. Спасибо Пермской краевой филармонии, что она дала мне возможность познакомиться с еще одним инструментом – пермским.

Дина Нестерова.


← Назад


ИЗДАНИЯ
Лечебный телегид
Пермь спортивная
Известия
МК в Перми
Новости культуры. Пермь
Вечерняя Пермь
Советский спорт
Советский спорт. Футбол
Новости районов
Образование: Пермский край
Парламентская газета
Мир новостей
РУБРИКИ
Proчтение
Афиша
Взлет
Выставка
Гастроли
Глазами очевидца
Имя
За кулисами
Колонка редактора
Конкурс
Ликбез
Наш выбор
Отдохни!
Поиск
Праздник
Премьера
Ретро
Событие
Тема недели
Феномен
Фестиваль
© 2010 ООО Медиакомпас
Почтовый адрес: 614070, г. Пермь, ул. Крупской, 40.
Телефоны: (342) 281-95-76, 282-54-22, 282-54-55.

Разработано в студии «Сайт-мастер»
Работает на «CMS BS» версия 3.0
Вы попали на лучший информационный портал г. Перми, посвященнный событиям в жизни города. Мы стараемся как можно быстрее сообщить о новостях в городе, мероприятиях, а также проводим фоторепортажи и делаем интервью. Заходите, будем рады видеть Вас.